Знаки препинания в предложении с причастным оборотом

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


ТИП УРОКА - урок изучения нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Учащиеся должны знать основные теоретические сведения о причастии как особой форме глагола, причастном обороте;
  • Учащиеся должны знать правописание безударной гласной в окончании причастий;
  • Учащиеся должны уметь систематизировать ранее изученный учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике;
  • Учащиеся должны уметь отличать причастие от глагола, деепричастия и прилагательного; уметь находить причастия в тексте;
  • Учащиеся должны уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова;
  • Учащиеся должны уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
  • Учащиеся должны уметь конструировать предложения с причастным оборотом

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  • формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности;
  • формирование умений систематизировать учебный материал по теме, делать обобщения;
  • формирование навыков грамотного письма, навыков работы с текстом.

Развивающий аспект цели:

  • развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие логического мышления.

Воспитывающий аспект цели:

  • формирование нравственных качеств личности, чувства патриотизма и любви к истории родной страны, ее культурному и историческому наследию;
  • формирование чувства прекрасного, умения видеть и замечать красоту русской природы;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

  • Компьютер, презентация (см. ПРИЛОЖЕНИЕ "Презентация к уроку"), мультимедийная установка, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы

ХОД УРОКА

Организационный этап

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока "Знаки препинания в предложении с причастным оборотом"

Учитель: Сегодня мы с вами не просто ученики 6 класса, представьте себе, что вы сотрудники очень популярного молодежного журнала, вы журналисты. К нам в редакцию пришло письмо шестиклассника Василия Перестукина, который просит вас разобраться в трудной ситуации. Как известно, журналисты никогда не стоят в стороне от проблем, всегда пытаются разобраться в случившемся, докопаться до истины, помочь тем, кто в них нуждается. (Читает письмо. Слайд № 1)

"Здравствуйте, дорогая редакция! Пишет вам ученик 6 класса Перестукин Василий. Мне очень хочется знать, до каких пор будет продолжаться несправедливость?! Недавно Марья Ивановна незаслуженно поставила мне "2", исправила абсолютно верно расставленные запятые в предложении с причастным оборотом. Ведь я совершенно точно знаю, что причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. А на мое возмущение последовало: "Подумай!" Но думать мне некогда: завтра соревнования по хоккею. Тренировки! Разберитесь, пожалуйста! Докажите, что я прав! И пусть справедливость восторжествует!"

Нам с вами предстоит сегодня на уроке разобраться, кто прав: Василий и его учительница, в каких случаях в предложении с причастным оборотом ставятся запятые, всегда или нет. Итак, отправляемся, письмо зовет в дорогу. Записываем в тетради дату, вид работы, тему урока. (Слайд № 2)

Цели урока

НАДО ЗНАТЬ:

  • основные признаки причастия как особой формы глагола, отличительные признаки причастия от прилагательных и глаголов;
  • основные правила правописания падежных безударных окончаний причастий и применять их на практике;
  • определение причастного оборота, понятие определяемого слова;
  • правила постановки знаков препинания в предложении, осложненном причастным оборотом

НАДО УМЕТЬ:

  • уметь отличать причастие от прилагательного, глагола, деепричастия; уметь находить причастия в тексте;
  • уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова; уметь находить определяемое слово;
  • уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
  • уметь конструировать предложения с причастным оборотом

Учитель: Куда же мы с вами отправимся в поисках истины? В какую страну? В какой город? Конечно же, адрес нам известен: государство Морфология, город Причастие. (Слайд № 3) На карте Морфологии много городов: Имя существительного, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие, Предлог, Союз, Частица. Как же нам попасть в нужный город? Проходим таможенный контроль.

ТАМОЖНЯ

Задание: из предложенного текста выпишите только причастия, посчитайте их, и число причастий - это номер города Причастие. (Текст распечатан для каждого ученика)

В природе все прекрасно. Нельзя не любоваться ни плывущими по небу облаками, ни березкой, шепчущейся с травой, ни суровой северной елью, ни лишайником, ползущим по каменистому склону... Но что может сравниться с водой? Волнуемые ветром волны - живая жизнь. Так думал я, когда на простом деревенском паруснике плыл по рябоватым просторам Онежского озера.

Куда я еду? Мой путь в мир русской сказки - древние Кижи.

Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи - это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Это мнение ошибочно. Старожилы рассказывают, что на озере 1650 островов! Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова.

Едем час... третий. Лодочник, пожилой морщинистый человек, немало побродивший на своем веку с топором и пилой, много поработавший, помолчал и добавил: "В войну до Кенигсберга дошел. Все видел. Такой красоты, как у нас, нигде нет".

ПРОВЕРКА (Слайд № 4)

  • ПЛЫВУЩИМИ
  • ШЕПЧУЩЕЙСЯ
  • ПОЛЗУЩИМ
  • ВОЛНУЕМЫЕ
  • ЗАТЕРЯВШИЙСЯ
  • ОТРАЖЕННЫЕ
  • КРАСНЕЮЩЕЕ
  • ПОБРОДИВШИЙ
  • ПОРАБОТАВШИЙ

Учитель: Почему вы выбрали именно эти слова? Что обозначают причастия?

Ученик: Данные слова - причастия, потому что они отвечают на вопрос какой?, образованы от глагола и имеют суффиксы причастий, они обозначают признак предмета по действию.

Учитель: Мы с вами правильно определили количество причастий - 9, поэтому и отправляемся в город № 9, Причастие (Слайд № 5)

Учитель: Войдя в город Причастие, мы сразу попадаем на улицу Падежных окончаний. От чего зависит правильное написание окончаний прилагательных?

Ученик: Правописание окончаний причастий зависит от вопроса, который задается от определяемого слова.

Учитель: Чтобы попасть на проспект Причастного оборота, нам следует пройти по улице Падежных окончаний и выполнить некоторые задания.

Объясните падежные окончания в предложенном тексте

(Слайд № 7,8)

Индивидуально: упр.628 (у доски) выполняют 2 ученика; карточки по теме "Правописание падежных окончаний причастий"

Учитель: Что называется причастным оборотом?

Ученик: Причастный оборот - это причастие с зависимыми от него словами. Учитель: Выпишите из 1 абзаца предложенного текста причастные обороты вместе с определяемыми словами. (Слайд № 9)

  • плывущими по небу облаками;
  • березкой, шепчущейся с травой;
  • лишайником, ползущим по каменистому склону;
  • волнуемые ветром волны

Учитель: Проверим работу у доски. В какой группе оказались причастные обороты (1 группа)

Причастие + существительное Причастие + существительное
Сосредоточенный на деле

Движущиеся по шоссе

Возглавляемый руководителем

Колышущийся на ветру

Замерзающий на морозе

Застроенный коттеджами

Расположенный около палисадника

Расставляющий сети

Появляющийся в небе

Преодолевающий болезнь

Переплывющее через реку

Найденный в сарае

Молотый кофе

Задремавший пассажир

Решенная проблема

Заброшенный сад

Раскрытые двери

Белеющие облака

Подсохшая лужа

Отгороженная территория

Этап исследования получения новых знаний

Учитель: Причастный оборот так же, как и деепричастный, обособляется в предложении. Но не во всех случаях. А вот при каких условиях нам и предстоит выяснить и дать ответ Василию Перестукину. Вам даны предложения с причастными оборотами. Сравните предложения и скажите, при каких условиях причастный оборот будет обособляться.

(Ученикам даны предложения, распечатанные на листочках)

(1) Поэты сравнивают храм Покрова на Нерли с парусом, уносящимся вдаль по безбрежным волнам времени. (2) Иногда прославленную белокаменную церковь называют безмолвной звездой, уплывающей в бесконечность мироздания. (3) Это строение, возвышающееся на холме среди волн, напоминает белоснежного лебедя.

(4) Благородный белый храм, отражающийся свыше восьми веков в реке, точно и естественно вписывается в луговое среднерусское раздолье.

(5)Очень хорош Покров на Нерли летом. (6)На косогор, густо заросший травой и цветами, выходят косари. (7) С высокого холма открываются луга, пестреющие июльским разнотравьем. (8) А в воде, подступающей к холму, сказочно отражается храм, плавающий в подводной глубине.

(9) Покров на Нерли надо увидеть во время дождя. (10) Огромная туча, утомленная долгим путешествием, останавливается, чтобы полюбоваться храмом. (11) Окрестные воды делаются мутно-зелеными, а строение приобретает задумчивость. (12) И опустившаяся с неба на землю радуга освещает силуэт храма, делая его почти фантастическим.

Учитель: При каких условиях ставятся знаки препинания в предложении с причастным оборотом. (В случае затруднения воспользуетесь подсказкой)

ПОДСКАЗКА

Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком.

Найдите причастие, определяемое слово, зависимые от причастия слова.

Причастие - нависшая;

Определяемое слово - туча;

Зависимые от причастия слова - над высокими вершинами тополей;

Определите границы причастного оборота.

Причастный оборот - нависшая над высокими вершинами тополей

Посмотрите, причастный оборот стоит пере или после определяемого слова.

Причастный оборот стоит после определяемого слова ТУЧА.

Ученик: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он на письме выделяется запятыми. Если причастный оборот находится перед определяемым словом, то он на письме не выделяется запятыми.

Учитель: Прочитайте правило из учебника стр.67. Сравните правила постановки знаков препинания в предложениях с причастным и деепричастным оборотами.

Давайте напишем Василию Перестукину ответ.

Этап закрепления полученных знаний

Учитель: Выполните разноуровневые задания: спишите предложения, расставьте знаки препинания.

  • "4" - предложения 5- 8
  • "5" - предложения 9-12

Учитель: Составьте предложения с причастным оборотом, используя слова и выражения из упр.634.

Этап подведения итогов. Домашнее задание

Упражнение № 630 на "4", № 631 - на "5".