Интегрированный урок "Экскурсия на озеро. Животные и растения озер родного края"

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование у детей определённого объёма систематизированной информации о многообразии адаптаций живых организмов к условиям водной среды.

Задачи:

  • Обучающая: познакомить детей с многообразием живых организмов, обитающих в озёрах нашего края.
  • Развивающая: развитие навыков самостоятельного наблюдения; развитие поэтического восприятия природы; развитие у детей внимания, воображения, восприятия, разных форм мышления.
  • Воспитательная: разрушение барьера эстетической глухоты и чёрствости ко всему живому; осознание детьми как соучастников происходящих природных явлений, уважающих права остальных обитателей этого мира;
    Оценка детьми своих поступков в природе; закладка основ экологической этики у детей..

Оборудование: сачки, полиэтиленовые мешочки, баночки, лупы, ботаническую папку (для сбора растений), альбомы, мольберты, краски, карандаши, ватман. Походный завтрак.

Продолжительность занятия: 2 урока.

План проведения экскурсии

п/п

Этапы Временная реализация Ответственные
1 Определение места для экскурсии:

Озеро “Окунёвое”. Решение о подвозке детей к месту назначения.

Первая неделя сентября. Учитель, родители.
2 Проверка санитарных норм водоёма (чистое дно, лёгкий подход к воде, богатый набор животных и растений). Первая неделя сентября. Учитель, родители.
3 Подбор и изучение литературы по теме экскурсии. Первая неделя сентября. Учитель, родители.
4 Выбор конкретных объектов – обитателей озера – для поисковой самостоятельной работы по группам или индивидуально. Первая неделя сентября. Учитель,
5 Составление конспекта: цели и задачи, вводная часть, исследование объектов наблюдения по заданию. Обобщающая беседа. Вторая неделя сентября Учитель,
6 Разработка для учащихся доэкскурсионных, экскурсионных послеэкскурсионных карточек заданий. Вторая неделя сентября Учитель,
7 Провести беседу о том, какая должна быть одежда во время экскурсии, познакомить с правилами поведения в природе. Вторая неделя сентября Учитель, родители,
руководитель ОБЖ
8 Подготовить и принести на экскурсию необходимое оборудование: сачки (водные и воздушные),банки, полиэтиленовые пакеты, лупы. Вторая неделя сентября Учащиеся.
9 Самостоятельно попробовать собрать информацию о выбранных объектах (растениях и животных данного водоема); стихи, рассказы, загадки, пословицы, легенды. Стихи можно выучить наизусть. Первая и вторая неделя сентября Учащиеся.
10 Экскурсия на озеро Окунёвое. Подвозка детей к месту назначения. 12 сентября Учитель, родители,
учащиеся.

Ход урока

1. Организационный момент

  • прибытие на озеро Окунёвое
  • расположение учащихся и родителей на берегу озера
  • проверка готовности к уроку

2. Эмоциональное и поэтическое восприятие окружающего мира.

Перед вами небольшое озеро. В народе его называют Окунёвое. Почему? Кто из вас знает? Оглянитесь вокруг, как кругом тихо и мирно. Давайте послушаем эту тишину. Попробуйте использовать во время молчания все свои органы чувств: слух, зрение, обоняние, осязание. (После недолгого молчания рекомендуется задать вопросы).

  • Что слышали ваши уши?
  • Что видели ваши глаза?
  • Какие запахи вы ощутили?
  • Какие ваши ощущения? После ответов детей можно сделать вывод.

Не слышно шума, глаза и уши отдыхают, воздух чист и свеж. Он напоён ароматом береговых трав.
Вам здесь хорошо? Какое у вас настроение? В эти минуты хочется читать стихи, петь песни. Давайте тихо посидим и почитаем стихи.

Прекрасный день!
Такая чудная погода
Бывает только дивною сентябрьскою порой.
Ликует в праздничном наряде вся природа,
И золотая осень кружит над землёй.

img2.gif (8502 bytes)

А солнце светит ласково и нежно,
Даря земле частичку теплоты,
И над водой с изяществом небрежным
Порхают бабочки, как поздние цветы.
                                                (В.Кочураев)

Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
                                (И. Бунин)

3. Самостоятельно-исследовательская работа.

Ребята, обратите внимание, как водная гладь, манит к себе, восхищает переливами красок. Так и хочется войти в это царство покоя и познакомиться со всеми его обитателями. Но уже прохладно! Нельзя! А может быть, кто-то знает и расскажет нам, какие животные живут в озере? Сегодня мы с вами попробуем стать учёными-исследователями и познакомимся с жителями этого водного царства.

По заданию учителя проводятся самостоятельные групповые наблюдения – исследования, т.е. учащиеся, разбиваются на группы, которые возглавляют взрослые. Получают карточки с заданиями.

Первая группа обследует берег озера. Для этого потребуются баночки, воздушные сачки, мешочки.

Вторая группа обследует, какие растения растут вокруг озера. Потребуется ботаническая папка, куда вкладываются растения для гербария.

Третьей группе познакомиться с обитателями водоёма. Для этого потребуются водные сачки, баночки.

Встречаемся через 10 минут.

4. Обобщение сведений, полученных в ходе самостоятельно-исследовательских работ:

– Какие животные живут в озере?
– Назовите растения, которые растут в этом водоёме? Их роль в жизни озера?
– Что обнаружили на берегу нашего озера?
– Сравните строение тела и окраску карася и окуня? И т.д.

Примечание. Чтобы получить полный объём знаний о растениях и животных мелких водоёмов, учитель и родители заранее подготавливают их, в случае, если дети не встретят этих животных во время самостоятельного наблюдения (улитка, ракушки, пиявки, дафния, паук-серебрянка, разнообразные жуки и пауки, окунь, карась).

Вывод. Живут в мелких водоёмах разные животные: лягушки, рыбы, насекомые. Вот перед вами клоп-водомерка. Скажите, а почему не он не тонет? Верно их лапки покрыты тонкими волосками. Которые смазаны жиром. Поэтому водомерки не тонут, а свободно передвигаются по воде.

Послушайте загадку

Как заправский конькобежец
Он скользит, но не по льду.
Он не лёд коньками режет,
По воде бежит в пруду
Если бабочка, какая
Попадёт случайно в пруд-
Этот хищник не зевает,
Длинноногий тут как тут.

Что ещё вы узнали про клопа-водомерку? Он хищник. Ловит личинок комаров, нападает на насекомых, вонзает свой острый хоботок в тело насекомого и быстро высасывает свою жертву.

Наше озеро покрыто разными растениями, среди которых много интересных.

Перед вами элодея. Это маленькое растение, ветвистый стебель которого сплошь покрыт мелкими листочками. Растёт элодея очень быстро.

Водоёмы быстро зарастают ею. За это в народе её называют “водяной чумой”.

Между растениями и животными существует тесная связь. Водные растения выделяют кислород и очищают воду от загрязнений и служат пищей и убежищем для животных.

Что помогает жить животным в воде? Что произойдёт с ними, если озеро пересохнет или кто-нибудь выбросит их на берег? В природе всё связано. Вымирание одних живых существ ведёт за собой исчезновение других. Лягушка питается комарами, мухами, тем самым помогая человеку бороться с неприятными насекомыми. Если не будет лягушек, нас одолеют комары. Эту цепочку можно продолжить. Поэтому никогда не причиняй вреда всем животным. Все животные на Земле приносят пользу.

5. Домашнее задание

Рассказать о любом растении или животном мелких водоёмов. Сочините рассказ, сказку или загадку про насекомых.

6. Пока ребята наблюдали за растениями и насекомыми, родители должны приготовить уху. Организовать отдых детей.

7. Ребята, я предлагаю продолжить наш урок. Вам понравилось наше озеро?

Давайте попробуем изобразить наше озеро. С чем можно сравнить его?

На кого или на что оно похоже?

(Зеркало, блюдце, аэродром для стрекоз – вертолётов, каток для водомерок).

“И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега”.
                                    (И. Бунин)

Кому трудно нарисовать озеро, можно нарисовать насекомых или кувшинки на лоне воды. Проводится конкурс рисунков.

8. Подводится итог экскурсии.

Я знаю, вам очень понравилось занятие на природе. На берегу этого озера часто отдыхают дети и взрослые. Какую памятку вы хотели оставить людям, приходящим к водоёму? Какие плакаты вам бы хотелось нарисовать. Дети вместе с родителями рисуют и пишут правила поведения в природе.

Если спросят вас друзья:
“Где сегодня были?”
Дружно отвечайте:
“Были мы на озере-
Окуней ловили.
А ещё слыхали,
Как квакали лягушки.
Стрекозу поймали, –
Крылья хороши!
За кувшинкой лезли
Через камыши.
Ноги в иле завязили…
Вот сегодня где мы были!

Литература:

  1. Методика обучения “Окружающий мир”, Н.Ф.Виноградова, “Вентана-Граф”, 2006.
  2. Книга для учителя, 1–2 кл. “Методические беседы” Н.Ф.Виноградова. М., 2001.
  3. Научно-методический журнал “Сибирский учитель”, №4 2002.
  4. “Организация проведения экскурсий”.
  5. Благинина Е. “Угадайте, где мы были”.