Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств. Зрение

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели:

  • познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;
  • учить беречь зрение.

Задачи:

  • приобщение к здоровому образу жизни, развитие физической культуры детей, положительных привычек, выработка навыков гигиены зрения, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать;
  • расширение активного словарного запаса и кругозора детей, выработка особого мнения о здоровом образе жизни человека.

Ход урока

Сообщение цели и задач урока. Для того, чтобы быть здоровыми, вы должны хорошо знать своё тело и любить его .Потому что никто не заботиться о вас лучше, чем вы сами. Давайте заучим несколько слов, они нам помогут оставаться здоровыми.

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу.

Что вы делаете, когда гуляете по лесу?

Конечно, смотрите по сторонам. Вот сквозь тёмную зелень ёлок видны светлые, стройные берёзки. Над поляной, как дозорные, кружат стрекозы. А из травы выглядывает шляпка гриба. Но вы не только смотрите а ещё и прислушиваетесь к ветру, гудящему в стволах, к шелесту листвы, свисту птиц и негромкой песенке лесного ручья. О том, что происходит вокруг, говорят нам зрение и слух. Но ведь у нас есть ещё и другие чувства. (Рис. 1–4)

Как вы думаете, чем пахнет лес?

Наверное, травой и смолистой хвоей, на пригорке – земляникой и цветами, в овражке – грибной сыростью. (Рис. 5–8)

А каков лес на вкус?

Он сладкий– от малины, земляники, черники. Немножко кисловатый – это брусника. И чуть терпкий от молодых хвоинок. Нет – нет и сорвёшь их и пожуёшь. (Рис. 9–12)

Ну, а каков лес на ощупь?

Он колючий, когда вы трогаете еловые ветки, и жёсткий, шершавый, когда на ходу хватаетесь за стволы деревьев. Но он бывает мягким и нежным, когда идёте босиком по мху или молодой траве. (Рис. 13–15)

Что помогло рассказать вам об этом вы узнаете, когда отгадаете загадку?

Есть у меня пятёрка слуг, проворных, удалых.

Всё, что случается вокруг – всё знаю я от них (пять чувств).

Вывод. О том, что происходит в окружающем нас мире, мы можем узнать с помощью наших органов чувств. Они очень нужны и полезны нам людям, чтобы изучать окружающий мир.

Сколько у человека органов чувств вы узнаете, когда отгадаете кроссворд и загадки к нему?

Попробуем отгадать загадки.

1. Кто что вкусное принёс – всё учует детский (нос).

К какому органу чувств относится нос?

2. Пятёрка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером, пилою, ложкой, топором. Это пальцы.

К какому органу чувств относятся пальцы?

3. Если б не было его, не сказал бы ничего. Это язык.

К какому органу чувств относится язык?

4. Назовите орган слуха дружно, хором! Это ухо.

5. Живёт мой братец за горой, не может видеться со мной. Это глаза.

К какому органу чувств относятся глаза?

Кроссворд (Рис. 16). Сколько у человека органов чувств? Перечислите их.

О каком органе чувств мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку:

День закончился, затих, ты легла закрыла их
И легонечко зевнула, и тихонечко заснула. Это глаза.

Одним из важнейших органов чувств является зрение, то есть наши глаза. Вот о них и пойдёт сегодня наш разговор. Зрением обладают и люди, и животные, и птицы, все живые существа.

Как вы думаете, кто из животных самый зоркий?

Хорошо известно, что самое острое зрение у хищных птиц. (Рис. 17)

Кто относится к хищным птицам?

Это вы узнаете, когда отгадаете загадки.

1. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться –
Два могучие крыла
У хозяина (орла).
Кто это? Это орёл. (Рис. 18)

Отгадайте вторую загадку.

2. Птица сверху налетает
И цыплят внизу хватает (ястреб).
Кто это? Это ястреб. (Рис. 19)

3. Третью птицу вы узнаете, когда прослушаете стихотворение Александра Блока.

Встань, выйди поутру на луг:
На бледном небе коршун кружит,
Чертя за кругом плавный круг,
Высматривая, где похуже
Гнездо припрятано в кустах...
Вдруг – птичий щебет и движенье...
Он слушает... еще мгновенье –
Слетает на прямых крылах...
Тревожный крик из гнёзд соседних,

Печальный писк птенцов последних,
Пух нежный по ветру летит –
Он жертву бедную когтит...
И вновь, взмахнув крылом огромным,
Взлетел – чертить за кругом круг,
Несытым оком и бездомным
Осматривать пустынный луг...
Кто это? Это коршун. (Рис. 20)

Давайте сделаем вывод.

К хищным птицам относятся коршуны, ястребы, орлы. Они видят лучше всех.

Как вы понимаете выражение “острое зрение”?

Хищные птицы парят на большой высоте и из-за облаков высматривают свою добычу на земле.

Как вы думаете, кто из птиц видит лучше всех ночью?

Это вы узнаете, когда отгадаете очередные две загадки.

1. Всю ночь летает – мышей добывает,
А станет светло спать летит в своё дупло (сова).

Кто это? Это сова. (Рис. 21–22)

2. Живёт в лесу, ухает как разбойник (филин).

Кто это? Это филин. (Рис. 23)

Давайте сделаем вывод. Ночью лучше всех видят совы и филины. Они легко отыщут мышь в темноте.

А сейчас послушайте загадку для любознательных.

В одежде богатой, а сам слеповатый,
Живёт без оконца, не видит он солнца (крот). (Рис. 24)

Что можно сказать о кроте? Правда ли, что крот слепой?

Сделаем вывод. У этого зверька есть маленькие, как бусинки, глазки. Этими глазками крот видит, но плохо. Они прикрыты шерстью и кожей. Под землей, где и так ничего не видно, на помощь кроту приходит отличный слух. Исследования последних лет опровергли бытующее мнение о том, что кроты слепы, так как живут под землей. На самом деле, у кротов достаточно острое, хотя и ограниченное, зрение. А увиденный кротом свет, служит знаком опасности, ведь проникновение света для него означает не что иное, как-то, что в нору проник хищник.

Стрекозы видят примерно в три раза дальше мух – на 1,5 метра. Стрекоза, у которой глаза занимают полголовы, может видеть, что у неё спереди, сзади, сверху снизу и по бокам. (Рис. 25–27).

И зрачок у животных не обязательно круглый, как у человека. (Рис. 28–33) Это косули – лесные козы. Назвали их так, из–за косо поставленных зрачков глаз. (Рис. 34) У змеи зрачок похож на узкую щель, а у коз–прямоугольный. (Рис. 35–36). Человек, как и животные, глаза которых расположены спереди, видит только то, что перед ним. Человек не такой зоркий, как орёл. И в темноте он не видит, как сова. Но глаза являются главными помощниками человека.

Давайте подумаем, что в лице человека самое главное? (Глаза.) Почему глаза являются главными помощниками человека?

Вывод. Глаза помогают видеть всё, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину. Глаза – один из важнейших органов чувств. Ученые провели опыты и подсчитали, что 90% информации, разных сведений об окружающем мире, человек получает с помощью органов зрения. Зрение – бесценный дар природы.

Повернитесь лицом к соседу и посмотрите в глаза друг другу. Какие разные у нас всех глаза: серьёзные, сосредоточенные, весёлые и пытливые, озорные и лукавые, добрые и правдивые, внимательные и задумчивые, огромные и зоркие, удивительные и умные. Но все очень красивые. Просто замечательные у вас глаза. (Рис. 37–39)

Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?

  • Глаза небесные, светлые, пресветлые
  • Очи, прекрасные, голубые
  • Сияющие глаза
  • Ястребиный взгляд
  • Ясные очи затворяются

Глаза – зеркало души человека.

Почему так говорят?

Вывод. Да, глаза человека приобретают большую силу. Глаза умеют говорить, глазами можно ободрить. В глазах видишь злой человек или добрый, в них отражаются особенности характера, прошлый опыт и даже интеллектуальные возможности человека. По глазам всегда определяли внутренние переживания, тончайшие оттенки эмоциональных состояний и мимолетных настроений. Не случайно в народе родились такие пословицы:

“Глаза – это зеркало души”, “Коль очи светятся, душа чиста”, “Свой глаз – алмаз”, “Чего нет в мыслях, того не будет и в глазах”, “Ум людей – в их глазах”, “На правду, что на солнце – во все глаза не взглянешь”, “В чужом глазу сучок видим, а в своём бревна не замечаем”, “Глаза боятся, а руки делают”, “У страха глаза велики”.

Какие по размеру бывают глаза?

Они бывают огромные и большие, маленькие и выпуклые, узкие и круглые, миндалевидные и глубоко посаженные.

Опыт–наблюдение с зеркалом. Давайте рассмотрим наши глаза в зеркале. (Рис. 40). Где и как расположены наши глаза?

Вывод. Глаза расположены на расстоянии примерно 6 см друг от друга.

Каким бывает цвет глаз у человека?

Глаза бывают карие, голубые, зелёные, серые, синие. (Рис. 41)

Чтобы лучше понять, как мы видим, необходимо познакомиться со строением глаза и узнать, как он работает. (Рис. 42–46)

Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его в зеркало? Цветное колечко.

Это радужная оболочка, или радужка. От неё зависит цвет наших глаз. В радужной оболочке глаза находится особое красящее вещество–пигмент. Если его в радужной оболочке мало – глаза светлые, если много – глаза почти чёрные. У новорождённых детей глаза бывают только голубые, потому что в их радужных оболочках пигмент ещё не успел накопиться.

Радужку покрывает прозрачная тонкая оболочка-роговица. (Рис. 47)

Что мы видим в центре глаза? Чёрную точку. Это зрачок.

Давайте попробуем ответить на вопрос:

Почему мы видим предметы вокруг нас?

Вывод. Через зрачок лучи света проникают в глаз, и выпуклая линза в нашем глазу – хрусталик – создает изображение предметов на сетчатке. Сетчатка находится на задней стенке глазного яблока. На ней возникает уменьшенное и перевёрнутое изображение того, на что мы смотрим. Дальше по зрительным нервам изображение передаётся прямо нам в мозг. Мозг снова переворачивает картинку, и мы воспринимаем предмет правильно.

А теперь, давайте подойдём к окну (можно зажечь в классе свет).

Посмотрите в зеркало.

Что происходит со зрачком при ярком свете?

Вывод. При ярком освещении зрачок сужается, чтобы глаз у нас не ослеп.

Свет потушить, предложить детям отойти от окна и сесть на свои места.

Опять посмотреть в зеркало.

Что происходит со зрачком при слабом свете?

Вывод. Если света мало, зрачок расширяется, чтобы пропустить больше света и чтобы мы лучше видели.

Как защищены наши глаза и что их оберегает? Это вы узнаете, если отгадаете три загадки.

1. Два брата в разлуке скучают друг о друге,
А сойдутся вместе – сердятся и хмурятся. (Брови.)

2. На поле боя сошлись воины,
День и ночь бьются, то в битве сольются,
То врозь опять, то очи не смыкают, то ложатся спать. (Ресницы.)

3. В гнезде – яйцо, на яйце – птица,
Птица яйцо крылом укрывает,
От ветра и дождя охраняет. (Веко.)

Вывод. Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они защищают глаза. Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные и защищать их необходимо потому, что люди получают информацию об окружающем их мире, полагаясь на зрение больше, чем на другие органы чувств. Мы не имеем такого острого нюха, т.е. способности различать запахи, как собаки, или такого отличного слуха, как кошки. Брови защищают глаза от попадания в них пота, пыли и грязи. Ресницы делают то же самое, защищая нежную поверхность глазного яблока.

Итак, веки, ресницы, брови, слезы надежно защищают глаза. Помогайте своим защитникам оберегать глаза. И глаза вам скажут “спасибо”! Но этой защиты недостаточно.

Отгадайте загадку.

Солёная дождинка размыла тропинку,
С холма бежит, что это, скажи? (Слеза.)

Зачем человеку слёзы? Когда слёзы текут без вашего согласия? Давайте попробуем узнать, отгадав загадки.

1. Прежде чем его мы съели, все наплакаться успели. (Лук.)

2. Белый столб стоит на крыше,
И растёт всё выше, выше,
Вот он вырос до небес, и исчез. (Дым.)

Вывод. Слезы сохраняют нежную поверхность глазного яблока чистой и влажной. Их вырабатывают специальные железы, расположенные над наружными уголками глаз. Они называются слезными железами. При каждом мигании слезы распределяются по поверхности глаз. Мигание происходит в течение одной трети секунды; большинство людей мигают каждые шесть секунд. Если сложить это время, то получается, что человек тратит на мигание полчаса каждый день! Слезы, омывающие глаза, обычно испаряются или уходят в каналы – два миниатюрных канала, расположенных во внутреннем уголке каждого века. Если мы плачем или что-то попадает нам в глаза, у нас может вырабатываться слез больше, чем обычно, и тогда они текут по лицу. В течение жизни человек плачет 250 миллионов раз.

Нарисуйте схему строения глаза, не забудьте указать все части глаза. Зачем человеку нужны два глаза?

Вывод. Два глаза нам нужны для того, чтобы определять удалённость предмета. Каждый глаз по-своему воспринимает изображение. Картинки, попадающие на сетчатку двух глаз, несколько различаются.

Опыт-наблюдение.

В этом легко убедиться, если смотреть на палец, расположенный в 20 см от носа, и поочерёдно закрывать каждый глаз – положение пальца будет восприниматься по–разному. Давайте попробуем проделать этот небольшой опыт-наблюдение.

Вывод. В головном мозге имеются специальные клетки, совмещающие воедино образы, поступающие от правого и левого глаза, в результате чего и формируется ощущение глубины пространства. Если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть.

А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза?

Для этого существует гимнастика для глаз. Первые упражнения для сохранения зрения были созданы задолго до нашей эры. Древние люди, создавая комплексы для всего тела, не забыли и о наших глазах. Они точно знали, что для наилучшего результата нужна не только тренировка, но и полноценный отдых.

Физкультминутка

Долго тянется урок –
Много вы читали.
Не поможет и звонок,
Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,
Знай об этом каждый.
Упражнений ровно пять.
Их запомнить важно.

На парте у каждого лежит памятка “Гимнастика для глаз” (см. Приложение) (Рис. 48)

Давайте внимательно просмотрим предложенные упражнения и прочитаем (читает вслух учитель) и постараемся их выполнить. Все упражнения выполняются под тихую и спокойную музыку.

Для чего, по вашему мнению, нужно делать зарядку для глаз? Правильно от ежедневной гимнастики укрепляются мышцы глаз. Каждый день потрать минуту для отдыха глаз–сохранишь зрение на годы.

Береги свое зрение – не потратишь время на его исправление!

А теперь, давайте поиграем в игру “Полезно – вредно” и вместе выведем правила бережного отношения к зрению:

Если вы считаете, что фраза верна, хлопните в ладошки, если не верна – громко топайте, ногами. Итак:

  • Читать лёжа, в сумерках и при слабом освещении
    читать в движущемся транспорте
  • Смотреть на яркий свет
  • Оберегать глаза от ударов и от попадания в них инородных тел
  • Сидеть не ближе 3 м от телевизора
    смотреть телевизор не более 1–1,5 часа в день
  • Промывать по утрам глаза
  • Тереть глаза грязными руками
  • Читать сидя
  • Употреблять в пищу достаточное количество витаминов: морковь, лук, петрушка, помидоры, сладкий красный перец. (Рис. 49–50)
  • Обращаться к врачу-окулисту
  • Выполнять гимнастику для глаз во время уроков, дома
  • Соблюдать режим дня
  • Укреплять глаза, глядя на восходящее и заходящее солнце.
  • Рабочее место должно освещаться с левой стороны, если вы пишите правой рукой и справа, если вы пишите левой рукой при работе с компьютером рекомендуется делать перерывы через каждые 15 минут.

К какому врачу вы пойдёте , если у вас разболелись глаза и вы стали плохо видеть?

Вы пойдёте к врачу – специалисту по глазным болезням. Это врач – окулист. (Рис. 51) Oculus – в переводе с латинского языка означает глаз.

Остроту зрения определяют с помощью хорошо известной таблицы, на которой изображены разной величины буквы. (Рис. 52)

Если у человека нормальное зрение, то он отчетливо видит предпоследнюю и последнюю строчки с расстояния 5 м.

Так зачем же идти к окулисту, если ничего не болит? Отчего человек может потерять зрение? Легко ли живётся слепым людям? Что вы почувствуете, если увидите слепого человека? Как надо поступить? Можно ли исправить зрение?

Вывод. Да, можно, но для этого нужно приложить немало усилий, времени, терпения – это долгий путь к исцелению. Профилактический осмотр глаз необходимо делать два раза в год, для того чтобы предупредить болезнь или приостановить ее вовремя на раннем этапе заболевания. Поэтому, чтобы зрение не исправлять, лучше его сохранять, применяя правила по защите зрения.

Что носят люди с недостатками зрения?

На этот вопрос вам поможет ответить загадка

Своих глаз нет, а другим видеть помогает? (Очки.)

Некоторые считают, что раз уж появилась близорукость то и незачем носить очки. А между тем устранить близорукость нельзя, но предупредить и приостановить можно. Правильно подобранные очки приносят большую пользу. (Рис. 53–55)

Иногда дети стесняются их носить. Хорошо подобранные очки могут сделать лицо даже более привлекательным, а также помогут улучшить зрение и настроение.

Защитные очки носят люди с отличным зрением: пилот, водитель, мотоциклист, альпинист, спортсмен – лыжник, защищая глаза от солнца, ветра, снега, пыли. Иначе глаза станут болеть. В защитных очках работают: у станка токарь – чтобы металлическая стружка не попала в глаз; сталевар и сварщик, глазам которых угрожают искры.

При необходимости пользуйтесь очками. Берегите глаза!

И они вам скажут “спасибо”!

Заботьтесь о своих глазах. Ведь никто не позаботится о вашем зрении лучше, чем вы сами.
Если вы носите очки?

Не горюйте: со временем с помощью очков зрение может улучшиться.

  • Давайте посоветуем людям в очках следующее:
  • Берегите свои “вторые” глаза
  • Храните их в футляре
  • Не кладите стеклами вниз
  • Регулярно мойте теплой водой с мылом
  • Снимайте во время занятий спортом
  • Периодически протирайте очки мягкой салфеткой

Есть дети, которым приходится носить очки, потому что у них проблемы со зрением. Но одноклассники не всегда их понимают и называют “очкариками”. Дети перестают носить очки.

Как вы думаете: как это повлияет на их зрение?

Как помочь таким детям сохранить зрение?

Вывод. Итак, играя на перемене, нужно быть внимательным, чтобы не повредить очки одноклассника.

Итог. Сегодня на уроке мы говорили о бережном отношении к своему зрению. Узнали, из чего состоят наши глаза. Познакомились с новыми словами: очи, радужка, веки, зрачок, роговица, зрительный нерв, врач-окулист.

В заключении я хочу закончить урок словами известного философа:

“Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может цвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум”.
Геродот

Домашнее задание. Предложить учащимся нарисовать рисунок – шарж “Что вредно для глаз”.