Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Знаки препинания в предложении с причастным оборотом

Разделы: Преподавание русского языка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,97 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


ТИП УРОКА - урок изучения нового материала

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Учащиеся должны знать основные теоретические сведения о причастии как особой форме глагола, причастном обороте;
  • Учащиеся должны знать правописание безударной гласной в окончании причастий;
  • Учащиеся должны уметь систематизировать ранее изученный учебный материал по теме, делать обобщение, применять на практике;
  • Учащиеся должны уметь отличать причастие от глагола, деепричастия и прилагательного; уметь находить причастия в тексте;
  • Учащиеся должны уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова;
  • Учащиеся должны уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
  • Учащиеся должны уметь конструировать предложения с причастным оборотом

Познавательный (обучающий) аспект цели:

  • формирование умений, обеспечивающих успешное выполнение деятельности;
  • формирование умений систематизировать учебный материал по теме, делать обобщения;
  • формирование навыков грамотного письма, навыков работы с текстом.

Развивающий аспект цели:

  • развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие логического мышления.

Воспитывающий аспект цели:

  • формирование нравственных качеств личности, чувства патриотизма и любви к истории родной страны, ее культурному и историческому наследию;
  • формирование чувства прекрасного, умения видеть и замечать красоту русской природы;

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА

  • Компьютер, презентация (см. ПРИЛОЖЕНИЕ "Презентация к уроку"), мультимедийная установка, карточки для самостоятельной и индивидуальной работы

ХОД УРОКА

Организационный этап

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

На доске записаны дата, вид работы (классная), тема урока "Знаки препинания в предложении с причастным оборотом"

Учитель: Сегодня мы с вами не просто ученики 6 класса, представьте себе, что вы сотрудники очень популярного молодежного журнала, вы журналисты. К нам в редакцию пришло письмо шестиклассника Василия Перестукина, который просит вас разобраться в трудной ситуации. Как известно, журналисты никогда не стоят в стороне от проблем, всегда пытаются разобраться в случившемся, докопаться до истины, помочь тем, кто в них нуждается. (Читает письмо. Слайд № 1)

"Здравствуйте, дорогая редакция! Пишет вам ученик 6 класса Перестукин Василий. Мне очень хочется знать, до каких пор будет продолжаться несправедливость?! Недавно Марья Ивановна незаслуженно поставила мне "2", исправила абсолютно верно расставленные запятые в предложении с причастным оборотом. Ведь я совершенно точно знаю, что причастный оборот в предложении всегда выделяется запятыми. А на мое возмущение последовало: "Подумай!" Но думать мне некогда: завтра соревнования по хоккею. Тренировки! Разберитесь, пожалуйста! Докажите, что я прав! И пусть справедливость восторжествует!"

Нам с вами предстоит сегодня на уроке разобраться, кто прав: Василий и его учительница, в каких случаях в предложении с причастным оборотом ставятся запятые, всегда или нет. Итак, отправляемся, письмо зовет в дорогу. Записываем в тетради дату, вид работы, тему урока. (Слайд № 2)

Цели урока

НАДО ЗНАТЬ:

  • основные признаки причастия как особой формы глагола, отличительные признаки причастия от прилагательных и глаголов;
  • основные правила правописания падежных безударных окончаний причастий и применять их на практике;
  • определение причастного оборота, понятие определяемого слова;
  • правила постановки знаков препинания в предложении, осложненном причастным оборотом

НАДО УМЕТЬ:

  • уметь отличать причастие от прилагательного, глагола, деепричастия; уметь находить причастия в тексте;
  • уметь отличать словосочетания с причастием, выступающим в роли главного и зависимого слова; уметь находить определяемое слово;
  • уметь находить в предложении причастный оборот, стоящий до и после определяемого слова;
  • уметь конструировать предложения с причастным оборотом

Учитель: Куда же мы с вами отправимся в поисках истины? В какую страну? В какой город? Конечно же, адрес нам известен: государство Морфология, город Причастие. (Слайд № 3) На карте Морфологии много городов: Имя существительного, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Глагол, Причастие, Деепричастие, Наречие, Предлог, Союз, Частица. Как же нам попасть в нужный город? Проходим таможенный контроль.

ТАМОЖНЯ

Задание: из предложенного текста выпишите только причастия, посчитайте их, и число причастий - это номер города Причастие. (Текст распечатан для каждого ученика)

В природе все прекрасно. Нельзя не любоваться ни плывущими по небу облаками, ни березкой, шепчущейся с травой, ни суровой северной елью, ни лишайником, ползущим по каменистому склону... Но что может сравниться с водой? Волнуемые ветром волны - живая жизнь. Так думал я, когда на простом деревенском паруснике плыл по рябоватым просторам Онежского озера.

Куда я еду? Мой путь в мир русской сказки - древние Кижи.

Те, кто не бывал на Онеге, думают, что Кижи - это островок, случайно затерявшийся среди водных просторов. Это мнение ошибочно. Старожилы рассказывают, что на озере 1650 островов! Глядя на ели и березы, отраженные в воде, на солнце, краснеющее в волнах, я вспоминал пейзажи Рериха, Нестерова.

Едем час... третий. Лодочник, пожилой морщинистый человек, немало побродивший на своем веку с топором и пилой, много поработавший, помолчал и добавил: "В войну до Кенигсберга дошел. Все видел. Такой красоты, как у нас, нигде нет".

ПРОВЕРКА (Слайд № 4)

  • ПЛЫВУЩИМИ
  • ШЕПЧУЩЕЙСЯ
  • ПОЛЗУЩИМ