Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Состав слова. Разбор слова по составу. 3-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе, Общепедагогические технологии


В современной  школьной практике наиболее предпочитаемыми идеями, используемыми  при организации образовательного процесса, являются   идеи педагогики сотрудничества, которые заключаются в установлении партнерских отношений учителя с учениками и учеников друг с другом. В процессе сотрудничества появляется возможность для  реализации таких идей, как: учение без принуждения, идея свободного выбора, самоанализа,  создания благоприятного интеллектуального фона учебной группы,  идея личностного подхода, взаимообучения, идея продвижения в индивидуальном темпе, идея самоконтроля и взаимоконтроля. Для реализации идей педагогики сотрудничества используются возможности работы в разновозрастных группах.   В предыдущие годы мною для разновозрастных групп учеников проводились внеклассные мероприятия по предмету: праздники, конкурсы, игры. Такая работа всегда проходит интересно, дает положительные результаты в личностном росте участников и в формировании предметных и меж предметных умений и навыков. Со временем пришло желание опробовать технологию разновозрастных уроков. В моем эксперименте ученики 7- ого класса выступали в роли учителей для учащихся 3-его класса.

Цель - рефлексия и обобщение известных учащимся частей слова, определение способа действия при разборе слова по составу.

Задачи - определение уровня осознания младшими детьми способа действия при решении конкретной задачи; осуществление совместного поиска рационального способа решения проблемной ситуации; совершенствование навыков разновозрастного сотрудничества; развитие коммуникативной культуры

Серия занятий с учащимися 7 класса.

Мотивационный момент.

Сегодня я опять хочу предложить вам поработать в роли учителей. В этот раз вы будете не просто помощниками детям в освоении нового материала (хотя и это тоже), но и попробуете на себе самую сложную функцию учителя - оценивание знаний ученика. Вы уже пробовали работать в роли учителя и знаете: чтобы урок прошел успешно, нужно тщательно подготовиться. Что делает учитель, что делали вы, когда готовились к уроку?

Постановка практической задачи.

Тема нашего урока - "Состав слова". Весь урок надо разбить на две части: обобщение и контроль знаний о частях слова (фронтально-индивидуально) и выведение алгоритма разбора слова по составу (индивидуально)

Владение полнотой понятия: Какие части слова вы знаете? Дайте их определения. Как выполняется разбор слов по составу? Почему именно в таком порядке? Словесное описание способа действия.

Планирование предстоящей работы (первой части урока).

Как провести оценивание знаний учеников, чтобы им не было скучно или страшно? Как не создать ситуации соперничества и никого не обидеть?

  • планирование игрового экзамена
  • подбор заданий и выбор игровых моментов
  • планирование действий контроля и оценки за ответами учеников
  • распределение ролей
  • прогнозирование возможных трудностей
  • прогнозирование возможных ошибок

Планирование предстоящей работы (второй части урока):

Вы уже пробовали сотрудничество с ребёнком и помощь ему в "открытии" нового материала. Вспомните, в чем были основные трудности.

  • прогнозирование возможных трудностей
  • прогнозирование возможных ошибок

Как помочь ребёнку "открыть" необходимость выполнения разбора слова по составу в установленном порядке?

  • продумывание серии вопросов
  • действия контроля и оценки за ответами ученика
  • продумывание серии заданий для первичного закрепления материала

Выработка правил сотрудничества:

  • проговаривание (репетиции) всех этапов урока с прогнозированием всевозможных ответов и вариантов действий младших учащихся
  • репетиции действий контроля и оценки за ответами учеников в различных видах работ (фронтальной, парной, индивидуальной)
  • проверка умения вести диалог с позиции учителя

Выводы:

а) Даже в случае правильного ответа нужно просить ребенка объяснить, как он рассуждал.

б) Если третьеклассник ошибается, корректно помочь ему самостоятельно прийти к правильному ответу.

Урок в 3 классе.

Ход урока

Учитель: Сегодня у нас урок-зачет. А что такое зачет? Что вы должны показать на сегодняшнем уроке? Вашими экзаменаторами и помощниками станут уже давно вам знакомые старшеклассники. А чтобы узнать тему нашего зачета, я предлагаю вам выполнить небольшой тест. Откройте ваши зачетные книжки (учащиеся изготовили их на уроке труда заранее). Вы будете выполнять в них все задания сегодняшнего урока и оценивать свои знания. В конце урока мы подведем итоги, и каждый получит отметку. Итак, поставьте на первой страничке цифру 1. В столбик коротко (можете сокращенно, можете с помощью условных обозначений) записываем ответы:

1. Самая главная часть слова.

2. Изменяемая часть слова.

3. Приставка - это отдельное слово?

4. Кроме приставки какая еще часть слова служит для образования новых слов?

5. Какая часть слова служит для связи слов в предложении?

Общая проверка. Наши экзаменаторы помогут вам поставить отметку (7 класс объясняет критерии оценивания, третьеклассники выставляют себе отметку). Догадались, какая тема у нашего урока-зачета. Но чтобы зачет не был скучным, поиграем в игру " Угадай, кто я ", а вам задание: на последней страничке зачетной книжки напишите по порядку в столбик значками, какие части слова будут приходить к вам в гости. Сколько цифр можно поставить уже сейчас? Почему?

Окончание (здесь и далее части слов - учащиеся 7-ого класса):

Меня в окошко обозначат
Для связи слова я служу
И изменяясь в предложении
Его я смысл подскажу

Кто я? Запишите под цифрой 1, каким значком вы меня обозначаете.

Как же можно найти меня в слове? Что для этого нужно сделать?

Поиграем в мячик. Кому кину - тот и называет окончание в загаданном слове: малина, окно, стол, словом, с Машей, зеленый, у Васи, домик, перед партой, лесок.

А теперь в своей заче