Создание рисунка в графическом редакторе TuxPaint

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  • создание организационных и содержательных условий для знакомства учащихся с графическим редактором TuxPaint;
  • развитие творческой активности учащихся, воображения, используя компьютерные технологии;
  • привитие интереса к предмету, навыков самостоятельной работы на компьютере, воспитание патриотизма и гражданственности.

Задачи:

  • познакомить с основными операциями рисования в графическом редакторе TuxPaint;
  • способствовать развитию умений применять учебную информацию в практической деятельности;

Тип учебного занятия: изучение новых знаний

Логика учебного занятия: организационный момент - актуализация опорных знаний - изучение новых знаний и способов действия - закрепление новых знаний и способов действия - домашнее задание - итог учебного занятия - рефлексия.

Используемые педагогические технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии.
  • Разноуровневое обучение на этапе закрепления знаний.
  • Здоровьесберегающие технологии - физкультминутки.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический.

Содержательные основы учебного занятия:

Новые знания: инструменты рисования в графическом редакторе TuxPaint.

Способы действия: презентация, работа с книгой, работа на компьютере.

Оснащение учебного занятия:

  • компьютерный класс с операционной системой Windows, графическим редактором TuxPaint;
  • персональный компьютер для учителя;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация;

УМК: Горячев А.В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент конструктор).

Ход урока

I. Организационный момент (2 мин).

Задачи этапа: подготовить учащихся к работе на уроке:

  • обеспечить нормальную внешнюю обстановку для работы на учебном занятии (санитарное состояние классной комнаты, проветренное помещение);
  • психологически подготовить учащихся к ОБЩЕНИЮ на учебном занятии.

Содержание этапа:

  • приветствие учащихся (Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на уроке. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне, улыбаетесь друг другу и начинаем наш урок);
  • проверка готовности учащихся к уроку;
  • сообщение плана урока.

II. Актуализация опорных знаний (5 мин)

Задачи этапа: актуализация опорных знаний и способов действий

Содержание этапа:

1. Сообщение темы урока

2. Разгадывание ребусов. (2 слайд)

Учитель: Отгадайте названия устройств компьютера и назовите их основное назначение. (Клавиатура - устройство ввода информации, Монитор - устройство вывода информации).

3. Ответить на вопросы : (3 слайд)

- Что называют компьютерной графикой?

- Какие виды компьютерной графики вы знаете?

- Где может применяться компьютерная графика?

III. Изучение новых знаний и способов действия (18 мин)

Задачи этапа: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными операциями при рисовании в графическом редакторе TuxPaint.

Содержание этапа:

Знакомство с графическим редактором TuxPaint. (слайд 4)

Учитель: С помощью графического редактора можно:

  • создавать рисунки,
  • делать иллюстрации к рассказам,
  • создавать поздравительную открытку,
  • рисовать свой собственный герб и многое другое.

Главный художник программы - пингвин Такс. Он будет приветствовать вас при каждом запуске программы. Кроме того, при выполнении операций с инструментами он может что-то говорить, удивляться, поддерживать вас.

После загрузки окно программы выводится на экран.(слайд 5)

Слева расположена панель инструментов. Справа отображаются изобразительные возможности выбранного инструмента. Внизу - палитра, под которой во время работы появляются различные комментарии пингвина Тукса.

Возможность рисовать и редактировать изображение представлена инструментами расположенными слева: краска, штамп, линии, формы, текст, магия и ластик.

Краска (слайд 6)

У инструмента "Краска" имеется множество кистей, расположенных справа. Форм кистей огромное количество - есть даже такие как звездочки, сердечки и крестики, зверюшки. Каждой кистью можно наносить краску выбранного цвета. Некоторые отдельные кисти, как, например, треугольник, спираль или белочка, наносят на рисунок изображение в зависимости от направления движения курсора.

Штамп (слайд 7)

Выберем инструмент Штамп. В правом меню отображаются множество разнообразных штампов, выбирать из которых можно с помощью стрелок "Вправо" и "Влево" которые регулируют перемещение между папками содержащими сгруппированные по темам штампы.. На рисунок штамп можно поместить в зеркальном отражении (иконки - зеркало и переворот) и регулировать размер этого штампа с выбирая высоту столбика на самом нижнем инструменте.

Линии.

Этот инструмент позволяет наносить на изображение прямые линии. Формы кисти, которыми можно наносить линии такие же, как и при использовании краски.

Магия (слайд 8).

Функции этого инструмента можно условно разделить на те, которые наносят на рисунок какое-то изображение, и на те, которые создают эффект. К первым относится стандартный вариант заливки - то есть заполнение выбранным цветом в пределах контура. (Выберем инструмент "Заполнить")

А также другие магические приемы: трава, кирпичи, радуга и искры. Трава добавляется с перспективой - чем выше область экрана, тем дальше. Выбрав, кирпичи (существует два вариант - покрупнее и помельче), можно наносить на изображение прямоугольники одной цветовой тональности. Радуга является, по сути, той же кистью, только с постоянно изменяющимся цветом. И, наконец, искры - самый необходимый атрибут магического действа - их можно ставить самого разного цвета.

Что касается эффектов, то они представлены следующими возможностями. Размывание позволяет немного сбить фокус изображения. Пятна - схожий с размыванием, но более выраженный эффект. Многие другие эффекты можно исследовать самостоятельно.

Формы (слайд 9)

Набор геометрических фигур, каждая из которых может быть нанесена на рисунок как контур, либо с заполнением. Перед тем как геометрическая фигура окончательно отпечатается на изображение, ее можно повернуть.

Текст (слайд 10)

С правой стороны размещены доступные шрифты. Воспользовавшись иконками, расположенными ниже, можно выбрать жирный шрифт и курсив, а также изменить его размер.

Ластик (слайд 11)

Размер ластика предлагается выбрать из шести квадратных и шести круглых ластиков разного размера.

Управление файлами (слайд 12)

Управление файлами осуществляется с помощью команд "Открыть", "Сохранить", "Печать", "Выйти". При сохранении рисунки сохраняются в специальные ячейки. В редакторе имеется набор уже существующих файлов, которые можно раскрасить или просто испытать все возможности данного графического редактора. Существует возможность просмотреть сохраненные файлы в режиме слайд-шоу.

IV. Физкультминутка (подвижная).

V. Закрепление новых знаний и способов действия (15 мин).

Задачи этапа: организовать деятельность учащихся для выполнения практической работы по созданию рисунков в графическом редакторе TuxPaint;

Содержание этапа:

1. Рассмотреть алгоритм создания рисунка (слайд 13).

2. Повторить правила по технике безопасности при работе на компьютере.

3. Практическая работа на компьютере. Создание рисунка (флаг РФ) под диктовку учителя в графическом редакторе TuxPaint.

- Выбрать инструмент (Формы) прямоугольник, поместить его на рабочей области. Выбрать инструмент Линии. Разделить ею прямоугольник на три равные части (при ошибке использовать Ластик). Выбрать инструмент Заливка синего цвета, залить среднюю часть. Выбрав красный цвет заливки, закрасить нижнюю часть. Выбрав инструмент Кисть, нарисовать вертикальную линию по левому краю - древко.

Физминутка для глаз.

- Что обозначают цвета российского флага?

Какие ещё символы государства вы знаете?

4. Самостоятельная работа учащихся (разноуровневая).

Простое задание - нарисовать ёлочку с помощью инструмента Линия.

Сложное задание - нарисовать рисунок по образцу. (учебник с.34)

VI. Домашнее задание (2 мин).

Задачи этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Содержание этапа:

Информация о д/з: мотивирование выполнения д/з: прочитать с.33-34 учебника.

VII. Подведение итогов (2 мин.)

Задачи этапа:

-Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся.

Содержание:

Подведение итогов учебного занятия.

Учитель: продолжите предложения (слайд 14)

На уроке я вспомнил ...

На уроке я узнал ...

На уроке я научился ...

Рефлексия (1 мин)

Задачи этапа: инициировать и интенсифировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Содержание:

- Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения.

Учитель: Я предлагаю вам оценить себя самостоятельно и для этого использовать смайлики.

Смайлик (от англ. Smiley - улыбаться) - это картинка, которая выражает какое-то чувство или настроение. В основном, смайлики - это изображение глаз или маленьких рожиц. Смайлики используются в основном для общения по электронной почте или в Чате, где собеседник не может видеть вашего лица и слышать ваш голос, для того, чтобы понять ваше настроение.

На экране слайд с изображением смайликов

Урок закончился. Спасибо за работу!

Приложение.