Урок поэзии во 2-м классе. Л.Дьяконов "Щенок и снег", З.Александрова "Снежок"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. приобщать детей к миру искусства;
  2. решая учебно-художественные задачи, совершать «открытия поэзии»;
  3. познакомить учащихся с литературными понятиями «рифма», «юмор», «сравнение»;
  4. совершенствовать навыки чтения учащихся;
  5. развивать речь учащихся.

Оборудование: учебник З.И. Романовской «Живое слово» 2 класс; материалы книги В.А. Левина «Когда маленький школьник становится большим читателем» (М.: Лайда, 1994)

Ход урока

I. Вступление. Беседа.

– Ребятам так сказал поэт:
«Я вам хочу открыть секрет.
Не каждый взрослый знает это:
Есть у стихов свои секреты».
«А что стихи таят в секрете?» –
Спросили у поэта дети.
Но на такой вопрос поэт
Не захотел давать ответ.
Тогда опять спросили дети:
«Как открывать секреты эти?»
И он ответил:
«Чем смогу, я вам охотно помогу».

– Сейчас, ребята, я вам задам три вопроса: два легких и один трудный. Не боитесь?

– На первый вопрос вы уже ответили. Поняли, на какой?

– Вот вы и ответили на второй легкий вопрос. А теперь трудный вопрос: почему мы с вами друг друга понимаем? (говорим по-русски)

– А если я начну по-русски читать стихи, вы тоже все поймете?

– А если стихи будут взрослые, и там будут непонятные слова?

– Нужно ли специально чему-нибудь учиться, чтобы понимать стихи?

– Сегодня на уроке мы будем стараться открыть секреты стихов. А для начала поиграем в игру «Похожие хвосты».

II. Игра в рифмы.

(Учитель читает стихотворение американского поэта Джона Чиарди в переводе Р. Сефа)

Две птицы удивительных есть в ящике моем.
И если хочешь, то с тобой сыграем мы вдвоем.
А чтобы мы могли начать, запомнить должен ты,
Что у несхожих этих птиц – похожие хвосты.
Поймать таких смешных пичуг – весьма нелегкий труд.
Недаром люди умные их РИФМАМИ зовут.
И вправду, птицы шустрые из ящика большого
Вдруг начали выскакивать наверх за словом слово.
Одна достала слово ГВОЗДЬ,
Другая сразу – ГОСТЬ и ТРОСТЬ.
Одна достала слово ГРУСТЬ,
Другая сразу – НУ И ПУСТЬ.
Одна достала слово СЛОН,
Другая ЗВОН и ТЕЛЕФОН.
– Теперь, – сказал мне человек, – пора и нам сыграть.
Я буду доставать слова, ты должен рифмовать.
Достал он слово КОЧКА,
А я ответил; БОЧКА, и СТРОЧКА, и СОРОЧКА, и сразу ДВА ЛИСТОЧКА,
И на прощанье ТОЧКА.
Мы с ним играли целый час похожими словами.
Теперь мы покидаем вас, и вы играйте сами.

– Ребята, вы поняли, что такое РИФМА? (слова, похожие по звучанию).

– Поиграем? Подбирайте рифмы:

  • КОШКА – ...
  • СЕМЬЯ – ...
  • ДЫРА – ...

– А теперь послушайте стихотворение Л.Дьяконова «Щенок и снег» и найдите в нем рифмы.

III. Работа по стихотворению «Щенок и снег».

Учитель читает стихотворение.

– Понравилось вам стихотворение? Чем?

– Назовите рифмы.

– Как автор относится к щенку? Откуда это видно?

– Представьте и опишите состояние щенка.

СКОНФУЗИЛСЯ. Как понимаете? (попал в неловкое положение, был в замешательстве)

– Как нужно читать это стихотворение?

Вводится понятие ЮМОР (способность подмечать в явлении комические стороны)

IV. Физминутка.

V. Знакомство с понятием «Сравнение».

– А сейчас прочитайте шуточное стихотворение (на доске стихотворение Р. Сефа)

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

– Понравилось? Очень интересно отметил поэт, что….все на все похоже. И какое смешное сравнение: полосатый кот похож на пижаму. А вы не припомните каких-нибудь интересных сравнений? (облака – животные, еж – щетка….)

– А какие сравнения использовал поэт в стихотворении «Щенок и снег»?

VI. Работа по стихотворению «Снежок».

– Послушайте еще одно стихотворение поэтессы З. Александровой.

Учитель читает стихотворение тихо, плавно.

– Что скажете?

– Я передала настроение поэтессы?

– А как надо читать это стихотворение?

Дети читают стихотворение.

– Да, если вчитываться в строки. То чувствуешь настроение автора.

– А что с чем сравнивается? Зачем?

Вводится понятие СРАВНЕНИЕ (один предмет или явление уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку).

– Какие цвета преобладают в стихотворении «Снежок» (зима разноцветная)

VII. Итог урока. Домашнее задание.

– Какие секреты стихов мы сегодня открыли?

– Вам понравилось делать открытия? Думаю, мы с вами откроем еще много секретов.

– А каким будет домашнее задание, догадайтесь?

– Правильно, выучить наизусть понравившееся стихотворение.

– Урок окончен.