Особенности проектирования ЭУМК для специального курса "Начертательная геометрия"

Разделы: Технология


В 2007 г. в Алтайском государственном университете было утверждено Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины [7]. Положение разработано в соответствии с документом регламентирующим учебную деятельность в Алтайском государственном университете «Дополнение к Сборнику нормативных документов по учебной деятельности Алтайского государственного университета» и приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. № 137 «Порядок использования дистанционных образовательных технологий». Структура предлагаемого электронного учебно-методического комплекса соответствует данному положению.

В состав электронного учебно-методического комплекса по дисциплине «Начертательная геометрия» целесообразно включить следующий комплект электронных учебно-методических материалов включает [5, 1]:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование курса «Начертательная геометрия» для 10-11 классов
  4. Основные термины и понятия к разделам курса «Начертательная геометрия»
  5. Контрольные вопросы, задачи и решения по разделам
  6. Список использованной литературы
  7. Приложения

Рабочая программа формируется на основе образовательного стандарта. Она определяет содержание, объем и уровень усвоения знаний материала учебной дисциплины, состав, структуру и требования к уровню профессионального становления школьника.

Необходимым элементом рабочей программы являются контрольные задачи и задания по решению проблем на основе изученного материала по дисциплине.

Прежде чем непосредственно приступать к разработке какого-либо курса, необходимо определить контингент обучающихся (школьники, студенты, преподаватели и др.), также необходимо определить возрастную группу предполагаемой аудитории, уровень компьютерной грамотности, подготовку в области знаний планируемого курса. Исходя из состава целевой аудитории, должны быть сформированы учебная программка и выбраны соответствующее техническое и методологическое обеспечение.

Необходимо также сформулировать цели и задачи, поставленные перед обучающимися; знания, умения и навыки, которые необходимо сформировать и обучить. Целью будет являться конечный результат, а задачи обучения - это этапы выполнения работ, действия, которые совершаются для достижения поставленной цели.

Проектирование и описание основных элементов ЭУМК основывается на вышеуказанном Положение об электронном учебно-методическом комплексе дисциплины, принятом в Алтайском государственном университете. Можно определить рациональную структуру ЭУМК по дисциплине, включающую следующие разделы [4, 6, 7]:

  1. введение в дисциплину (история, предмет, актуальность, место и взаимосвязь с другими дисциплинами программы по специальности);
  2. учебная программа по дисциплине (курсу);
  3. цель и задачи изучения дисциплины;
  4. методические указания по самостоятельному изучению курса;
  5. содержание;
  6. основное содержание, структурированное по разделам (модулям);
  7. практические занятия для самостоятельной работы;
  8. тематика для небольших научно-исследовательских работ;
  9. список литературы.

Данные разделы не являются обязательными для авторов и во многом зависят от содержания учебного предмета.

Общие принципы построения электронного учебно-методического комплекса для обеспечения самостоятельной работы обучающегося по заданной теме:

  • соблюдать жесткую логику изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемыми всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем;
  • приводить подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения учебных и прикладных задач;
  • соблюдать четкость при формулировании учебных задач и тем;
  • использовать различные средства и методы активизации учебно-познавательной дисциплины.

Принципы работы обучаемого с учебно-методическим комплексом по изучению дисциплины [2, 3]:

  • параллельно с изучением учебного материала обучающийся знакомится с основными терминами и понятиями, которые ему необходимо знать при изучении данного раздела;
  • обучаемый должен выполнить практические занятия, предусмотренные программой курса. Практические занятия предполагают как индивидуальную работу, так и групповую работу, с использование современных компьютерных технологий;
  • с помощью контрольных вопросов обучающийся должен самостоятельно проверить свои знания, причем контроль не только после всего курса, но и на различных его этапах (после каждой темы, параграфа и т.д.);
  • помимо самоконтроля, также осуществляется контрольное мероприятие по всему материалу.

В ПРИЛОЖЕНИИ находится готовый ЭУМК для специального курса «Начертательная геометрия», который содержит цели и задачи курса, также методические указания по изучению курса, методические указания к каждой из частей курса.

Теоретический материал для обучения может быть представлен в печатном или электронном виде. Он предназначен для изложения отобранного в соответствии с требованиями рабочей программы и структурированного на методические дозы, модули и блоки учебного материала дисциплины, обеспечения оперативного самоконтроля и текущего контроля, а также управления познавательной деятельностью учащихся с использованием результатов контроля и возможностей других элементов учебно-методического комплекса.

Учебный материал должен структурированным и логически верно построенным. В рамках данного исследования структура учебного элемента курса выглядит следующим образом:

  1. Название темы.
  2. Цели изучения темы.
  3. Методические указания по изучению учебного материала.
  4. Учебный материал.
  5. Практикум.
  6. Задания для самоконтроля.

В процессе подготовки учебного текста можно выделить несколько этапов:

  1. Определение цели. Необходимо выделить перечень всех подтем, которые должны быть изложены в данной теме.
  2. Разработка структуры учебного курса. Следует разработать концептуальные модели темы (подкурса): общая схема темы, т.е. то, как все элементы темы связаны вместе, и схема взаимодействия между обучаемым, темой и преподавателем. После прочтения исходных источников составляется иерархическая структура подкурса, состоящая из частей, глав, параграфов, число которых должно быть невелико. Желательно, чтобы размер раздела не превышал 3-4 стандартных машинописных страниц. Каждой части, каждой главе присваивается точное и грамотное наименование таким образом, чтобы можно было изобразить в иерархической схеме.
  3. Композиция. Это процесс объединения соответствующих фрагментов текста: разделы нужно выстроить в последовательный текст каждой главы, а главы - в разделы.
  4. Структурно-стилистическое редактирование. Контроль полноты и связности. После композиции проводится сплошное редактирование текста. Дописываются необходимые параграфы и абзацы.

Теоретическое содержание курса должно быть четко структурировано и каждый раздел помимо основных сведений по курсу должен содержать ссылки к дополнительной литературе, словарю терминов и различным справочным материалам.

Электронный учебно-методический комплекс для специального курса «Начертательная геометрия» разработан на основе авторской программы дисциплины «Начертательная геометрия» для 10-11 классов.

Курс рассчитан на учащихся профильного обучения общеобразовательных школ, лицеев, гимназий 10-11 классов.

Общая трудоемкость – 68 часов.

В разработанный нами электронный УМК вошли следующие структурные компоненты:

  1. Пояснительная записка
  2. Содержание программы
  3. Тематическое планирование курса «Начертательная геометрия» для 10-11 классов
  4. Основные термины и понятия к разделам курса «Начертательная геометрия»
  5. Контрольные вопросы, задачи и решения по разделам
  6. Список использованной литературы
  7. Приложения

Комплект электронных материалов по специальному курсу составлен таким образом, что он может изучаться как с участием, так и без участия преподавателя, с использованием электронных ресурсов. Кроме программы к курсу прилагается словарь и задания, вопросы для повторения и самостоятельной работы.

Пояснительная записка

Включает в себя обоснование актуальности курса. Его необходимость в связи с переходом на профильное обучение средних общеобразовательных школ. Такая дисциплина, как начертательная геометрия, в основном определяет техническое направление, является орудием для инженеров при проектировании и создании машин. Она по своему содержанию и методам занимает особое положение и среди других наук: обогащает точные науки наглядностью и простотой в решении задач, является орудием для работников изобразительного искусства (живописцев, архитекторов, графиков) в создании художественных произведений.

Данная программа направлена на расширение кругозора учащихся в области точных наук. Изучение основных разделов начертательной геометрии, таких как: «Методы проецирования. Проецирование точки и прямой», «Плоскость», «Методы преобразования ортогональных проекций», «Пересечение плоскости и линии с поверхностью», «Взаимное пересечение поверхностей» - рассчитано на курс обучения в 10-11 классе. В каждом разделе рассматриваются теоретические основы ортогонального проецирования, которые сопровождаются контрольными вопросами и практическим решением задач, посредством которых отрабатывается графическое оформление чертежей, развивается логическое, пространственное и конструктивное мышление.

Содержание курса

Специальный курс «Начертательная геометрия» состоит из 5 разделов.

Раздел I. Методы проецирования. Проецирование точки и прямой
Раздел II. Плоскость
Раздел III. Методы преобразования ортогональных проекций
Раздел IV. Пересечение плоскости и линии с поверхностью
Раздел V. Взаимное пересечение поверхности

Форма итогового контроля.

В зависимости от условий изучения спецкурса предусмотрены контрольные мероприятия в виде решения контрольно-графических задач.

Единого мнения о структуре и составе электронного учебно-методического комплекса в настоящее время нет. Обоснована необходимость применения сле­дующих компонентов: рабочая программа; электронный учебник; информацион­но-справочная система; электронный практикум; автоматизированная система оценки и контроля знаний.

В ходе работы были спроектированы элементы электронного учебно-методического комплекса по теме «Начертательная геометрия», предназначенного для учащихся профильного обучения общеобразовательных школ, лицеев, гимназий 10-11 классов.

Анализ литературы по теме «Разработка элементов электронного учебно-методического комплекса» позволил спроектировать элементы электронного учебно-методического комплекса в соответствии с Положением об электронном учебно-методическом комплексе, принятом в ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет». В соответствии с этим Положением были разработаны следующие элементы ЭУМК: Пояснительная записка, Содержание программы, Тематическое планирование курса «Начертательная геометрия» для 10-11 классов, Основные термины и понятия к разделам курса «Начертательная геометрия», Контрольные вопросы, задачи и решения по разделам, Список использованной литературы, Приложения.

Кроме того, для всех этих элементов были разработаны методические рекомендации по их изучению, а также общие рекомендации по изучению курса, в которых указаны тема и цель изучаемого курса, пояснительная записка, разъясняющая общее положение изучаемой темы в рамках всего обучении, а также график учебного процесса, в котором указаны сроки, изучаемые подтемы, вид учебной деятельности и примечания.

Изучение и обобщение материала по теме «Начертательная геометрия» позволило наполнить контентом элементы разрабатываемого ЭУМК. Были выделены учебные единицы и тема была разбита на составные элементы, которые позволили структурировать материал в соответствии с рекомендациями по работе учащегося.

Список литературы

  1. Волженина, Н.В. Организация самостоятельной работы студентов в процессе ДО: учебное пособие / Н.В. Волженина. - Барнаул, Из-во АлтГУ, 2008, - 61с.
  2. Краснова, Г.А., Беляев, М.Н., Соловов, А.В. Технологии создания электронных обучающих средств. - М.: МГИУ, 2002.
  3. Кулагин, В.П., Краснова, Г.А., Овезов, Б.Б. Информационные технологии информатизация. М.: Янус-К, 2005. -180 с.
  4. Основы теории дистанционного обучения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iet.mesi.ru/dis/14o.html - Загл. с экрана.
  5. Потеев, М.И. Электронный учебно-методический комплекс как элемент системы открытого образования / М.И. Потеев, С.М. Вергезова, Е.А. Серге­ева // ХП Всероссийская научно-методическая конференция «Телематика 2005». - Санкт-Петербург, 6-9 июня 2005г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tm.ifmo.ru/tm2005/db/doc/get_thes.php?id=84. - Загл. с экрана.
  6. Положение о ЭУМК в Алтайском государственном университете [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.asu.ru/search/documents/l 141 .html?query=%FD%F3%EC%EA. - Загл. с экрана.
  7. Солянкина, Л.Е. Учебно-методический комплекс как средство профессио­нального саморазвития студента: дис. ... канд. пед. наук. — Волгоград, 1999. -217с.