Профессиональная ориентация в системе непрерывного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Разделы: Социальная педагогика


На современном этапе развития общества особое место занимает вопрос об адаптации инвалидов к изменяющимся условиям социальной среды. Именно люди с ограниченными возможностями здоровья на рынке труда являются менее защищенными, неконкурентоспособными.

Полноценное вовлечение большинства инвалидов в социальную жизнь в настоящее время встречает значительные трудности. Это обусловлено, прежде всего, ограничениями на получение равноценного общего и профессионального образования и как следствие этого, снижением социально-экономической независимости, материальной и моральной привязанностью инвалида к государству, к обществу, к семье.

Школа-интернат № 32 I, II и V вида города Прокопьевска Кемеровской области – это комплексное образовательное учреждение для детей и подростков с нарушенной слуховой функцией и тяжелыми речевыми патологиями. Здесь живут, обучаются и получают профессиональную подготовку дети с трех лет.

Основная задача специального (коррекционного) образовательного учреждения – воспитание, развитие, трудовая подготовка и адаптация в окружающем мире граждан с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо помочь воспитанникам выбрать доступную, интересную и нужную профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно трудиться в рабочем коллективе.

Профориентация – это определенная система мероприятий, направленных на наиболее эффективное решение проблемы сопряжения человека и профессии. Это система психолого-педагогических, медицинских и государственных мероприятий, помогающих человеку, вступающему в жизнь, избрать свою профессию с учетом своих интересов, способностей и возможностей.

Профориентация, трудовое воспитание и обучение решает следующие задачи:

– обучение учащихся политехническим занятиям и профессионально-техническим умениям и навыкам;

  • воспитание любви к труду и уважения к людям труда;
  • развитие технического мышления и творческих способностей;
  • всестороннее развитие личности школьника с ограниченными возможностями;
  • повышение уровня общего и речевого развития на основе принципа речевой коммуникации;
  • подготовка учащихся к профессиональной, трудовой деятельности в различных сферах народного хозяйства.

Профориентационная работа в школе-интернате строится с учетом состояния слуха и речи, уровня познавательного и речевого развития и индивидуальных особенностей воспитанников.

Профориентационная работа является органической частью всего учебно-воспитательного процесса в школе, поэтому планируется, организуется и проводится всем педагогическим коллективом и общественными организациями школы. Задача школьного врача в этом направлении сводится к оказанию профконсультативной помощи в выборе профессии с учетом здоровья, физического развития и особенностей характера. Школьная библиотека проводит подбор и комплектование книг по вопросам профориентации, оформление тематических стендов и подбор литературы о труде, организацию диспутов по прочитанным книгам, обзоры литературы.

Социальный педагог в конце каждого учебного года проводит анкетирование в целях изучения интересов и склонностей учащихся, также организует работу с родителями, проводит пропаганду по профессиям, привлекает родителей к проведению различных форм профориентационной работы, проводит занятия со старшеклассниками по изучению основ законодательства о труде.

Воспитатель проводит беседы о выборе и престиже профессии, встречи с людьми различных профессий, с бывшими выпускниками. Дети участвуют в общественно полезном труде, посещают кружки по интересам, выпускают газеты и альбомы об интересных профессиях, ездят на экскурсии на предприятия. Психолог при проведении бесед заостряет внимание на значении правильного выбора профессии, на наиболее типичных ошибках учащихся при выборе профессии, показывает, как влияет на правильность выбора профессии интерес к ней, склонности, способности, здоровье, содержание труда и готовность к нему.

Огромные возможности и благоприятные условия для профессиональной ориентации создаются в процессе трудового обучения. Учителя трудового обучения работают в тесном контакте с мастерами производственного обучения, используют специальную терминологию, формируют специальные умения и навыки при работе с материалами и инструментами. Учат детей соблюдать технику безопасности. Учителя ведут кружковую работу с целью развития интересов, склонностей и творческих способностей учащихся. В школе высокого уровня достигла система эстетического воспитания. Творческие работы детей-инвалидов неоднократно отмечались призами и подарками на городских и областных выставках.

Систему профориентации мы начинаем с групп дошкольной подготовки. В этом возрасте ведется воспитание положительного отношения к труду, интереса к трудовой деятельности. Мы приводим ребят на экскурсию в учебно-производственные мастерские, где они видят, как ученики шьют одежду для взрослых и для кукол, ремонтируют обувь. Малышам интересно и удивительно наблюдать, как из ткани получается платье, а из ниток – варежки и носки.

В младших классах детям дается общее представление о профессиональном труде с использованием жизненного опыта и “житейских” понятий, происходит знакомство с окружающими людьми и их профессиями. Опираясь на любознательность, впечатлительность и активность детей в этом возрасте, необходимо пробуждать у них интерес к отдельным видам трудовой деятельности, к отдельным профессиям, формировать положительное отношение к труду. Младшие школьники делают аппликации из различных материалов (бумаги, ткани, кожи, ниток), овладевают первоначальными профессиональными понятиями (“пряжа”, “стежок”), изготавливают коллекции швов и ниток. Наступает этап формирования навыков использования простейших инструментов, соблюдения основных правил техники безопасности. Учащиеся продолжают знакомиться с оборудованием учебно-производственных мастерских.

В основной школе расширяются возможности ознакомления школьников с отраслями народного хозяйства и различными профессиями. У учащихся формируются устойчивые профессиональные намерения, которые отвечают их личным особенностям, состоянию здоровья и интересам. Воспитывается положительное отношение к определенному виду труда, профессии. Происходит знакомство с инструментами и оборудованием, с материалами и технологией выпускаемой продукции. В этот период обучения учащиеся знакомятся с производственными предприятиями (обувной фабрикой, швейной фабрикой, автопредприятием), встречаются с представителями различных профессий. В процессе работы происходит познание особенностей трудовой жизни, смысла труда, его стоимости, нормативных требований производства. На этом этапе идет активная работа по вовлечению обучающихся в общественно полезный и производительный труд, в работу кружков и во внеклассную работу по профилю.

Одним из важнейших условий повышения уровня квалификации неслышащей молодежи является связь профессиональной и общеобразовательной подготовки. В ходе профессиональной подготовки необходимо глубже раскрыть законы, принципы и положения научных знаний, лежащих в основе технологии производства, трудовых умений и навыков. В связи с этим в системе непрерывного образования школы-интерната педагоги работают над установлением более тесных связей между профессиональным и общим образованием. Это усиление практической направленности в преподавании учебных дисциплин, установление межпредметных связей, решение задач с профессиональным содержанием, интеграция в процессе обучения.

Общедоступное и бесплатное специальное образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья подтверждено Национальной доктриной образования в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2000 г. 3 751.

В соответствии с принятым в 1995 году Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” одним из наиболее эффективных механизмов повышения социального статуса и защищенности инвалидов является получение ими полноценного профессионального образования.

Излишне говорить, насколько важным в жизни человека является выбор сферы профессиональной деятельности.

Допущенные ошибки трудно исправить, а правильный выбор – основа жизненного успеха и самореализации, как личности, так и профессионала. Способности к профессии можно развить в процессе учебы или в процессе производственной деятельности.

В специальном (коррекционном) образовательном учреждении разработана система непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, включающая три ступени: профориентацию, профессиональную подготовку и профессиональное образование.

В настоящее время школа-интернат № 32 г. Прокопьевска осуществляет процесс социально-трудовой реабилитации, профессиональной подготовки воспитанников, имеющих умственную отсталость. Инвалидам по слуху предоставляется возможность получить рабочие специальности “Портной”, “Обувщик по ремонту обуви”.

Выпускникам школы-интерната для детей с нарушениями слуха и речи сложно продолжить образование и получить высокую квалификацию, профессию “по душе”. Эта ситуация мотивировала педагогический коллектив актуализировать проблему профессионального образования школьников.

В целях обеспечения адаптации и интеграции в общество детей и подростков с нарушенной слуховой функцией было принято решение обучать инвалидов по слуху рабочим профессиям “Слесарь по ремонту и обслуживанию автомобилей”, “Станочник широкого профиля”, “оператор ЭВМ”, “Слесарь по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики” в профессиональном училище общего типа города Прокопьевска. Разработан проект совместной деятельности школы-интерната № 32 с ГОУ НПО ПУ № 41 , заключен договор специального (коррекционного) учреждения и учреждения профессионального образования.

Школа-интернат № 32 обеспечивает воспитанникам:

  • бесплатное проживание, питание, медицинское обслуживание;
  • переводчики-дактилологи организуют перевод теоретического и производственного обучения профессиональной подготовки;
  • учителя-дефектологи проводят работу по коррекции речи, закрепляют профессиональную терминологию на индивидуальных занятиях.

Старейшее профессиональное училище города несет ответственность за начальную профессиональную подготовку выпускников школы-интерната, создает атмосферу гуманизма, оптимизма, положительного отношения к инвалиду. Реализуется основная цель профессиональной реабилитации: подготовка высококачественного конкурентноспособного специалиста, готового к “универсальной жизни” для успешной интеграции в социуме.

Граждан-инвалидов, способных и желающих вести активный образ жизни, необходимо стимулировать к получению профессии с последующим гарантированным трудоустройством. В настоящее время сохраняет остроту проблема трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья, т.к. нельзя рассчитывать на полную социальную защиту и обязательное обеспечение рабочими местами в коллективах, адаптированных к особенностям лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Увеличивается число необоснованных отказов в приеме на работу из-за “языкового барьера”, неготовности рабочего места, коллег и клиентов к коммуникации с инвалидом.

Необходимо решать вопросы, связанные с повышением образовательного и профессионального уровня лиц данной категории, повышать социальный статус инвалида, способствуя его интеграции в социум как равного среди равных. Государство должно создать систему, дающую инвалиду возможность подняться до конкурентноспособного уровня и помочь реализовать его способности в соответствующей профессиональной области. Инвалидам должна быть обеспечена равная государственная поддержка и общественное признание.