Система геологических знаний и умений в содержании Примерных программ начальной школы

Разделы: География


Изменения в современном обществе непосредственно отразились на образовании школьников. В настоящее время одно из основных направлений модернизации – внедрение Стандартов второго поколения. Многие школы на первой ступени реализуют новый стандарт в экспериментальном режиме, поэтому уже сегодня учителям средней школы необходимо знать какие требования теперь предъявляются к образованию, как изменилось содержание учебных предметов и использовать новые подходы в работе. Данные обстоятельства, а также анализ публикаций по геологии и методике преподавания географии, образовательное и практическое значение наук о Земле обусловливают необходимость рассмотреть положение геологических знаний в обновленном содержании начального образования, прежде всего, предмета “Окружающий мир”.

Начальная школа – принципиально новый этап в жизни ребенка. Начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера взаимодействия с окружающим миром, увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности [6,7].

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для рефлексии его учебной деятельности [4].

Перед начальным общим образованием на современном этапе жизни российского общества стоят следующие цели: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся [4].

С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета “Окружающий мир” в начальной школе:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Специфика предмета “Окружающий мир” состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основными задачами реализации содержания предмета являются:

  • формирование уважительного отношения к семье, к населенному пункту и региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
  • осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нем;
  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме [4].

Значение предмета “Окружающий мир” состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо– и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета могут быть успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет “Окружающий мир” создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности [4,5].

Геологическая составляющая предмета “Окружающий мир” реализует три классические цели образования: образовательную, развивающую и воспитательную. Анализ Примерной программы позволил конкретизировать данные цели:

1.Образовательная цель. Изучая основы геологических знаний предмета “Окружающий мир”, учащиеся овладевают знаниями об объектах и явлениях неживой природы, веществе (соль, вода, природный газ), твердых веществах, жидкостях и газах, о формы земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги: общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте), об особенностях поверхности родного края, о полезных ископаемых (в том числе родного края), их значении в хозяйстве человека, бережном отношение людей к полезным ископаемым.

Важное значение имеют геологические знания для понимания хозяйственной деятельности человека, зависимости его жизни от природы, этического и эстетического значения природы в жизни человека, его безопасной жизнедеятельности. Учащиеся получают знания об использовании и охране полезных ископаемых в хозяйстве, профессиях, связанных с геологией.

Помимо знаний, в процессе изучения геологической составляющей предмета младшие школьники овладевают некоторыми практическими умениями: различать и называть объекты живой и неживой природы, определять природный материал (природный камень), из которого сделаны предметы культуры, приводить примеры веществ, различать и описывать их, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, характеризовать свойства изученных полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности), находить и определять формы рельефа на физической карте России, различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности), моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина, характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности своей местности, обсуждать в группах и составлять рассказ с позиции бережного отношения к полезным ископаемым края, характеризовать влияние человека на природные сообщества, анализировать примеры использования человеком богатств природы (полезных ископаемых), приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от наличия полезных ископаемых, включая потребности эмоционально-эстетического характера, анализировать влияние человека на природу, моделировать ситуации по сохранению природы, оценивать личную роль в охране полезных ископаемых.

Следует отметить, что в эколого-географическом варианте тематического планирования, составленном по Примерным программам, указано также на необходимость формирования таких умений как: сравнивать и различать природные объекты и изделия, проводить самостоятельно и оценивать наблюдения геологических явлений, сравнивать и различать разные формы земной поверхности, проводить групповые наблюдения во время экскурсии “Формы земной поверхности”, исследовать свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых, различать изученные полезные ископаемые, описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности), сравнивать свойства горных пород, подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсий в краеведческий музей с позиций бережного отношения к полезным ископаемым, оценивать влияние современного человека на природу, участвовать в диспуте по данному вопросу.

Особое внимание уделяется “информационной грамотности”, т.е. совокупности умений работы с информацией. Учащиеся учатся работать с различными источниками знаний (натуралии, учебники, таблицы, схемы, графы, карты, видеофильмы, Интернет и т.д.) и извлекать из них знания, т.е. овладевают общеобразовательными умениями: наблюдать геологические явления и процессы, наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых, выполнять задания во время экскурсий в природу и краеведческий музей, беседовать с родителями и сверстниками, извлекать, анализировать, организовывать и преобразовывать информацию из различных источников знаний, пересказывать и обсуждать полученные сведения.

2. Воспитательная цель. Большое значение имеет воспитательный аспект геологических знаний. Благодаря геологическим знаниям об исчерпаемости полезных ископаемых у школьников формируется бережное отношение к природе и ее богатствам. Учащиеся приобретают сведения о рациональном использовании природных ресурсов, получая, таким образом, основы экологического воспитания. Большое значение геологическая составляющая имеет и для патриотического воспитания школьников.

3. Развивающая цель. Геологические знания и умения, как и другие, способствуют развитию всех познавательных процессов: речи, мышления, памяти, внимания, воображения, восприятия. При подготовке, например, ответа на поставленный вопрос любой степени сложности включается восприятие, внимание, воображение и мышление.

Специфика геологии позволяет усилить деятельностный компонент начального образования. При формировании геологических умений учащиеся включаются в различные виды деятельности: познавательную, практическую, исследовательскую и т.д., что также способствует развитию ребенка. Но главное заключается в том, что геологические знания и умения способствуют развитию мировоззрения учащихся. Своими теоретическими и фактологическими данными геология свидетельствует о материальности мира, научно объясняет стихийные и катастрофические явления в природе, происхождение и эволюцию различных оболочек Земли.

Анализ Примерной программы показал, что геологические знания и умения предмета “Окружающий мир” тесно связаны с геоморфологическими знаниями, образуя единую геолого-геоморфологическую систему знаний. Система рассматриваемых знаний и умений разделяется на группы. В выделении составляющих системы геолого-геоморфологических знаний и умений мы опираемся на исследования Душиной И.В. и Муги О.В. [1,2,3]. Согласно их представлениям и разделам геологической науки, выявлены группы геологических знаний и умений (табл. 1).

Таким образом, анализ системы геологических знаний и умений предмета “Окружающий мир” начальной школы показал, что геологические знания и умения – необходимое составляющее данного предмета. Геологическая составляющая решает три образовательные задачи. Исключительно важна мировоззренческая и воспитательная роль учебного геологического материала, позволяющего формировать у учащихся диалектико-материалистического взгляды на природу, так как фактические данные и теоретические обобщения наук о Земле имеют не только познавательное значение, но также играют большую роль в формировании мировоззрения. Изучая геологический материал, младшие школьники убеждаются в огромном практическом значении геологических знаний для добычи полезных ископаемых, для строительства городов и дорог, для промышленности и сельского хозяйства. Содержание рассматриваемой системы сложное, так как в него входят сведения из многих геологических наук. Знания и умения разных группы геологических дисциплин представлены в существующей системе в разном объеме. Из таблицы видно, что наиболее широко представлены знания из области минералогии, экологической и прикладной геологии. Недостаточно представлены знания и умения динамической геология и о методах познания литосферы, отсутствуют сведения из области исторической геологии. Кроме того, надо учитывать: поскольку геологические знания и умения формируются на протяжении нескольких лет, важным условием является соблюдение преемственности.

Таблица 1

Группы геологических знаний и умений предмета “Окружающий мир”

тип геологических знаний и умений

группы геологических дисциплин

геологические знания

геологические умения

знания и умения из области минералогии, петрографии и структурной геологии научные дисциплины, изучающие вещество и строение земной коры

вещество (соль, вода, природный газ), твердые вещества, жидкости и газы, полезные ископаемые, формы земной поверхности (равнины, горы, холмы, овраги), поверхность родного края

различать и называть объекты живой и неживой природы, сравнивать и различать природные объекты и изделия, определять природный материал, приводить примеры веществ, различать и описывать их, наблюдать опыты по изучению свойств полезных ископаемых, исследовать, характеризовать, сравнивать их свойства, различать полезные ископаемые, моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина, характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности своей местности, сравнивать и различать разные формы земной поверхности

знания и умения из области динамической геологии

динамическая геология

явления неживой природы (геологические явления и процессы) проводить самостоятельно и оценивать наблюдения геологических явлений
знания и умения из области исторической геологии историческая геология  

 

знания о методах познания строения литосферы, ее вещественного состава, образования форм рельефа методы и способы познания в геологии

профессии, связанные с геологией

различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности) и характеризовать их, проводить групповые наблюдения во время экскурсии “Формы земной поверхности”, моделировать формы поверхности

геолого-картографические

 

условные обозначения гор и равнин на карте

находить и определять формы рельефа на физической карте России

эколого-геологические

экологическая геология

бережное отношение к полезным ископаемым, зависимость жизни человека от природы, охрана полезных ископаемых

подготавливать в группах рассказ о наблюдениях во время экскурсий в краеведческий музей с позиций бережного отношения к полезным ископаемым, оценивать и анализировать влияние современного человека на природу, участвовать в диспуте по данному вопросу, характеризовать влияние человека на природные сообщества, моделировать ситуации по сохранению природы, оценивать личную роль в охране полезных ископаемых

прикладные

прикладная геология

значение полезных ископаемых в хозяйстве человека, использование полезных ископаемых, профессии, связанные с геологией, этическое и эстетическое значение природы в жизни человека

описывать и анализировать применение полезных ископаемых в хозяйстве человека (на примере своей местности), приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от наличия полезных ископаемых, включая потребности эмоционально-эстетического характера

Преемственность и системность тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Хорошо известно, что ученик лучше усваивает материал, если он излагается в строгой системе.

Список использованной литературы

  1. Душина И.В. Методика формирования геолого-геоморфологических понятий в процессе изучения начального курса физической географии и курса географии материков. Автореферат. – М., 1977. – 25с.
  2. Муга О.В. Геолого-геоморфологические умения в школьном курсе физической географии//География в школе.– 2001. – №7.– С.83-85.
  3. Муга О.В. Методика формирования геолого-геоморфологических умений в школьном курсе физической географии. Автореферат.– СПб. – 2000.– 19с.
  4. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч.1. – М.: Просвещение, 2010. – 400с.
  5. Планируемые результаты начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.-120с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010.
  7. http: //standart.edu.ru