Формирование навыков звукового анализа у детей с задержкой психического развития

Разделы: Коррекционная педагогика


Подготовка к обучению грамоте детей с задержкой психического развития имеет специфические трудности, особенности, методы и приемы. Занятия должны предусматривать:

  • уточнение и обогащение словарного запаса детей
  • формирование связности высказываний,  грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи
  • развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки, различать звуки, выделять существенные признаки гласных и согласных, последовательно выделять звуки в словах
  • формирование приемов умственной деятельности, позволяющих самостоятельно сравнивать, выделять существенное, обобщать
  •  формирование графо-моторных навыков

Формированию навыков звукового анализа уделяется достаточно большое количество времени на протяжении всего периода подготовки к обучению грамоте. Учитывая возраст  детей и уровень сформированности школьных навыков данный период можно поделить на два этапа. Начиная работу по звуковому анализу на первом этапе обучения, детей с задержкой психического развития необходимо научить утрированному произнесению в слове отдельного звука. Например, ставится задача выделить первый звук в слове АИСТ.

Слово произносится так, чтобы в нем выделился звук «А»: «аааист». Если дети знакомятся со звуком «С», то этот звук также произносится утрированно: «аиссст». Этому  внешне простому действию дети учатся постепенно. Вначале педагог сам произносит слово, утрированно выделяя звук, а дети копируют подобный способ произнесения слова. При этом на первых порах ребенок часто не может назвать изолированно звук, выделенный им при произношении, тогда педагог  называет его: «Аааист. Первый звук «А». В процессе данных упражнений дети учатся называть звук в слове, произносимом учителем, а затем и сами произносить слова, утрированно выделяя заданный звук, и называя его.  

Выделяя отдельные звуки, дети  обследуют звуковой состав слова, сознательно находят тот или иной звук. Утрированное выделение голосом из слова отдельных звуков является приемом, способствующим развитию фонематического слуха. Выделив из слова звук, дети знакомятся с особенностями его звучания и произношения. С этой целью полезно обратить их внимание  на правильность произношения звука, можно предложить воспользоваться маленьким зеркальцем. Подобные упражнения имеют значение не только для сознательного усвоения звуковых и речедвигательных свойств отдельного звука, но и для развития у детей речевого внимания и памяти. Четкая и ясная артикуляция каждого звука в отдельности улучшает отчетливость речи в целом, что в свою очередь активизирует слуховое восприятие, улучшает его ваимодействие с артикуляцией.

Овладение четкой артикуляцией, умение дифференцированно воспринимать звуки на слух помогут в дальнейшем овладеть письмом и чтением. Для  первоначального знакомства со звуком необходимо подбирать слова, где он слышится наиболее отчетливо. Выделение звуков из слова начинается с гласных, находящихся в ударном положении в начале слова. Знакомство с согласными целесообразно начинать с взрывных и сонорных (Т, К, М, Н), находящихся в конце слова (кит, рак, дом и т.д.). Далее дети учатся выделять звук из любой части слова. Особое внимание следует обратить на звуки, близкие в произношении или по звучанию (О-У, звонкие – глухие, свистящие – шипящие), целесообразно проводить попарное сравнение их звучания. Следует обратить внимание детей на то, что одни звуки произносятся с голосом, свободно. Произношение других звуков связано с участием языка, губ или зубов, образующих преграду. Так происходит практическое знакомство с гласными и согласными звуками.

Успешному усвоению учебных знаний значительно способствует появление  интереса к изучаемому. Интерес формируется в процессе целенаправленной активной деятельности.

При этом необходимо создавать положительное  отношение к самой деятельности. Интерес может вызвать то, что доступно. Приступая к изучению нового материала, следует максимально использовать имеющийся опыт. Перегруженность новыми сведениями быстро утомляет детей.  На занятиях следует предусматривать как доступность, так и постепенное увеличение объема материала, а также усложнение заданий. Сначала дети учатся устанавливать наличие или отсутствие звука, выделяя его из положения, где он лучше всего воспринимается, а затем и из любого другого. Далее дети дифференцируют сходные звуки, находят слова с изученным звуком в предложениях и в связном тексте, подбирают слова, содержащие заданный звук, из собственного словарного запаса. Кроме того, от ребенка требуется все возрастающая самостоятельность в выполнении задания. Значительную роль играет форма, в которой преподносятся задания. Не следует забывать о необходимости динамических пауз, физкультминутках, упражнениях глазного профилактического комплекса. Используемые на занятиях здоровьесберегающие технологии могут перекликаться с темами занятий, способствовать закреплению материала. В обучении дошкольников с задержкой психического развития эффективными являются игровые приемы. Однако необходимо, чтобы в игре деятельность была направлена непосредственно на решение учебной задачи.

При выработке умения выделять в слове заданный звук можно использовать следующие задания:

  • отбор предметов или картинок с их изображением
  • нахождение детьми предметов в специально подобранных сюжетных картинках
  • выделение из предложения слов с заданным звуком
  • придумывание слов на определенный звук
  • выделение последнего звука в слове и придумывание слов с этим звуком
  • придумывание имен детей и кличек животных
  • называние, а затем рисование предметов посуды, овощей, фруктов  
  • рассматривание игрушек и выбор тех, в названии которых имеется указанный звук
  • отгадывание загадок и выделение первого или последнего звука в словах-отгадках

Так, например, можно использовать игру «Обставим комнату». Дети должны вспомнить и назвать предметы обстановки, в названии которых имеется определенный звук, например «К»: кровать, кресло, шкаф, зеркало и т.д. Называя предметы, дети «доказывают», что в предложенных ими словах есть звук «К», т.е. утрированно произносят его. Кроме того, можно попросить детей указать где (в начале, в середине или в конце слова) находится  звук. При проведении игры можно использовать игрушечную мебель или картинки с ее изображением.

Аналогично проводится игра «На чем люди ездят». Задание ребенку – назвать слова, содержащие звук «С»: автобус, троллейбус, велосипед.

Можно использовать игру «Назови животных». Дети называют животных, в названии которых есть звук «О»:  кот, слон, ослик.

Игра «Построим дом». На доске нарисованы стены дома. Детям сообщается, что дом надо достроить, но добавлять надо лишь те детали дома, в названии которых слышен звук «Р»: крыша, дверь, ручка, труба, крыльцо и т.д.

Значительное место в развитии речевого слуха занимает запоминание образных выражений, небольших стихотворений, Заучиваемый наизусть текст, так же, как и весь словарный материал должен быть доступен, дети должны понимать значение слов и соотносить их с предметами.  При изучении звука «С» можно предложить детям стихотворение Ирины Токмаковой:

Сенокос, сенокос!
Луг остался без волос!
Он пострижен косами,
Он побрызган росами.
Как прическа эта
Хороша для лета!

Дефектолог должен объяснить значение слов: сенокос, «без волос», «косами», «прическа». И только после этого можно предложить найти в этом стихотворении слова со звуком «С».

Знакомство с отдельными звуками продолжается и на втором этапе подготовки детей к обучению грамоте. Однако сокращается количество времени для его изучения, т.к. значительно развивается фонематический слух дошкольников. Выделение и называние отдельных звуков еще не является тем звуковым анализом, который необходим для успешного овладения грамотой, Это только его начальная ступень. Звуковой анализ включает в себя не только различение  и выделение того или иного звука, но и установление его  точного места в слове. Поэтому основная задача второго этапа состоит в том, чтобы научить детей устанавливать точное место звука в слове, определять последовательность звуков, порядок в котором они следуют в слове.  Формирование звукового анализа предусматривает последовательное использование слов разной степени трудности.

  • Оно начинается со слов типа «АУ», «УА». Удобны эти слова тем, что состоят из двух гласных, каждый из которых легко отличить по артикуляции.
  • Далее анализируются слова, образуемые обратным слогом («УС», «ОН»).
  • Затем анализируются односложные слова без стечения согласных («ЛУК», «МАК»)  и   двусложные («ОСЫ», «УСЫ»).
  • На следующих занятиях идет анализ двусложных слов с открытым слогом  («РОЗА», «ШУБА»), многосложных слов («БУМАГА», «РАБОТА») и двусложных с открытым и закрытым слогом  (типа «УТКА», «ПАУК»).
  • Наконец, анализу подвергаются слова со стечением согласных в слоге (типа «ВОЛК», «СЛОН», «КРАСКИ»).

 В этот период обучения особенно внимательно следует подбирать слова для звукового анализа. Звуковому анализу подлежат те слова, в которых все звуки отчетливо слышатся  и произносятся. Дети с задержкой психического развития не в состоянии самостоятельно выработать приемы звукового анализа. Поэтому целесообразно организовать обучение таким образом, чтобы сформировать у них способ анализа звукового состава слова. Таким способом является установление последовательности звуков в слове, которое основывается на ясном и отчетливом восприятии и проговаривании каждого звука в слове. Предметом анализа являются именно звуки, а не буквы.

Формирование  звукового анализа проводится следующим образом: педагог предлагает картинку, на которой изображен тот или иной предмет, под картинкой начерчена графическая схема, состоящая из клеточек, соответствующих количеству звуков в названии этого предмета.

Дети отчетливо называют нарисованный на картинке предмет. Затем произносят слово так, чтобы ясно слышался первый  звук. Например, «О» в слове  ОСЫ (ооосы), четко называют выделенный звук – «О». Далее берут фишку и ставят ее в первую клетку графической схемы, словесно фиксируя свое действие. Затем выделяют следующий звук: осссы, называют его – «С»  и ставят фишку в следующую клетку схемы. Такая же работа идет и с последующим звуком – «Ы».  При такой организации анализа ребенок опирается на картинку, которая все время напоминает ему, какое слово анализируется, на схему звукового состава слова, показывающую количество звуков в данном слове, на активное участие звука в артикуляции при проговаривании слова с  последующим выделением голосом звуков, на практическое действие с фишками. Сначала дети последовательно выделяют звуки в слове на основе громкого проговаривания, соотнося количество выделенных звуков с графической схемой звукового состава слова, и действуют с условными значками  – фишками, заполняя ими клеточки схемы. Далее последовательное выделение звуков в слове идет на основе громкого проговаривания, при опоре на практическую деятельность с фишками, но без готовой схемы звукового состава слова. Затем звуковой анализ идет на основе проговаривания слова вслух, но без опоры на внешнее действие с материальными предметами – фишками.

Начиная с того момента, как детям предлагается  анализировать звуковой состав слова без готовой схемы, они работают не только с фишками, но и самостоятельно вычерчивают схему звукового состава слова.

Графическая схема позволяет им глубже проникнуть в звуковую структуру слова, дети  как бы «записывают» слово без букв. Заполнение схемы звукового состава слова фишками и самостоятельное вычерчивание схемы выступают для детей с задержкой психического развития как два различных вида деятельности. Поэтому необходимо специально учить детей выполнению данных видов заданий. Работа с графической схемой звукового состава слова облегчает процесс формирования звукового анализа, т.к. в этот период не ставится дополнительная задача – соотнесения звука с буквой.

Вся деятельность направляется на осознание звуковой структуры слова. Наконец, звуковой анализ осуществляется без проговаривания вслух. Действие звукового анализа считается сформированным тогда,  когда ребенок самостоятельно, без помощи взрослого может на слух выделить из слова все звуки, определить их последовательность в словах любой структуры. Необходимо учитывать, что формирование умения анализировать звуковой состав слов каждой слоговой структуры должно проходить поэтапно. От выделения звуков на основе утрированного произнесения слов, фиксации каждого звука при помощи фишки в схеме звукового состава, через громкое проговаривание и фиксацию звука без готовой схемы, а затем и без обозначения звуков фишками  к самостоятельному, последовательному выделению звуков, определению точного места каждого звука в слове

Педагогу следует учитывать меру овладения звуковым анализом каждым ребенком. Индивидуализация заданий определяется тем, какой способ действия освоен учеником, а также тем, на какие структуры слов ребенок может распространить усвоенные им знания. Специальная работа должна быть направлена на развитие умения контролировать себя в ходе  выполнения задания, а также проверять правильность выполненного задания. Особое внимание следует уделить словесному отчету о проделываемой работе. Дети должны знать и уметь объяснить, что отражает графическая схема, что обозначают ее клеточки и фишки. Необходимо научить их рассказывать о последовательности выполненных действий. Умение правильно отчитаться в выполнении работы, способствует ее организации на следующих этапах. Кроме того, умение словесно описать ход выполнения задания приводит к более полному, точному, прочному усвоению учебного материала. Последовательно выделяя звуки, дети закрепляют знания о двух основных группах языка – гласных и согласных, с которыми они знакомились на первом этапе подготовки к обучению грамоте. Анализируя односложные слова без стечения согласных, дети обозначают гласные звуки фишками красного цвета, употребляют в активной речи термин «гласный звук». Анализ звукового состава слов типа «ОСЫ» сочетается с введением в активную речь термина «согласный звук» и обозначением его в схеме звукового состава слова фишкой синего цвета. Далее дети знакомятся с твердыми и мягкими согласными, обозначают их фишками соответствующего цвета и овладевают терминами «твердый согласный», «мягкий согласный». Значительное место занимает работа по дифференцировке терминов «звук-слово», «звук-слог», «слово-слог».

Развитию звукового анализа способствует ряд упражнений и игр.

  • Самостоятельное составление графических схем названий предметов, изображенных на картинках, предложенных учителем.
  • На магнитной доске представлены картинки, на которых нарисованы вата, сыр, кот, козы. Под ними начерчена схема слова, состоящая из четырех звуков. Дети называют изображенные  предметы. Далее педагог спрашивает, какие из названных слов состоят из четырех звуков. Дети должны доказать правильность своего ответа, т.е. провести звуковой анализ слов. Подобная работа может быть проведена с любым набором слов, важно, однако, чтобы варьировалась их структура и схемы звукового состава.
  • Можно предложить детям игру «Какое слово спряталось?». Педагог показывает таблицу, на которой начерчена схема звукового состава слова, и предлагает детям угадать, какие слова могли «спрятаться» в этой схеме. Дети должны объяснить правильность подобранных ими слов, соотнося их звуковой состав  с графической схемой. Выигрывает тот, кто придумал большее количество слов и доказал правильность своих догадок. Эту же игру можно провести иначе. Каждый ребенок получает карточку со схемой и по  ней придумывает слова, звуковой состав которых соответствует полученной схеме. По мере изучения программного материала структура слов усложняется.

Принципиальное значение имеет формирование умения самостоятельно выполнять учебные задания. Педагог заготавливает специальные листы, на которых наклеены картинки, соответствующие изучаемым звуковым структурам слов. Дети самостоятельно чертят графические схемы их звукового состава. Эти пособия могут быть  многократно использованы, если под картинками сделать прорези и подложить под них чистый лист бумаги. Проверив работу, можно использовать чистый листок для последующего задания. Большая роль в коррекционно-подготовительной работе отводится звуковым диктантам, которые непосредственно готовят детей к письму под диктовку. Дефектолог диктует слова, дети самостоятельно составляют схему их звукового состава, тем самым без букв «записывают» диктуемые слова. Следует особенно тщательно подбирать слова для этих работ. Звуковому анализу подлежат слова, в которых все звуки отчетливо слышатся и произносятся. Дети должны научиться самостоятельно, без помощи взрослого, выделять любой звук из слова, определять на слух последовательность звуков в словах любой структуры; отграничивать в устной речи одно предложение от другого, слышать паузу в конце предложения, выделять из устной речи слова и предложения,   владеть терминами «звук»,  «слово», «предложение», «гласный звук», «согласный звук».

Одно из обязательных условий успешного обучения детей с задержкой психического развития – варьирование материала, на котором строится та или иная работа. Обусловлено оно склонностью детей к стереотипным действиям. Варьирование материала заданий приучает дошкольников с задержкой психического развития выполнять его не механически, а только после тщательного ознакомления с ним. Подготовка к овладению грамотой детей с задержкой психического развития направлена не только на сообщение им некоторого комплекса знаний и выработку ряда умений, но и на общее развитие ребенка. Этот период обучения может стать почвой, на которой возможно формирование достаточно сложных форм умственной деятельности.

Список литературы:

1. Волина В.В. «Занимательное азбуковедение»
2. Тригер Р.Д., Владимирова Е.В. «Дидактический материал по русскому языку для детей с задержкой психического развития»
3. Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»
4. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»
5. Цвынтарный В.В. «Играем с пальчиками и развиваем речь»