Классный час "На пути к себе…". 10-й класс

Разделы: Классное руководство

Класс: 10


До урока на доске:

  1. Название классного часа «На пути к себе...»
  2. К доске магнитами прикреплены фотографии молодых людей, фото 10-Б класса среди них.
  3. Солнышко с лучами для заполнения «На пути к себе я должен...»
  4. Таблица «Признаки любви. Признаки влюбленности»

Эпиграф:

В царстве бытия нет блага выше жизни,-
Как проведешь ее, так и пройдет она.

Омар Хайям.

Рисунок 1

Ход классного часа

Учитель:

Здравствуйте те, кто весел сегодня,
Здравствуйте те, кто грустит
Здравствуйте те, кто общается с радостью
Здравствуйте те, кто молчит!

Я приветствую всех и объявляю начало нашего классного часа. Сегодня мы будем говорить о Вас, о молодежи. О том, как вы видите и представляете свою нынешнюю и будущую жизнь, о тех проблемах, которые встают перед вами, о путях их решения.

Уч-ся:

Человек, как звезда рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.

Учитель: Да, в своих стихах Дмитрий Голубков очень красиво определил предназначение человека в мире. Но, для того, чтобы от тебя стало светлее во вселенной, нужно научиться жить так, чтобы стало теплее от тебя хотя бы одному, рядом стоящему человеку. Как-то у С. Я. Маршака я прочитала:

«Существовала некогда пословица,
Что дети не живут, а жить готовятся...»

И не согласилась с мэтром.

Вы учитесь жить ежеминутно с момента вашего первого вздоха. Сначала дома с мамой, потом – в детском саду, затем – в школе. Вы взрослеете с каждым днем, и через год станете выпускниками. Вы вступите в самостоятельную жизнь. Нужно будет часто делать выбор, определять и отстаивать свою точку зрения, решать возникающие проблемы. И их будет немало, поверьте. Уже сейчас перед вами стоят многие проблемы современной молодежи. И я хочу, чтобы вы сами их назвали. О каких-то из них мы поговорим на сегодняшнем классном часе. И если вы извлечете что-то полезное для себя из нашей беседы, то значит, не зря мы затеяли этот разговор.

Но прежде, мне хотелось бы дать определение слову «молодежь» по энциклопедическому словарю «Социология молодежи». Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастных особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.

Молодежь как социально-демографическая группа неоднородна по своему составу. В ней выделяются различные слои:

  • по возрасту (от14 до 30 лет) (подростки, юношество);
  • по полу (муж., жен.);
  • по видам деятельности (учащиеся, работающие);
  • по месту жительства (городская, сельская).

В настоящий момент молодые люди составляют 25% населения мира. Молодежь РФ – это 39,6 млн молодых граждан – 27% от общей численности населения страны.

Существует направление в науке, занимающееся изучением молодежи как феномена современного общества, называющееся ювенологией.

Так что же вас интересует, какие проблемы вас затрагивают, уважаемее представители сельской подростковой молодежи?

Уч-ся:

  • здоровье (наркомания, алкоголизм, курение);
  • проблема отцов и детей;
  • как распознать настоящую любовь?
  • как сдать ЕГЭ?
  • экология;
  • неуставные отношения в армии;
  • молодежные субкультуры;
  • национализм, шовинизм, жестокость в молодежной среде;
  • религия, секты;
  • нецензурная речь;
  • милосердие;
  • СПИД;
  • права молодежи;
  • развал сельского хозяйства;
  • судьба российского футбола;
  • в какой одежде встречать Новый год белого кролика и что ставить на стол?
  • как не ошибиться при выборе профессии;
  • положение ветеранов ВОВ;
  • программа собственной безопасности;
  • терроризм;
  • бедность, беспризорность и преступность;
  • детская порнография, проблемы проституции;
  • культурная деградация нации;
  • кибермания...

Учитель: Видите, сколько их, оказывается, много, проблем, вас затрагивающих. Да, проблемы молодежи волновали общество во все времена, и тогда, когда современные старики были молодыми, и когда их родителям было по 18, и они только выбирали, по какой дороге пойти.

В рамках сегодняшнего урока я предлагаю обсудить лишь некоторые из обозначенных вами проблем. С чего начать? Первый тост на Кавказе всегда произносят за здоровье. И я думаю, что во главу угла нужно ставить здоровье человека, ибо важность его для каждого из нас даже не обсуждается. Кажутся изъезженными темы вреда, наносимого здоровью человека, алкоголем, табаком, наркотиками. Но покуда существуют в обществе эта проблемы, мы должны говорить о них. На мой взгляд, самой страшной, трудно решаемой проблемой современной молодежи является проблема наркотической зависимости.

Слово «наркотики» прочно существует в словаре 21 века как одно из самых употребляемых слов. Более подробно о проблеме наркомании нам расскажет Воробьева Лена.

Уч-ся: Мы все давно знаем о тех пагубных последствиях, которые оказывают на человека наркотики. Я не буду о них сейчас говорить. Готовясь к занятию, мне было интересно узнать, как реагируют люди на это слово чисто внешне. Улыбаются, морщатся, машут руками, крестятся...

Опрос на улицах нашего поселка дал следующую статистику: из 30 респондентов людей:

  • Люди пожилого возраста – 12 человек.
  • Люди среднего возраста – 10 человек.
  • Молодежь и школьники – 8 человек.

Реакция пожилых людей:

  • Испуг – 4 человека.
  • Недоумение, непонимание – 3 человека.
  • Безразличие – 3 человека.
  • Озлобленность и агрессия – 2 человека.

Реакция людей среднего возраста:

  • Страдание – 4 человека.
  • Испуг – 3 человека.
  • Агрессия – 3 человека.

Молодежь:

  • Интерес к теме разговора – 5 человек.
  • Испуг – 3 человека.

О чем говорит эта небольшая статистика? О том, что проблема наркотиков на слуху у всех членов общества.

Стать наркоманом нетрудно, но очень трудно выйти из наркотической зависимости и вернуться к нормальной жизни.

Уч-ся (монолог под музыкальный аккомпанемент):

«.. Это была всего лишь неделя ее пребывания в клинике. Он сидел рядом, держал ее руку, немая усталость забирала его последние силы. Она была по-прежнему красива, несмотря на бледность лица и безжизненность широко распахнутых глаз.

Монотонно капала капельница, кукушкой отсчитывая последние секунды жизни. Он сидел рядом несколько суток, не позволяя ее родным забирать из его рук ее безжизненную исколотую руку.

Он вспоминал... Он помнил ее веселой и энергичной, смешливой и сосредоточенной. Экзамены, поездки за город, встречи с друзьями, шумные праздники – все это было в их жизни.

А потом пришел тот черный день, когда она призналась ему в этом...

Он кричал, просил, умолял, но... молчал, скрывая Это от родных и близких, взрослых, защищая свою любимую. Он боялся огласки, боялся разговоров, которые могли бы ее запятнать, обидеть, он ею дорожил...

«Парень, парень!» - прозвучали слова вдалеке. «Забирать вещи будете?»

На больничной тумбочке – ее вещи: старые фенечки, колечки, несколько фотографий, с которыми она никогда не расставалась, тетрадка с любимыми стихами. Ее нет и больше никогда не будет...

На улице шел дождь. Он шагал сквозь пелену дождя, в его голове молотом стучали слова: виноват, виноват, виноват...

Учитель: Уверена, каждого из Вас до глубины души тронул этот откровенный монолог молодого человека, потерявшего свою любимую из-за наркотиков. Уверена, Вы извлекли нужный урок из него. Еще один вопрос мне хотелось бы сегодня поднять. Вопрос о молодежных субкультурах. Молодежь, как особая возрастная и социальная группа всегда по-своему воспринимала ценности культуры, что порождало в разные времена молодежный сленг и эпатирующие формы субкультуры. Их представителями были хиппи, битники, стиляги, в СССР и постсоветском пространстве- неформалы. Я знаю, что у нас в классе есть девочки, которые не остались в стороне от этого процесса и на определенном этапе своей жизни они относили себя к определенным молодежным субкультурам. Это Таня и Света Лукошкины. Я прошу их откомментировать презентацию «Неформальные молодежные объединения и их субкультуры». Они расскажут нам об основных неформальных молодежных объединениях, таких, как:

  1. Фанатики.
  2. Скинхеды.
  3. РНЕ.
  4. Байкеры.
  1. Металлисты.
  2. Панки.
  3. Паркур.
  4. Трейсеры.
  1. Флешмоб.
  2. Готы.
  3. Эмо.
  4. Фрик.

Показ и комментирование презентации (Презентация 1).

Учитель: Не стоит бояться, осуждать субкультуры. На самом деле субкультуры –это огромный яркий мир, открывающий нам все оттенки жизни. У каждой субкультуры свой цвет, свой запах, а на вкус и цвет, как известно, товарищей нет. Так что оценивайте людей ,прежде всего, по их поступкам, смотрите в отдельности на каждого человека. Конечно, вы должны научиться видеть и отличать плохое и хорошее, черное и белое, те положительные и отрицательные стороны, которые могут сосуществовать в пределах одной и той же молодежной субкультуры. Берите на вооружение только положительное.

Надеюсь, что вы уже нашли или еще найдете место в этой жизни, друзей и необычных людей, которые придутся вам по духу.

Ну а в завершении нашей беседы мне хотелось бы поговорить с вами о любви. Ведь, наверняка, этот вопрос интересует каждого из вас. Что такое настоящая любовь? Как ее узнать? Как отличить влюбленность от любви?

На уроках литературы мы часто касаемся этой темы. И я, больше чем уверена, в том, что у вас есть любимые строки о любви. Прошу Вас их нам всем сейчас напомнить.

Уч-ся:

1. Любовь – секунда или вечность?
Любовь – награда или плен?
Любовь – безумство иль беспечность?
Любовь – единство всех времен!

А. Стовба.

2. До многих, захлебнувшихся любовью
Не докричишься, сколько ни зови,-
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
А мы поставим свечи в изголовье
Погибших от невиданной любви.

В. Высоцкий.

3. Любит – не любит,
Я руки ломаю
И пальцы разбрасываю, разломавши.
Так рвут, загадав, и пускают по маю
Венчики встречных ромашек.

А. Ахматова.

4. Моя любовь без дна, а доброта-
Как ширь морская.
Чем больше трачу,
Тем становлюсь безбрежней и богаче.

В. Шекспир.

5. Покроется небо пылинками звезд,
И выгнутся ветки упруго.
Тебя я услышу за тысячи верст
Мы – эхо,
Мы – эхо,
Мы – долгое эхо друг друга.

Р. Рождественский.

6. Благословляю все, что было,
Я лучшей доли не искал,
О, сердце, сколько ты любило!
О, разум, сколько ты пылал!

А. Блок.

7. Заметался пожар голубой.
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

С. Есенин.

8. Я поля влюбленным постелю-
Пусть поют во сне и наяву!..
Я дышу, и значит – я люблю!
Я люблю, и значит я живу!

В. Высоцкий.

Учитель: Тысячи лет люди пытаются разгадать тайну любви, и все-таки любовь остается самым загадочным и непостижимым чувством. Наука открывает новые звезды, галактики, проникает в глубины наномира, но ни один ученый так и не смог объяснить, что такое любовь. И даже премудрый царь Соломон не смог разгадать этой тайны.

Уч-ся (девушка): «Скажи мне, мой царь, - спросила однажды Суламифь,- не удивительно ли, что я полюбила тебя так внезапно? Я теперь припоминаю все, и мне кажется, что я стала принадлежать тебе с самого первого мгновения, когда не успела еще увидеть тебя, а только услышала твой голос. Сердце мое затрепетало и раскрылось навстречу тебе, как раскрывается цветок во время летней ночи от южного ветра. Чем ты так пленил меня, мой возлюбленный?»

Уч-ся (юноша): И царь, тихо склоняясь головой к нежным коленям Суламифь, ласково улыбнулся и ответил: «Тысячи женщин до тебя, о моя прекрасная, задавали своим милым этот вопрос, и сотни веков они будут спрашивать об этом своих милых. Три вещи есть в мире, непонятные для меня, и четвертую я не постигаю: путь орла в небе, змеи на скале, корабля в море и путь мужчины к сердцу женщины».

Учитель: Первые три загадки давно разгаданы. Четвертую – путь женщины к сердцу мужчины- не постигли до сих пор. Может быть, сама эта тайна и является главным признаком настоящей любви?

А как узнать настоящую любовь? Хотя бы суметь отличить ее от влюбленности? В чем вы видите разницу? (Ответы.)

Можно сказать, что настоящая любовь является антиподом влюбленности. Прибегнем к помощи СРЛЯ. Значит, чтобы определить признаки настоящей любви, нужно просто подобрать антонимы к признакам влюбленности. Вспомним лингвистическое понятие «антонимы». (Ответ.) А теперь в таблице на доске впишем антонимы к словам, характеризующим признаки влюбленности и получим признаки любви.

Рисунок 2

Влюбленность Настоящая любовь
Пылкость, скоротечность Вечность, постоянство
Влюбленность во что-то Любовь ни за что
Эгоизм Жертвенность

Таким образом, влюбленность – это маленькое зернышко любви, из которого может вырасти настоящая любовь. Я желаю вам всем познать в своей жизни это великое чувство!

Послушайте, пожалуйста, великолепное стихотворение о любви, в котором говорится о том, что значит любить по-настоящему.

Уч-ся читают под музыкальный аккомпанемент стихотворение...

Учитель: А сейчас вашему вниманию предлагается просмотр презентации «Маркес. О сущности любви» (Презентация 2). Я надеюсь, она вызовет у вас положительные эмоции.

Да, сегодня мы не успели ответить на все вопросы, решить все проблемы, но у нас с вами есть завтра, и значит, мы все успеем. Давайте же сделаем с вами выводы из нашего разговора – заполним эти лучики солнышка под названием

Рисунок 3

Рисунок 4

Учитель: И запомните одну притчу.

Ночь. Двое идут по дороге. В одном и том же направлении. Один смотрит на грязь под ногами. Другой видит звезды. Я желаю вам видеть лишь звезды по дороге к самим себе. Вспомним начало нашего классного часа. Один из вас сказал о том, что человек, как звезда, рождается...

Ну а к вопросу «Как и в чем встречать Новый Год белого кролика?», так это не проблема.

В одежде должны присутствовать зеленые, изумрудные, белые цвета. На столе должно быть изобилие овощей и фруктов, ибо кролик – вегетарианец. Нужно хорошо повеселиться, чтобы весь наступающий 2011 год был веселым и радостным.

В качестве сувенира я дарю Вам эти незатейливые календарики на будущий год и, надеюсь, что вместе с ними я дарю Вам 265 дней счастья, радости, здоровья, удачи и положительных эмоций!

Использованная литература:

  1. Дм. Голубков. «Человек как звезда рождается...».
  2. С.Я. Маршак. Стихи.
  3. Энциклопедический словарь «Социология молодежи».
  4. Справочник классного руководителя 10-11 классы /Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, М., 2007.
  5. Стихи о любви:
    • А. Стовба,
    • Р Рождественский,
    • В. Высоцкий,
    • А. Блок,
    • А. Ахматова,
    • С. Есенин,
    • В. Шекспир
    • А. Куприн «Суламифь».
  6. Словарь антонимов русского языка.
  7. Притча об идущих по одной дороге.
  8. Презентация 1. Толокнеева Е.И. «Неформальные молодежные объединения и их субкультуры».
  9. Презентация 2. «Габриель Гарсия Маркес. 13 фраз о жизни».