Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями в здоровье выдвигает коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приорететных. 90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры проинформировали о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. При этом в первую очередь страдает речь ребенка, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

Поэтому социальной политикой государства предусмотрено создание сети учреждений, деятельность которых направлена на реабилитацию детей с речевой патологией. Так на базе МДОУ функционирует группа, в которой обучаются дети с речевой патологией. Особенностью воспитанников является некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Для устной речи детей с речевой патологией характерны дефекты в воспроизведении звуков речи, так и нарушение ритмико-интонационной её стороны.

На основе анализа состояния здоровья детей в группе для детей с речевой патологией наиболее часто отмечаются нервно-психические расстройства. В сложившихся условиях педагогическая деятельность должна быть направлена на сбережение и укрепление здоровья детей. В качестве основополагающих принципов можно выделить:

*Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ребенка ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для нормального психофизиологического состояния.

* Творческий характер образовательного процесса.
* Обеспечение мотивации образовательной деятельности.
* Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций. Прежде всего, переход от совместных действий к самостоятельным, от действия в материальном плане по материальной программе к речевому и умственному планам выполнения действия, переход от развернутых поэтапных действий к свернутым и автоматизированным.
* Учет системного строения высших психических функций.
* Осознание ребенку успешности в любых видах деятельности. Педагогу нет необходимости быть необъективным – он может выделить какой– то кусочек. Или аспект работы, похвалить за старание в определенный период времени.
* Рациональная организация двигательной активности.
* Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходимо во избежание переутомления детей.
* Обеспечение прочного запоминания. Научно-обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.

В коррекционной работе необходимо учитывать, что у мальчиков медленнее созревает левое полушарие, а у девочек правое. Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие гуманитарное. Образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений; пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое. Логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Основной упор необходимо делать на развитие координации тела, музыкального и двигательного ритма, зрительное и сенсорное восприятие.

У детей с общим недоразвитием речи речевые нарушения сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и о грубом повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. У некоторых детей наблюдается церебрастенический синдром, который проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, нарушений функций внимания и памяти. В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости – признаками общего эмоционального и двигательного беспокойства; а в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности.

Учитель – логопед в своей коррекционной работе стремится использовать различные здоровьесберегающие технологии. Одним из видов является – фонетическая ритмика.

Дети легко “заряжаются” эмоциями окружающих. Стоит одному заплакать или засмеяться, как начинают плакать или смеяться другие. Кроме того, дети очень любят подражать (друг другу, взрослым, животным). Все эти природные способности детей использует фонетическая ритмика.

В научной литературе давно доказана филогенетическая связь между развитием движений и формированием произношения, где движения являются стимулятором, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга, причем именно в дошкольном возрасте, пока идет процесс формирования речевой моторики. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи. Речь активно начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребенка достигают достаточной силы и точности. Следовательно, коррекционная работа выстраивается в направлении от движения к речи, что с успехом реализует фонетическая ритмика, сочетающая в себе три компонента: эмоциональный, двигательный и речевой.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Цели, которые определяют занятия по фонетической ритмике, заключаются в том, чтобы:

– соединить работу речедвигательного и слухового анализаторов с развитием общей моторики;
– развивать фонематический слух и использовать его в ходе формирования и коррекции произносительных навыков.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь направлены на:

– нормализацию речевого дыхания и связанной с ним плавностью речи;
– формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр;
– правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах, фразах;
– восприятие, различение и воспроизведение различных речевых ритмов;
– умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Движения детей, которые сопровождают произнесение звуков и слогов на речевых занятиях характеризуются тремя основными элементами: напряженность, интенсивность, время. Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их произведении, по-разному напрягаются или расслабляются. От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений – напряженность. Интенсивность определяет динамику речи, т.е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или иного звука. Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости.

С самого начала занятий с использованием фонетической ритмики следует обучать детей сознательному регулированию движений при выполнении упражнений, которые сопровождают произнесение звуков и слогов с этими звуками.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому