Особый ребенок

Разделы: Коррекционная педагогика


Наш бурный и непростой век оказывает на детей влияние интенсивностью жизни, стремительным развитием техники, большим потоком информации, компьютеризацией, изменением семейных ценностей и влиянием “всемирного кризиса”. И, тем не менее, общество и система образования основной целью выдвигает доступность и обязательность повышения качества и эффективности образования для каждого ребёнка.

А если этот ребёнок особенный? Кто, как и когда сможет помочь ему раскрыть свои возможности, подготовить его к дальнейшей жизни и деятельности в естественном социальном окружении? В чём заключается специфика работы педагогов с этим ребёнком? На эти поставленные вопросы я отвечаю со своими коллегами с тех пор, как в нашем детском саду компенсирующего вида №2316 для детей с нарушением зрения района Выхино-Жулебино под руководством заведующей Авраменко А.Н. открыта группа кратковременного пребывания “Особый ребёнок”. Эту группу посещают дети с тяжёлыми нарушениями зрения (слепые и слабовидящие) и имеющие вторичные нарушения с разными видами отклонений. Каждый ребёнок посещает детский сад четыре раза в неделю, режим дня, расписание занятий составляется индивидуально для каждого в соответствии с возрастом и уровнем его развития. В работе с детьми, используются различные формы занятий со специалистами, плавание, массаж, прогулка, организация совмесной-игровой деятельности со своими ровесниками и участие в детских утренниках.

Наш опыт показывает, что работа педагогов начинает строиться: с ранней диагностики отклонений в развитии, выявления индивидуальных возможностей каждого ребёнка, обходных компенсаторных путей. С планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития ребёнка. С налаживания более тесного взаимодействия с семьёй и её психологического сопровождения.

Пребывание ребёнка в детском саду, проведение занятий-консультаций осуществляется в присутствии родителей. Такая форма работы по обучению слепого ребёнка наиболее эффективна, потому что ребёнок чувствует себя защищенным в новой социальной среде, легче проходит период адаптации, налаживается более тесное сотрудничество между мамой и ребёнком. Выполнение сопряжённых действий вместе с близким человеком и действий по аналогии способствует лучшему усвоению материала. Работая в союзе педагога, мамы и ребёнка мы, опираясь на прошлый опыт, уточняем новое. Я убеждена, что обучение самой мамы и родителей основным приёмам и методам общения со своим ребёнком не менее важно, потому, что мы нередко сталкиваемся с тем, что близкие люди не знают, как подойти к ребёнку, во что и как играть, и какие для этого нужны игрушки.

И так каждый день шаг за шагом я учусь со своими детьми и их родителями и испытываю радость от того, когда мы чего-то достигаем. Это наше общее счастье. Счастье, когда, не просто получилось, а получается. И чем дольше я работаю со слепыми детьми, тем больше я убеждаюсь в том, что независимо от того какой у ребёнка диагноз, его умственные, физические и психические возможности он в любом случае заслуживает того, чтобы его любили, понимали и помогли найти своё место в этом мире. Год, за годом я приобретаю опыт и навык общения с детьми дошкольного возраста и разными отклонениями в их развитии. И пришла к тому, что цель моей работы, как тифлопедагога – не только предупредить последствия первичного дефекта и преодолеть его, а помочь раскрыть возможности каждого ребёнка и подготовить его к дальнейшей жизни в естественном социальном окружении. Но осуществление этой цели возможно только в том случае, если в этом будут принимать активное, адекватное и творческое участие сами родители, придерживаясь следующих рекомендаций:

  • Если вы заметили неблагополучие в развитии своего ребёнка, найдите возможность проконсультироваться не только у педиатра, сурдолога, офтальмолога и детского невролога, но и у детского психолога и коррекционного педагога.
  • Запомните – многие отклонения в развитии вашего ребёнка могут быть успешно устранены уже в раннем возрасте при условии незамедлительной квалифицированной специальной помощи, которая, будучи начата позднее, способствует лишь частичному преодолению ребёнком имеющихся отклонений.
  • Постарайтесь найти и собрать информацию о ближайших детских дошкольных учреждениях, центрах ранней помощи и развития, где проконсультируют и окажут помощь по трудным проблемам развития и воспитания ребёнка.

Только благодаря тесному сотрудничеству и взаимодействию родителей и педагогов особый ребёнок может получить равные стартовые возможности наряду с другими детьми. Мы Вас ждём в нашем саду!

Из опыта работы учителя-дефектолога Бузук Н.Е.

Конспект индивидуального занятия-консультации в группе кратковременного пребывания “Особый ребёнок” со слепым ребёнком 5 лет диагноз: ретинопатия 5 степени, ЗПР, ЗРР.

Цель: Формирование у слепого ребёнка интереса к общению.

Задачи:

  • Развивать понимание ребёнком обращенной речи взрослого
  • Учить самоконтролю производимых движений
  • Развитие, укрепление и стимуляция мышечного аппарата, осуществление мимических и жестовых движений
  • Продолжать обучение способам ориентировки на себе, от себя
  • Продолжать развивать умения ребёнка ориентироваться и определять источник звукового сигнала

Оборудование: игрушечный зайчик, колокольчик, бубен.

Ход занятия

1. “Приветствие”

Педагог: Это кто ко мне пришёл?

Ребёнок: Это Саша.

Педагог: Здравствуй Саша.

(Если ребёнок не отвечает, то педагог обращает своё внимание на маму и здоровается с ней.)

Педагог: Здравствуйте мама Марина.

Мама: Здравствуйте.

Педагог: Можно я поздороваюсь с Сашиной правой ручкой?

Ребёнок: Да.

Педагог: Здравствуй Сашина правая рука.

Если ребёнок не протягивает педагогу руку, то педагог очень аккуратно делает это сам и легким рукопожатием обозначает своё действие.

Педагог: А теперь давай поздороваемся с левой рукой.

Педагог: А теперь с тобой и с мамой Мариной хочет поздороваться мой игрушечный зайчик.

Педагог: Здравствуй Саша, я хочу с тобой поиграть.

Педагог подносит игрушечного зайчика к ребёнку и предлагает его погладить, потрогать, поиграть.

2. “Игра с игрушечным зайчиком”

Педагог: Давай погладим зайчика. Он мягкий, пушистый. У него длинные ушки. Давай поиграем с зайчиком.

Педагог вместе с ребёнком выполняет игровые движения.

Зайка серенький сидит и ушами шевелит, показываем ушки
Вот так, вот так он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть надо лапочки погреть потираем ручки
Вот так, вот так надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять надо зайке поскакать подскоки
Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Педагог: Вот какой зайчик.

3. Игра “Музыкальные загадки”

Педагог: Саша, зайчик очень хочет с тобой поиграть. Поиграем с зайчиком?

Ребёнок: Да, поиграем.

Педагог: У зайчика есть музыкальные инструменты, только он забыл, как они называются. Давай поможем зайке.

Педагог, держа в руке зайчика, отходит на небольшое расстояние и звенит колокольчиком.

Ребёнок должен постараться определить направление звука и найти звучащий инструмент и назвать его.

Если ребёнок испытывает трудности, то на помощь приходит мама.

Педагог: Каким инструментом играл зайчик?

Ребёнок: Зайчик играл колокольчиком.

Педагог: Молодец! Какой ты внимательный.

Педагог: А сейчас послушай, чем теперь будет играть зайчик?

Педагог предлагает маме, взяв в руки зайчика и бубен отойти в другую сторону и поиграть. Ребенок должен постараться определить направление исходящего звука и подойти к нему.

Мама: Чем играл зайчик?

Ребёнок: Зайчик играл в бубен.

Педагог: А давай поиграем в бубен.

Поиграй-ка Саша в бубен ритмичные удары по бубну
Мы в ладоши хлопать будем,
а теперь маме дадим бубен…

Педагог: Вот как мы хорошо поиграли. Теперь зайка знает, как называются инструменты. И в благодарность хочет подарить тебе шарик. Но только его надо надуть.

Педагог: Как мы будем надувать шарик? Вместе с Сашей надуваем щеки и дуем.

Педагог: Пока зайчик надувает шарик, мы надуем “пузырь”.

Педагог предлагает Саше и маме взяться за руки и в соответствии со словами двигаться.

4. Хоровод “Раздувайся пузырь”.

Педагог:

Раздувайся пузырь, раздувайся большой
Да не лопайся. 2 раза.
Он летел, летел, летел
И за веточку задел ш-ш-ш-ш и лопнул.

Педагог: Вот как мы поиграли, а тебе понравилось?

Педагог: С кем Саша сегодня играл?

Ребёнок: С зайчиком.

Педагог: Какие инструменты мы с тобой слушали?

Ребёнок: Колокольчик, бубен.

Если ребёнок затрудняется ответить, то можно ещё раз воспроизвести звуки этих инструментов, чтобы ребёнок вспомнил их и назвал.

Педагог: Что подарил тебе зайчик?

Ребёнок: Зайчик подарил мне шар.

Педагог: Саша приедет домой, и будет играть в этот шар вместе с мамой и сестрёнкой.