Проект как метод обучения на уроках русского языка и литературы

Разделы: Русский язык, Литература


"Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В суть метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Он актуален также широкими человеческими контактами, знакомством с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему.

Метод проектов полно отвечает требованиям современного образования, поскольку он является и практико-ориентированным, и личностно-ориентированным.

В методике преподавания русского языка и литературы метод проектов занимает особое место, так как позволяет ученику самостоятельно формировать собственные интеллектуальные структуры, воспитывает способность к обучению, рассуждению, действию. Это позволяет преодолеть созерцательность, рефлексивность и пассивность учащихся в обучении. Метод проектов формирует креативно-интеллектуальную активность, коммуникативные умения, широкое усвоение информационных технологий.

Особое внимание уделяю воспитательной цели в данном направлении:

  • воспитание инициативы, активности и самостоятельности обучающихся,
  • способности к творческому сотрудничеству с осознанием ответственности за результаты общего труда;
  • воспитание ответственного отношения к компьютерной технике,
  • информационным системам, к продуктам интеллектуальной деятельности других людей.

Как найти место в предмете для использования метода проектов? Организацией проектной деятельности я занимаюсь несколько лет. Учащимися самостоятельно разрабатываются творческие, исследовательские, информационные проекты по русскому языку и литературе. На своих уроках я применяю этот метод, так как он эффективен тем, что передает ученикам сумму тех иных знаний и обучает приобретать их самостоятельно, пользоваться ими, формирует внутренний план действий у учащихся, умения проектировать ситуации, погружаться в различные проблемы (исторические, архивные, тематические, нравственные, этимологические и прочие) и находить выход из них, анализировать, представлять и обобщать.

С чего начать? Прежде всего, познакомить учащихся с классификацией проектов. Проект бывает с точки зрения:

- познавательной деятельности – развивающим;

- по характеру познавательной деятельности – исследовательским;

- по методу исследования – творческим;

- по содержательному аспекту – обучающим;

- по характеру координации – явным (руководит проектом учитель-предметник);

- его использования – научным или прикладным (применяется в какой-либо прикладной области);

- по количеству участников – индивидуальным или групповым;

- по характеру контактов - например, среди учащихся одного класса;

- по продолжительности – краткосрочный (тематический) или долгосрочный (одно учебное полугодие).

На уроке очерчивается общая проблема, происходит актуализация данной проблемы, затем учащиеся разбиваются на несколько групп по 3-5 человек, определяют в своей группе значимую в исследовательском творческом плане проблему, требующую интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Затем в каждой группе определяется практическая, теоретическая и познавательная значимость предполагаемых результатов. Учитель инструктирует учащихся по ходу работы, оказывает помощь в структурировании содержательной части проекта.

Для самостоятельной работы учащимся даю определенный алгоритм, например:

  1. Использование исследовательских методов, предусматривающих последовательность действий.
  2. Выдвижение гипотезы решения проблем исследований.
  3. Обсуждение способов оформления конечных результатов.
  4. Подведение итогов и оформление конечных результатов работы.
  5. Защита проектов перед другими группами и их презентация.
  6. Участие в обсуждении проектов других групп.

На уроках русского языка и литературы ученики выполняют часто проекты творческого характера. Например, оформление сборника стихов любого поэта Серебряного века с использованием технологий обработки информации, создают проекты документального или научно-популярного фильма, составляют обобщающие таблицы, алгоритмы действий, схемы, выступают в различных ролях (фотографа, режиссера видеоматериала, художника), которые требуют от школьников умения владеть способами познавательной деятельности:

  • создавать организационные структуры хранения данных, именовать, сохранять объекты;
  • пользоваться экранной справочной системой;
  • строить информационные модели различных объектов, используя для этого типовые средства (таблицы, графики).

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, “осязаемыми”: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Для многих учащихся привлекательность данного метода обучения заключается в подлинности опыта. Учащиеся исполняют роль людей, работающих в изучаемой отрасли, и ведут себя так же, как эти люди. Снимают ли они документальный фильм о жизни и творчестве того или иного поэта, писателя или ученого, составляют ли туристический путеводитель или работают с мемуарной литературой, определяют ли особенности карикатуры или составляют советы по стилистике, организуют ли презентацию с участием средств массовой информации по поводу положительных и отрицательных моментов в развитии языка – в любом случае учащиеся принимают участие в проектах, которые имеют место в реальном мире.

Очень четко и ясно представляются проектные технологии в элективных курсах, которые я веду по предметам: “Мой портфолио”, “Мой выбор – мое действие” - это основы социального проектирования. Они позволяют расширить возможность как проектной, так и исследовательской деятельности. В основе данных курсов лежит открытая позиция моя, как педагога, в соответствии с которой при проведении урока не настаиваю на правильном ответе ученика и не требую от него “правильного” выбора. Главное другое - дать каждому ученику максимально полную информацию об основаниях и последствиях того или иного варианта выбора, учу делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия. За собой сохраняю ключевую роль, направляю и выстраиваю логику обсуждаемых проблем. Названные элективные курсы являются практико-ориентированными, так как их основное содержание актуально и непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих школьников. Курсы применимы в межпредметных областях.

Какие плюсы я как учитель-практик отмечаю в практическом применении метода проектов? Эти плюсы утверждены принципами дидактической системы, которую реализовываю с помощью данного метода в своей школе: учет интересов детей; учение через деятельность; познание и знание являются следствием преодоления трудностей; сотрудничество всех участников педагогического процесса; свободное творчество. Именно эти принципы во многом характеризуют проектное обучение:

  • при неизменности отведенного на занятия времени, которого явно недостаточно для современного уровня развития информационных технологий, резко увеличивается объем содержания предмета, что требует от учащихся увеличения доли самостоятельной работы, а от преподавателя – изменения подходов в преподавании предмета;
  • в творческих работах в рамках выполнения проектов раскрывается характер ребенка, его отношение к миру;
  • творческий подход позволяет помочь детям обрести психологическое равновесие, почувствовать и осознать стремление души, научить устанавливать гармонические взаимоотношения с миром и людьми. Это формирует лучшие качества личности, развивает творческое воображение;
  • индивидуальный подход к учащимся в рамках проектной деятельности важен для каждого ученика и просто для того, чтобы он нормально учился и развивался, и для раскрытия индивидуальности ребенка, создания благоприятных условий для формирования его способностей.

Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю следующие задачи, обусловленные общими принципами развивающего и личностно-ориентированного образования:

  1. Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.
  2. Создавать условия для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.
  3. Выбирать подходящие ситуации, способствующие разработке хороших проектов.
  4. Проводить сотрудничество с коллегами с целью разработки междисциплинарных проектов.
  5. Технологично управлять процессом обучения.
  6. Использовать технологию там, где это необходимо.

Метод проектного обучения находится в тесной связи с информационно-коммуникационными технологиями. Виды деятельности: разработка учебных электронных изданий по литературе и русскому языку, презентаций и проектов к урокам русского языка и литературы, тренажеров для фронтальной работы, программ для самообучения учащихся и самоконтроля, выполнение тестовых заданий с использованием ПК.

Структура проектной деятельности учащихся по созданию презентаций:

I.  Проблемно-целевой этап: осуществляются выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого программного продукта, его назначение и круг пользователей, происходит выбор и осмысление темы проекта.

II. Этап разработки макета (сценария, технического задания): предполагается отбор содержания и определяется примерный объем проекта, производится его предельная детализация, прописываются роли каждого участника проекта, сроки исполнения ими каждого вида работы. Происходит поиск и отбор материалов в рамках выбранной темы. Проводится консультационная работа с учителем-консультантом. Этап завершается составлением примерного макета будущей презентации, оформленный в произвольной форме (письменное описание, графическое представление).

III. Этап практической работы: создание титульного слайда (указывается название и автор проекта с возможным указанием ссылок на прикладную область проекта, консультантов и т. п.); создание текстового содержания проекта (размещение отдельных текстовых фрагментов на различных слайдах, форматирование текста); создание графического оформления (дизайн, фон, вставка рисунков); создание мультимедийных эффектов (анимация, звук, видео); настройка презентации (переходы между слайдами, средства навигации по слайдам).

IV. Этап предварительной защиты: осуществляется просмотр рабочей версии

создаваемого проекта, выявляются недоработки, намечаются пути устранения выявленных недостатков, производится отладка программного продукта, готовится его документация. Здесь первая задача учителя - организовать процесс выявления недостатков,  с последующим устранением их участниками проекта. Для этого необходимо неоднократно протестировать созданный программный продукт. Необходимо сделать авторские выводы каждому участнику проекта.

V. Этап презентации – публичной защиты проекта: производится защита проекта, готовятся рецензии и отзывы на представляемую презентацию и ее описание, дается оценка руководителем и другими участниками проектной деятельности, заполняются карточки защиты проекта.

Результат проектной деятельности в виде презентации может быть представлен как альманах, сборник иллюстраций, сборник собственных творческих работ, стенгазета; киносценарий; видео-, диа- или слайд-фильм; публикация; буклет... и т.п.

Вывод: метод проектов очень скоро будет широко востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся. Внедрение метода проекта в учебный процесс – это эффективная форма работы учителя и ученика, которая создаёт оптимальные условия для самореализации познавательных компетенций каждого ученика.

Список литературы.

  1. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М., 1986. - 326с.
  2. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926
  3. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ "Белый ветер", 2000. - 285с.
  4. Моляко В.А. Психология конструкторской деятельности6 Дисс…докт. Психол. Наук. - К.: 1981
  5. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ,2003. - 110с.
  6. Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.