Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Музыка и другие виды искусства ( в помощь учителям музыки и МХК). 5-й класс

Разделы: Преподавание музыки, Преподавание МХК и ИЗО


Цель: духовно-нравственное воспитание школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирование личности.
Задачи:

  • научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
  • содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру;
  • способствовать развитию интереса к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
  • способствовать формированию слушательской культуры школьников на основе приобщения к вершинным достижениям музыкального искусства;
  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературы и изобразительным искусством) на основе вновь приобретенных знаний;
  • формировать систему знаний нацеленных на осмысленное восприятие музыкальных произведений.

Программа музыкальных занятий в пятом классе направлена на установление внутренних связей с другими школьными дисциплинами. Граница междисциплинарных взаимодействий позволяет включить в себя значительный круг учебных дисциплин, таких как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение. Многие из перечисленного являются представителями разных видов искусства, но постоянной опорой становятся родственные музыке виды искусства – литература и живопись.

Учащиеся должны почувствовать, что эти три вида искусства не только неотделимы друг от друга, но напротив связаны многими нитями и знание одного из них помогают более глубокому восприятию и пониманию остальных.

На уроках первого полугодия мы выясняем с детьми связь между музыкой и литературой и тех дисциплин, которые помогают ярче раскрыть художественный образ произведения. Дети понимают, что ни будь музыки – не было бы многого в литературе, что не только писатель-поэт помогает музыке, но и музыкант – композитор помогает поэзии, литературе. Что без истории, изобразительного искусства, МХК невозможно создать в музыке произведение крупной формы: оперы, балета и других программных произведений. Одним из ярких примеров междисциплинарных взаимодействий является изучение оперы Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка», как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть жанры – опера, балет, оратории (представители крупных форм). Среди них больше всего связана с литературой опера. Благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке.

Рассмотрим урок, на котором дети самостоятельно обращают внимание на связь музыки с другими видами искусства, на примере оперы Н.А. Римского-Корсакого «Снегурочка» или оперы «Ночь перед рождеством».

ХОД УРОКА

Учитель: Рассмотрим, что же нужно нам для того чтобы опера состоялась? Вспомним: Что такое опера? К каким видам искусства, нам придется обращаться и какие предметы являются представителями отдельных видов искусства?

Ученики: Нужна литература?

Учитель: Почему?

Ученики: Нужно знать о чем писать, а если это опера, то нужен сюжет, то есть – литературное пр