Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Любовная лирика А.С. Пушкина. 9-й класс

Разделы: Преподавание литературы


Оборудование урока: мультимедиа проектор, мультимедийная презентация (приложение), музыкальное оформление, видеосюжет из литературно-музыкальной композиции “Я Вас любил...”.

Оформление урока: Портрет А.С.Пушкина, звучат романсы М. Глинки.

Цели урока:

  1. Привить любовь к поэзии А.С.Пушкина.
  2. Раскрыть искренние чувства поэта.
  3. Развивать высокие эстетические чувства учащихся.
  4. Углубить представление о любовной лирике, психологизм пушкинских стихотворений.

“Как пламень жертвенный, Чиста моя любовь...
А.С. Пушкин.

План урока.

Организационный момент.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение новой темы.
  3. Чтение стихов, посвященные своим прелестницам.
  4. Прослушивание по грамзаписи.
  5. Работа по таблице
  6. Защита презентации.
  7. Закрепление темы.
  8. Подведение итогов урока.

Ход урок

Учитель.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Тема нашего урока “ Любовная лирика А.С.Пушкина”. (Слайд 2).

Сегодня, ребята, мы с вами попытаемся раскрыть искренность чувств поэта и углубить представление о любовной лирике А.С. Пушкина.(Слайд 3).

А эпиграфом к сегодняшнему уроку станут следующие строки:

Как пламень жертвенный..
Чиста моя любовь..”
(Слайд 4).

Пушкин – самое жизнерадостное имя русской литературы.

Сегодня мы поговорим, какое важное место в жизни и творчестве А.С. Пушкина занимала любовная лирика.

Тебя ж, как первую любовь
России сердце не забудет!..

Напишет о Пушкине Тютчев. Может быть, этот образ возник и потому, что Пушкин у нас был первым поэтом любви.

Конечно, о любви писали и до, и после Пушкина, но ни до, ни после никто не создал ничего подобного пушкинскому образу любви.

Прежде чем начать урок, давайте поговорим о самом Пушкине. Я вам задала задание найти высказывания о великом поэте. Пожалуйста, ваши высказывания.

1. Канихова Зарина – Н.В. Гоголь писал– “Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через 220 лет”

2. “ Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе..” – сказал В.Г. Белинский.

3. A.M. Горький писал:”А.С. Пушкин – начало всех начал” новой русской литературы.

4. В.П. Горчаков писал : “Человек небольшого роста, но довольно плечистый и сильный, с быстрым и наблюдательным взором, необыкновенно живой”.

5. В.П. Бурнашов -“Без всяких притязаний, с живыми, быстрыми глазами, с тихим приятным голосом”.

Учитель.

К сожалению, всех высказываний Пушкина нам не перечесть. Пушкин – был гениальным поэтом и писателем.

Пушкин нам завещал, советовал, как друг. Сейчас я прочту одно его стихотворение. .

Для меня это стихотворение является как бы советом и утешением души. И когда я читаю это стихотворение, на душе у меня становится легко. Послушайте.

Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.

Сердце в будущем живёт,
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт,
Что пройдёт, то будет мило!

Учитель:

Мне нравится это стихотворение. И действительно, в поэзии Пушкина каждый из нас сможет найти для себя или радость, или урок, или утешение. Каким же был Пушкин.? Давайте коротко расскажем о нём.

Заифова Оксана. Говорить о Пушкине, значит говорить о целой русской литературе. Действительно, А. С. Пушкин – наследник всего нашего литературного прошлого и начало всех начал новой русской литературы.
А.С. Пушкин – гениальный русский поэт и гениальный мастер жизни. Ему был дан необыкновенный дар быть счастливым далее в самых драматических обстоятельствах. Всё было в жизни поэта: огорчения и трудности, и безумная усталость, и поиски смысла жизни, и любовь, и горькие разочарования и всегда надежда. Поэт пришёл к нам из 19 века как современник, друг, советчик. А сейчас я познакомлю вас с семьёй А. С.Пушкинаь. (Слайд 5).
Отец А.С.Пушкина, мать, сестра, брат, бабушка,старший сын-Александр, младший сын-Григорий Александрович, младшая дочь-Наталья Александровна и супруга поэта-Наталия Николаевна Гончарова. (Слайды 6–8). Мы рассказ/сем о прелестницах поэта до Наталии Гончаровой.
Учитель. Любовь. Какое прекрасное слово! "любовь"... В чем проявляется это чувство?Как вы понимаете значение этого слова? Запишите ваши ассоциации к этому слову в тетрадь. (Слайд 10).

Понятие "любовь" многозначно. Вот одно из его толкований: "Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности".

О влюбчивости поэта судят по его стихотворениям, но Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Истинную любовь поэт ставит выше других чувств, показывая ее неодолимую силу. (Слайд 11).

Сотни раз в стихах, прозе и письмах поэта встречаются слова: "любовь", "любимый", "влюбиться"'... Как легко и быстро окружающие находили в поэте легкомысленного ветреника, пылкого волокиту, равнодушного "искателя наслаждений". Как часто Пушкин подыгрывал этим мнениям, слухам. (Слайд 12).

Таов Ислам.

Я знал люоовь, но я не знал надежды,
Страдал один, в безмолвии любил.
Безумный сон покинул томны вежды,
Но мрачные я грезы не забыл.

Крымова Анжела.

Лицом Пушкин был некрасив. В послании к известному красавцу Юрьеву Ф.Ф. он утешал себя:

А я, повеса вечно праздный,
Потомок негров безобразный,
Взращенный в дикой простоте,
Любви не ведая страданий,
Я нравлюсь юной красоте
Бесстыдным бешенством желаний.
(Слайд 13).

Учитель: Современники Пушкина высказывали самые разные точки зрения на отношение поэта к женщинам. Он был гениален в любви, может быть, не меньше, чем в поэзии. Его чувственность, его пристрастие к внешней женской красоте всем бросалась в глаза. Давайте посмотрим галерею женских портретов, неразлучных с биографией Пушкина. Список женщин, которых Пушкин набросал в альбоме Елизаветы Николаевны Ушаковой, в 1829 году получил название Донжуанского списка. Это даже не один список, а два. В первом мы находим имена женщин, внушивших наиболее серьезные чувства поэту. Во втором – упомянуты героини более легких и поверхностных увлечений, (Слайд 14) Но практически всем красавицам, которых упоминал поэт в альбоме Ушаковой, он посвятил стихи.

Ребята, первой любовью поэта была Екатерина Бакунина. Ему было всего 16 лет, когда поэт влюбился. А ей тогда было 20 лет. Впервые он её увидел в лицее, где он учился. Она в то время приходила к своему брату. Пушкин посвятил ей около 22 стихотворений. (Слайд 15).

“ О, милая, повсюду ты со мной! Но я уныл и в тайне я грущу!”

Учитель.

Пушкин после окончания лицея уезжает в Петербург. Тому него вспыхнула вторая любовь к знаменитой балерине Авдотье Истомине. (Слайд 16). Это увлечение нашло отзвук в его стихах:

...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.

Учитель: Ребята, первой любовью поэта была Екатерина Бакунина. Ему было всего 16 лет, когди поэт влюбился. А ей тогда было 20 лет. Впервые он её увидел в лицее, где он учился. Она в то время приходила к своему брату. Пушкин посвятил ей около 22 стихотворений. К "милой Бакуниной", предмету юношеского увлечения Пушкина, обращены многие стихотворения и элегии 1815–1817 годов.

Заифова Аксана.

...О милая, повсюду ты со мною:
Но я уныл и втайне я грущу.
Блеснет ли день за синею горою,
Взойдёт ли ночь с осеннею луною –
Я всё теби, прелестный друг, ищу;
Засну ли я, лишь о тебе мечтаю, –
Одну тебя и неверном вижу сне;
Задумаюсь – невольно призываю;
Заслушаюсь – твой голос слышен мне.
Рассеянный сижу между друзьями,
Невнятен мне их шумный разговор,
Гляжу на них недвижными глазами,
Не узнаёт уж их мой хладный взор!

Лигидова Ларьяна: Екатерина Павловна Бакунина – сестра лицейского товарища Пушкина, (Слайд 16). Летом она подолгу жила в Царском селе, бывала на лицейских балах. 29 ноября 1815 года Пушкин записал у себя в дневнике: "Я счастлив был! Нет, я вчера не был счастлив: поутру я мучился ожиданием, с неописанным волнением стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – ее не видно было. Наконец я потерял надежду, вдруг нечаянно встречаюсь с нею на лестнице – сладкая минута! Как она мила была: как черное платье пристало к милой Бакуниной". Пушкин томился любовью к Бакуниной всю зиму, весну и лето 1816 года. Вот так он об этом писал:

В те дни... в те дни, когда впервые
Заметил я черты живые
Прелестной девы, и любовь
Младую взволновала кровь,
И я, тоскуя безнадежно,
Томясь обманом пылких слов,
Везде искал ее следов,
О ней задумывался нежно,
Весь день минутной встречи ждал
И счастья тайных мук узнал.

Учитель.

Пушкин после окончания лицея уезжает в Петербург. Тому него вспыхнула вторая любовь к знаменитой балерине Авдотье Истомине. Это увлечение нашло отзвук в его стихах:

...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух из уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт.

Молодость говорила о себе, сердечная рана затянулась, появились новые увлечения и источники вдохновения. Летом 1817 года Пушкин окончил лицей и познакомился с Евдокией Ивановной Голицыной, которая была старше поэта на 20 лет. Он был частым гостем княгини Голицыной и, по выражению П.А. Вяземского, " был маленько приворожен ею". (Слайд 17).

 Шкахова Фарша.

6 мая 1820 года Пушкин был выслан из столицы на юг, где он находился под гостеприимным кровом семьи генерала Раевского, у которого было 4 дочери. 14-летняя Мария Раевская, будущая княгиня Волконская, стала предметом любви Пушкина.(Слайд 18). Обра:} Марии Раевской запечатлен в стихотворениях разных лет, одно из последних, посвященных Раевской, – "На холмах Грузии лежит ночная мгла" (прослушивание по грамзаписи).

Учитель: В 1823–1824 гг. Пушкин пережил роман к Елизавете Савельевне Воронцовой, дочери польского магната и одной из племянниц князя Потемкина, (Слайд 19). Современники говорят о ней, "как о женщине умной, тонкой, образованной и обольстительной". Пушкин влюбился в нее и, если верить стихам, "достиг взаимности". Чувство поэта к Воронцовой запечатлено во многих обращенных к ней стихах. Учитель: А какие стихи он посвятил ей?

Ученик: "Желание славы", "Сожженное письмо", "Храни меня, мой талисман", "Прощание"', ''Ангел", “Все в жертву памяти твоей”. На протяжении многих лет поэт рисовал нортретыВоронцовой на полях своих рукописей.

(Видео: звучат стихотворения “Храни меня, мой талисман” и романс “Я Вас любил...”)

Учитель: Предстоял отъезд в Михайловское и "грозный час разлуки" с Воронцовой. Елизавета Воронцова дарит Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо – талисман, чем очень дорожил поэт и с которым не расставался до конца своей жизни.

Канкулов Астемир.

Храни мши, мой талисман,
Храни меня во дни гоненья,
Во дни раскаянья, волненья!
Ты в день печали был мне дан.

Учитель: В 1830 году, накануне женитьбы, Пушкин уже навсегда прощается с Воронцовой.

Заифов Казбек.

В последний раз твой образ милый
Дерзаю мысленно ласкать,
Будить мечту сердечной силой
И с Heгой робкой и унылой
Твою любовь воспоминать.

Учитель: "Гением чистой красоты" для Пушкина была красавица Анна Керн, милая, добрая женщина с несчастной судьбой. (Слайд 20).

Канихоиа Ларина.

В 1824 году в Михайловском произошел бурный, хотя и краткосрочный роман 20-летнего Пушкина с 19-летней Анной Керн, женой 52-летнего генерала Керна.

Бродя по аллеям Михайловского парка, Пушкин мучительно переживал охватившее его чувство. Он написал Анне Керн 7 восторженных посланий на французском языке. Он называл ее "чудотворной", "чудотворницей".. Анна Керн уезжает, они больше не виделись. Где она и что с ней – ему ничего не было известно. Прошло шесть лет. И вновь они встретились в 1825 году у старых друзей Осиповых, соседей по имению, он неожиданно увидел ее, такую же обаятельную и красивую, как и прежде. А когда она уезжала, Пушкин приехал её проводить и передал ей недавно напечатанную в Петербурге главу "Онегина". Между страниц был вложен небольшой листок со стихами. Это и было стихотворение, наполненное искренним чувством "Я помню чудное мгновенье".

Ученик читает стихотворение "Я помню чудное мгновенье". (Музыкальное сопровождение.)

Учитель: После смерти генерала Керна Анна Петровна связала свою судьбу с небогатым помещиком А. В. Марковым-Виноградским и прожила с ним счастливо, хоть и в бедности. 30 лет. Она оставила воспоминания о Пушкине, отличающиеся искренностью, безыскусностью, бережным и проникновенным отношением к поэту.

В мае 1827 года Пушкин уехал Петербург. Его фантазией завладела Анна Алексеевна Оленина, дочь директора Публичной библиотеки, президента Академии художеств Оленина А.И. (Слайд 21). Анна Алексеевна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта, и чувства его не были мимолетными, хотя случайных знакомств в его биографии было немало. Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя признавалась в своем дневнике, что "увидела самого интересного человека своего времени".

Учитель.

Какие стихотворения он посвятил Анне Алексеевне ?

Ученик.

"Ее глаза". "Увы!", "Язык любви болтливый", "Ты и вы", "Не пой, красавица, при мне...", "Предчувствие", "Город пышный, город бедный" и др.

Камергоева Фатима Чтение стихотворения “Не пой, красавица, при мне...”

Учитель: А позднее поэт написал ей в 1829 году прощальные стихи "Я вас любил...", (Слайд 21) Прослушивание по грамзаписи.

Давайте поразмышляем и сравним стихотворения "Я Вас любил...." и "Я помню чудное мгновенье", заполнив таблицу:

Таблица.

Фраза в стихотворении, которая меня заинтересовала.
Комментарий, чувства, мои впечатления

Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетно виденье,
Как гении чистой красоты.

Появился прекрасный женский образ. Эти чувства постигли красоту, вызвали поэтическое вдохновение.

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

В ссылке жизнь проходит без каких-либо приключений. Любовь, вдохновение, слезы могут быть лишь в подлинной жизни.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновение,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Сердце забилось сильнее, пробудились жизненные силы. Смена переживаний.

Я вас любил: любовь еще быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.

Чувства героя уже угасают.
Это любовь – воспоминание.

Я вас любил, безмолвно, безнадежно,
То po6ocтью, то ревностью томим;

Высокие чувства без надежды на взаимность. Светлая печаль на безответную любовь.

Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим

Он не упрекает любимую, а искренне желает ей счастья.

Учитель: В этих удивительных по силе чувства и художественной лаконичности стихотворениях рельефно воплотились те черты гуманности и изящества, в которых Белинский видел отличительные особенности пушкинской лирики любви.

Такова сердечная жизнь Пушкина до женитьбы.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы из жизни Пушкина. По шутливому признанию поэта, Наталья Гончарова была его 113 любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его в молодости, не были еще той любовью, тем

всеобъел: Слайд Бурно пр стрем леч Пушкипп познако.\ Токбаев; “Когда я – красот; сделал еГ ожидай и года он i. Гончаре , крыльях, и на это] Учитель 18 феврс

МОЛОД)!,

счастлш

Чу велю совмесп овал лип Слайд Пушкин говорил проси 1ь Ребята. ; немного восхища Однажд! -40 тыс. написал

СТИХОГв.

“Мадо! Учитс.и

Пушкин поэт. С к Пушкин жену: '1 терпитi Пушкин они про Сергеев! общее!,

ющим чувством, которое пришло к нему на рубеже нового периода жизни. (22

;па молодость, настала пора зрелости. Жажда личного, семейного счастья, е любить и быть любимым – вот какие чувства владели им в эти года. ппплья Николаевна, урожденная Гончарова, – жена поэта. Пушкин и лея с ней в Москве в декабре 1829 года, (Слайд 23) Фалина

видел в первый раз, – писал он позднее Наталье Ивановне, матери Гончаровой, ■е едва начали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я предложение”. Ответ матери неопределен: дочь еще слишком молода. Мучаясь ,| ответа, Пушкин уезжает на Кавказ, бросается в гущу сражений. Весной 1830 •ожиданно получает через знакомого, приехавшего из Москвы, привет от ых. Увидев в этом завуалированное приглашение вернуться, поэт, как на полетел в Москву. В начале апреля 1830 года он сделал предложение вторично, 13 оно было принято.

. 1831 года Пушкин и Натали обвенчались. Поэт был счастлив, введя в свой дом красавицу жену. Вскоре после свадьбы Пушкин писал другу: "Я женат – и Желание мое, чтоб в жизни ничего не изменилось – лучшего не дождусь". уоокой любви и нежности к жене Пушкин сохранил на протяжении всей их л жизни. Тонкая, как стебель цветка, талия, мраморные плечи, безукоризненный весь облик Н. Гончаровой напоминал идеальных женщин в картинах Рафаэля.

побил, чтобы другие, особенно близкие люди, восхищались его женой. Поэт Брюллову: "У меня, брат, такая красавица жена, что будешь стоять на коленях и нять с нее портрет".Её он считал своей мадонной.(Слайд 24) вы знаете, что жену свою он иногда звал: моя косая Мадонна. У нее глаза осили, что придавала ей невыразимую прелесть. Александр Сергеевич :я красотой своей жены и сравнивал ее с Мадонной.

Пушкин хотел купить своей жене портрет Мадонны.Портрет стоил очень дорого 7 нею не было таких “больших” денег. Но А.С. Пушкин сделал другой подарок: ;тихотворение”Мадонна”, которое посвятил жене. Это мое любимое >ение. (чтение учителем стихотворение наизусть)

Но для него Наталья Николаевна была не только светской красавицей, она дала высокое и вместе с тем простое человеческое счастье, о котором так мечтал лькс людей – среди них и друзья поэта – беспощадно и жестоко осуждали жену . Он как будто предвидел это и заранее отвел все поклепы. Умирая, поэт утешил дь спокойна, ты невинна в этом". А врачу он сказал: "Она, бедная, безвинно может еще потерпеть во мнении людском!"

)ыл счастлив в семейной жизни. Это подтверждают его письма. За 6 лет, которые или вместе, Наталья Николаевна родила четверых детей. Да, Александр i и 1 iai-алья Николаевна были счастливы, но не их вина в том, что они жили в . не желавшем терпеть счастье поэта.

Поэт noi лб. Смерть мужа потрясла Наталью Николаевну. Именно тогда она поняла, 1 акого человека она потеряла. Через 10 дней после похорон она уехала в родовое имение 1 ончаровых, где жила безвыездно 2 года, исполняя последнюю волю своего мужа. Одно из оследпих пушкинских произведений обращено также к любимой

жене.(сл йд25)

Таова А лшт

Пора, М(й друг, нора! Покоя сердца просит.

Летят за днями дни, и каждый час уносит

Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем

Предпо;.:1гаел1 жить...

И глядь – как' раз — умрем.

На свет”, счастья нет, но есть покой и воля.

Давно завидная мечтается мне доля —

Давно, усталый раб, замыслил я побег

В обито .о дальнюю трудов и чистых нег.

Учитель:

Он приз1 авалем в любви многим, но в действительности любил по-настоящему только

свою музу.

Вот и подошёл к концу наш урок, посвященный теме любви в лирике А.С.Пушкина. Вся

любовна л лирика поэта наполнена нежными и светлыми чувствами к женщине.

Учитель

А чем от.шчае гея стихи А.С. Пушкина от стихов других поэтов?

Ученик

Лирического героя стихов А.С. Пушкина о любви отличают самоотверженность,

благородство, глубина и сила чувства. Любовь в лирике Пушкина– это способность

подняться над мелким и случайным.

Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания – таков поэт в

обращении ко всем любимым женщинам!

Учитель

Продолжением истинной любви являются, конечно же, дети. И поэтому сегодня нельзя не

упомяну ь о потомках великого поэта. Давайте послушаем сообщение о потомках нашего

любимо1 о писателя.

Сообщение ученика (презентация)

Потомки Пушкина (Слайд 25) (Дети старшего сына Александра Сергеевича Пушкина

Александра Александровича: Наталья, Мария, Александр, Ольга, Нина и Григорий)

(Слайд 2 5

Пушкинский род был примечателен тем, что в его семьях бывало больше девочек, чем

мальчике в. Прямых потомков Пушкина, то есть потомков по мужской непрерывающейся

линии, было пс гак много, всего 13. Например, сейчас в России прямых потомков

Пушкина не ос галось вовсе. Со смертью правнука поэта и его сына прервалась прямая

мужская линия живших в Москве родственников поэта. Побочное семейное древо

Пушкин;, за прошедшие более чем 150 лет сильно разветвилось и имеет в настоящее

время 58 ветвей, то есть фамилий. По данным на 200-летие Пушкина, в мире было

зарегистрировано 227 потомков поэта, живущих в странах Европы, Америки и Азии. В

конце прошлого века, например, в России проживали 82 из них, во Франции — 24, в

Англии — 20, в США — 12, Бельгии — 10, Швейцарии — 6, ФРГ — 5, Италии — 3.

Шестеро жили на Гавайских островах и трое в Марокко, (Слайд 28)

Ученик

Презентация №3 – Памятники А.С. Пушкину в России.(Слайды 30 – 49)

Презентация № 4 -. Портреты А.С. Пушкина, выполненные русскими

художниками (Слайды 50-54)

Заключи гельаое слово учителя.

И так, ребята!

Любовь – это главное чувство, главное в жизни человека, наверное, именно поэтому о ней

писали во все времена самые теплые, самые проникновенные слова.

Доказательством тому служат следующие строки А.С. Пушкина:

Как пламень жертвенный

Чиста моя любовь..

И вы, наверное, поняли, что именно они являлись эпиграфом нашего урока. Любовь, дружба– прекрасные человеческие чувства. Любить можно женщину, мужчину, друзей. Любят свое дело, близких, семью, школу .. Любить можно все, что тебя окружает. И дружба и любовь облагораживают людей. Без этих чувств, наверное, нельзя жить. Я думаю, что, познакомившись с любовной лирикой А.С. Пушкина, вы согласитесь с мнением В.Г. Белинского: “Есть всегда что-то особенно благородное, кроткое, нежное, благоуханное и грациозное во всяком чувстве Пушкина. Читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека”.

Поэт дорог нам тем, что учит нас с уважением относиться к бесценному дару судьбы, как любовь.

Домашнее задание:

1-я группа. Анализ одного из стихотворения А.С. Пушкина. 2-я группа. Написать эссе "Моё восприятие любовной лирики А. С. Пушкина".