Образовательная программа по внеурочной деятельности "В царстве слов"

Разделы: Начальная школа


Актуальность.

Современный этап исторического развития характеризуется огромным динамизмом, глобальными противоречиями, радикальными изменениями во всех областях общественной жизни. Это ведет к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требует пересмотра устоявшихся взглядов и мнений, в том числе, в образовании и воспитании.

Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения.

В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку. В настоящее время такая работа в школе ведётся не на должном уровне.

Действительно, язык и до школы, и в школе обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. С малых лет у детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову. К сожалению, огромный образовательный потенциал родного языка используется сейчас в школе не в полной мере. Моё обращение к проблеме связано с попыткой поставить вопрос об ее актуальности с позиции системного подхода в организации внеурочной деятельности, адекватного в нынешней социокультурной ситуации.

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.

Программа "В царстве слов" имеет научно-познавательное направление. Она позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов родного языка. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Воспитание интереса к изучению мира слов должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Целесообразность.

Изучение родного языка становится источником многообразных художественных впечатлений.

Язык всегда находится в распоряжении учащихся и в любой момент может быть использован для наблюдения. Связь теории с практикой тоже является характерной чертой нашего предмета изучения, так как языком мы пользуемся постоянно.

Знание русского языка создаёт условия для успешного участия в конкурсах и олимпиадах по русскому языку. Данная программа закладывает фундамент для преемственности в работе между начальным и средним звеном обучения.

Новизна внеклассной работы задает тон ломке методических стереотипов, рождению новых подходов к преподаванию русского языка, привносит дух живого диалога, откровения, раскрепощённости в поиск истины томимым духовной жаждой поколением. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества и сотрудничества преподавателя и учащихся, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов.

Цель программы: подготовить учащихся, грамотных в широком смысле слова, обеспечить языковое развитие учащихся, сформировать умение и навыки устной и письменной речи, коммуникативной и лингвистической компетенции.

Задачи:

Образовательные:

  • расширение и углубление программного материала;
  • совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

Воспитательные:

  • воспитание любви и уважения к великому русскому языку;
  • воспитание чувства патриотизма;
  • повышение общей языковой культуры учащихся;
  • выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

  • развитие интереса к языку как учебному предмету;
  • совершенствование общего языкового развития младших школьников;
  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Организация внеурочной деятельности младших школьников в научном клубе "Родное слово" основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.

Программа рассчитана на 4 года обучения для учащихся 1-4 классов. 1 класс - 33 часа, 1 час в неделю; 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю; 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю; 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.

Содержание программы:

Программа каждого класса состоит из четырёх разделов.

1. Хорошо ли ты знаешь русский язык? Рассказ-беседа. Игры, кроссворды, соревнования.

2. Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению; о пословицах и поговорках.) Игры, викторины.

3. Словарное богатство русского языка. Знакомство с различными словарями. Тематические группы слов. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Происхождение слов. Заимствованные слова. Фразеологизмы.

4. Проектная деятельность. Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.

№ п/п Раздел 1 класс 2 класс 3 класс 4класс
1 Хорошо ли ты знаешь русский язык? 4 6 6 6
2 Сокровища родного языка. 4 6 6 6
3 Словарное богатство русского языка. 23 18 16 14
4 Проектная деятельность. 2 4 6 8
  Всего часов 33 34 34 34

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  • изученные орфограммы;
  • признаки изученных частей речи.

Учащиеся должны уметь:

  • составлять рассказы на определённую тему;
  • составлять рассказы по картинам;
  • разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и правильно их употреблять;
  • различать слова, близкие и противоположные по значению;
  • подбирать тематические пословицы;
  • отбирать материалы для "уголка русского языка", утренников;
  • составлять и обсуждать тексты на определенные темы;
  • пользоваться орфографическими и толковыми словарями (П.А. Грушников "Орфографический словарь", С.И. Ожегов "Словарь русского языка", "Школьный толковый словарь русского языка", М.Р. Львов "Словарик синонимов и антонимов", М. И. Михельсон "Фразеологический словарь");
  • объяснять значения пословиц;
  • составлять вопросы для викторины;
  • подбирать материал для праздников;
  • изготавливать блокноты трудных орфограмм, словари (синонимов, антонимов, фразеологизмов), сборники пословиц, загадок.

Примерный тематический план 4 класс (34 часа).

№п/п Название раздела. Количество часов.
1. Хорошо ли ты знаешь русский язык?

Рассказ-беседа на тему "Что это значит - хорошо знать русский язык?".

Составление текста на тему "Школа".

Игры "Чудесное превращение слов", "Добавь букву", "Доскажи словечко".

Кроссворды.

Игра - соревнование.

6
2. Сокровища русского языка.

Слово одно, а значений несколько.

Слова - близнецы (омонимы).

Слова - друзья (синонимы).

Антонимы. Омофоны.

Игра-соревнование "Умники и умницы".

Викторина "Знаешь ли ты пословицы?".

6
3. Словарное богатство русского языка

Игра "Поход на Ярмарку Словарей".

Беседа-практикум " Умеешь ли ты пользоваться словарём?".

Экскурсия в библиотеку.

Тематические группы слов.

"Трудные слова" - разгадывание ребусов и кроссвордов.

Устный журнал "Путешествие в страну неразгаданных тайн".

"Почему их так называют?".

Устаревшие слова.

Слова - пришельцы.

Крылатые слова.

Викторина "Знаете ли вы?".

Праздник "День славянской культуры".

Ролевые игры.

Олимпиада по русскому языку.

14
4. Проектная деятельность

Вопросы для викторины.

Словарь фразеологизмов.

Сборник пословиц.

Сборник загадок.

Блокнот трудных орфограмм.

Литературные газеты.

КВН по русскому языку.

8

Список литературы:

  1. Ушаков Н.Н. "Внеклассные занятия по русскому языку" (пособие для учителей) - М.: Просвещение, 1978.
  2. Лютова О.А. "Литературные игры и праздники в начальной школе" (методическое пособие) - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  3. Весёлая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Ю.А. Вакуленко. - Волгоград: Учитель, 2011.
  4. Классные часы. 4класс. 2 полугодие. Изд. 2 - е, переработанное, /Сост. М. А. Фисенко. - Волгоград: ИТД "Корифей", 2007.
  5. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. Для начальных классов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Вентана-Граф, 1996.