Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств. Зрение

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  • учить беречь зрение.

Задачи:

  • приобщение к здоровому образу жизни, развитие физической культуры детей, положительных привычек, выработка навыков гигиены зрения, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • расширение активного словарного запаса и кругозора детей, выработка особого мнения о здоровом образе жизни человека.

Ход урока

Сообщение цели и задач урока. Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его .Потому что никто не заботиться о вас лучше, чем вы сами. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми.

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.

Что вы делаете, когда гуляете по лесу?

Конечно, смотрите по сторонам. Вот сквозь тёмную зелень ёлок видны светлые, стройные берёзки. Над поляной, как дозорные, кружат стрекозы. А из травы выглядывает шляпка гриба. Но вы не только смотрите а ещё и прислушиваетесь к ветру, гудящему в стволах, к шелесту листвы, свисту птиц и негромкой песенке лесного ручья. О том, что происходит вокруг, говорят нам зрение и слух. Но ведь у нас есть ещё и другие чувства. (Рис. 1–4)

Как вы думаете, чем пахнет лес?

Наверное, травой и смолистой хвоей, на пригорке – земляникой и цветами, в овражке – грибной сыростью. (Рис. 5–8)

А каков лес на вкус?

Он сладкий– от малины, земляники, черники. Немножко кисловатый – это брусника. И чуть терпкий от молодых хвоинок. Нет – нет и сорвёшь их и пожуёшь. (Рис. 9–12)

Ну, а каков лес на ощупь?

Он колючий, когда вы трогаете еловые ветки, и жёсткий, шершавый, когда на ходу хватаетесь за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёте босиком по мху или молодой траве. (Рис. 13–15)

Что помогло рассказать вам об этом вы узнаете, когда отгадаете загадку?

Есть у меня пятёрка слуг, проворных, удалых.

Всё, что случается вокруг – всё знаю я от них (пять чувств).

Вывод. О том, что происходит в окружающем нас мире, мы можем узнать с помощью наших органов чувств. Они очень нужны и полезны нам людям, чтобы изучать окружающий мир.

Сколько у человека органов чувств вы узнаете, когда отгадаете кроссворд и загадки к нему?

Попробуем отгадать загадки.

1. Кто что вкусное принёс – всё учует детский (нос).

К какому органу чувств относится нос?

2. Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором. Это пальцы.

К какому органу чувств относятся пальцы?

3. Если б не было его, не сказал бы ничего. Это язык.

К какому органу чувств относится язык?

4. Назовите орган слуха дружно, хором! Это ухо.

5. Живёт мой братец за горой, не может видеться со мной. Это глаза.

К какому органу чувств относятся глаза?

Кроссворд (Рис. 16). Сколько у человека органов чувств? Перечислите их.

О каком органе чувств мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

День закончился, затих, ты легла закрыла их
И легонечко зевнула, и тихонечко заснула. Это глаза.

Одним из важнейших органов чувств является зрение, то есть наши глаза. Вот о них и пойдёт сегодня наш разговор. Зрением обладают и люди, и животные, и птицы, все живые существа.

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у хищных птиц. (Рис. 17)

Кто относится к хищным птицам?

Это вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина (орла).
Кто это? Это орёл. (Рис. 18)

Отгадайте вторую загадку.

2. Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает (ястреб).
Кто это? Это ястреб. (Рис. 19)

3. Третью птицу вы узнаете, когда прослушаете стихотворение Александра Блока.

Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе коршун кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах...
Вдруг – птичий щебет и движенье...
Он слушает... еще мгновенье –
Слетает на прямых крылах...
Тревожный крик из гнёзд соседних,

Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный по ветру летит –
Он жертву бедную когтит...
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел – чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг...
Кто это? Это коршун. (Рис. 20)

Давайте сделаем вывод.

К хищным птицам относятся коршуны, ястребы, орлы. Они видят лучше всех.

Как вы понимаете выражение “острое зрение”?

Хищные птицы парят на большой высоте и из-за облаков высматривают свою добычу на земле.

Как вы думаете, кто из птиц видит лучше всех ночью?

Это вы узнаете, когда отгадаете очередные две загадки.

1. Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло спать летит в своё дупло (сова).

Кто это? Это сова. (Рис. 21–22)

2. Живёт в лесу, ухает как разбойник (филин).

Кто это? Это филин. (Рис. 23)

Давайте сделаем вывод. Ночью лучше всех видят совы и филины. Они легко отыщут мышь в темноте.

А сейчас послушайте загадку для любознательных.

В одежде богатой, а сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видит он солнца (крот). (Рис. 24)

Что можно сказать о кроте? Правда ли, что крот слепой?

Сделаем вывод. У этого зверька есть маленькие, как бусинки, глазки. Этими глазками крот видит, но плохо. Они прикрыты шерстью и кожей. Под землей, где и так ничего не видно, на помощь кроту приходит отличный слух. Исследования последних лет опровергли бытующее мнение о том, что кроты слепы, так как живут под землей. На самом деле, у кротов достаточно острое, хотя и ограниченное, зрение. А увиденный кротом свет, служит знаком опасности, ведь проникновение света для него означает не что иное, как-то, что в нору проник хищник.

Стрекозы видят примерно в три раза дальше мух – на 1,5 метра. Стрекоза, у которой глаза занимают полголовы, может видеть, что у неё спереди, сзади, сверху снизу и по бокам. (Рис. 25–27).

И зрачок у животных не обязательно круглый, как у человека. (Рис. 28–33) Это косули – лесные козы. Назвали их так, из–за косо поставленных зрачков глаз. (Рис. 34) У змеи зрачок похож на узкую щель, а у коз–прямоугольный. (Рис. 35–36). Человек, как и животные, глаза которых расположены спереди, видит только то, что перед ним. Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза.) Почему глаза являются главными помощниками человека?

Вывод. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Глаза – один из важнейших органов чувств. Ученые провели опыты и подсчитали, что 90% информации, разных сведений об окружающем мире, человек получает с помощью органов зрения. Зрение – бесценный дар природы.

Повернитесь лицом к соседу и посмотрите в глаза друг другу. Какие разные у нас всех глаза: серьёзные, сосредоточенные, весёлые и пытливые, озорные и лукавые, добрые и правдивые, внимательные и задумчивые, огромные и зоркие, удивительные и умные. Но все очень красивые. Просто замечательные у вас глаза. (Рис. 37–39)

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

  • Глаза небесные, светлые, пресветлые
  • Очи, прекрасные, голубые
  • Сияющие глаза
  • Ястребиный взгляд
  • Ясные очи затворяются

Глаза – зеркало души человека.

Почему так говорят?

Вывод. Да, глаза человека приобретают большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. В глазах видишь злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы:

“Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Свой глаз – алмаз”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах”, “На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь”, “В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем”, “Глаза боятся, а руки делают”, “У страха глаза велики”.

Какие по размеру бывают глаза?

Они бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные.

Опыт–наблюдение с зеркалом. Давайте рассмотрим наши глаза в зеркале. (Рис. 40). Где и как расположены наши глаза?

Вывод. Глаза расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга.

Каким бывает цвет глаз у человека?

Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. (Рис. 41)

Чтобы лучше понять, как мы видим, необходимо познакомиться со строением глаза и узнать, как он работает. (Рис. 42–46)

Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его в зеркало? Цветное колечко.

Это радужная оболочка, или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. В радужной оболочке глаза находится особое красящее вещество–пигмент. Если его в радужной оболочке мало – глаза светлые, если много – глаза почти чёрные. У новорождённых детей глаза бывают только голубые, потому что в их радужных оболочках пигмент ещё не успел накопиться.

Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. (Рис. 47)

Что мы видим в центре глаза? Чёрную точку. Это зрачок.

Давайте попробуем ответить на вопрос:

Почему мы видим предметы вокруг нас?

Вывод. Через зрачок лучи света проникают в глаз, и выпуклая линза в нашем глазу – хрусталик – создает изображение предметов на сетчатке. Сетчатка находится на задней стенке глазного яблока. На ней возникает уменьшенное и перевёрнутое изображение того, на что мы смотрим. Дальше по зрительным нервам изображение передаётся прямо нам в мозг. Мозг снова переворачивает картинку, и мы воспринимаем предмет правильно.

А теперь, давайте подойдём к окну (можно зажечь в классе свет).

Посмотрите в зеркало.

Что происходит со зрачком при ярком свете?

Вывод. При ярком освещении зрачок сужается, чтобы глаз у нас не ослеп.

Свет потушить, предложить детям отойти от окна и сесть на свои места.

Опять посмотреть в зеркало.

Что происходит с