Числовые функции. Графический метод. 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


ХОД УРОКА

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность участников образовательного процесса

1 этап – Организационный
  • Сформулировать тему и цель урока;
  • Сконструировать схему изучения темы;
  • Установить внутрикурсовые связи.
  • Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
Форма взаимодействия – беседа (1.1 страница конспекта)

– Кто помнит, как называется глава, которую мы изучаем?

(Учащиеся вступают в беседу: называют тему главы, на изучение которой отводится 24 ч. – учитель вытаскивает за звёздочки на ИД тему)

– Можно ли назвать данный урок – уроком изучения нового материала?

(Учащиеся вступают в беседу: определяется вид урока, формулируют цели урока – в результате обсуждения появляется цель урока – учитель вытаскивает за звёздочки на ИД  цель, 1.2 страница конспекта)

– В процессе изучения темы мы существенно пополнили запас функций, графики которых мы умеем строить и читать. Домашнее задание  к уроку – составить сводную таблицу «Функции, их свойства и графики» (сдать тетради по теории с  таблицами на проверку в конце урока).

Задание. Восстановить цепочку изучения темы.

(Учащиеся вступают в беседу:  называют основные определения темы и свойства числовых функций – набирается полная «потребительская корзина». Формулы функций, которые были изучены в основной школе. Восстанавливают схему изучения темы. В результате данной деятельности появляется следующая схема на ИД. Учитель принимает активное участие в этой работе: поправляет, направляет деятельность учащихся в нужное русло, страница конспекта  2.1 и 2.2, 3)

Подводится итог  этапа урока, направленный на реализацию поставленной цели.

2 этап – контроль знаний
  • Проверить уровень усвоения теоретического материала и умения применять приобретённые знания на практике
  • Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
Форма взаимодействия – индивидуальная работа

1 задание. Решить тест №1. 2 варианта. Приложение 1
(индивидуальная деятельность – решить индивидуально, в тетради записать ответы, обсудить решение каждого задания в паре, коррекцию внести в тетрадь другим цветом, подготовиться к самопроверке)
Подведение итога работы – презентация учителя – один из учащихся называет ответ, обосновав его выбор, остальные учащиеся в тетради рядом с ответом ставят знаки «+» или «–», по итогам самопроверки. // Кузнецова Л.В. и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Алгебра. 2010 /ФИПИ. –  М.: Интеллект-Центр, 2010 / Приложение 2

В Лист самоконтроля:  за каждый «+» – 1 балл, за верное исправление ошибки в работе партнёра – 0,5 балла
Приложение 3
В это время один из учащихся готовит монологический ответ на вопрос
Функция её свойства и график (на интерактивной доске)
После самопроверки теста №1,  все учащиеся слушают ответ одноклассника, задают ему дополнительные вопросы. Одному из учащихся предлагается дать рецензию на ответ. Отвечающему выставляется оценка. Дополнительные баллы выставляются и рецензенту.

Приступает к работе и творческая группа учащихся (состоящая из учащихся , на отлично усваивающих тему)  // Л.А. Александрова  Алгебра. 9 класс. Самостоятельные работы /М.: Мнемозина, 2008 /
Задание – Приложение 4

3 этап –  Актуализация знаний
  • Подвести итог работы на первых этапах;
  • Актуализировать знания учащихся;
  • Формирование учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций и компетенций личностного самосовершенствования.
1. Подведение итога  работы на первых этапах.

2. Выступление учащейся. «Графический метод решения уравнений, систем уравнений, неравенств».

Презентация

Учащиеся подключаются к обсуждению проблемы, в результате данного обсуждения приходят к мнению, что они готовы к выполнению практической работы. Выставляется оценка за подготовленное выступление учащейся. Приложение 5

Задание 2.  Решить тест № 2. 2 варианта. Приложение 6
(индивидуальная деятельность – решить индивидуально, в тетради записать ответы, обсудить решение каждого задания в паре, коррекцию внести в тетрадь другим цветом, подготовиться к самопроверке)
Подведение итога работы – презентация учителя – один из учащихся называет ответ, обосновав его выбор, остальные учащиеся в тетради рядом с ответом ставят знаки «+» или «–», по итогам самопроверки // Кочагин М.Н. ГИА 2009. Математика: Сборник заданий: 9 класс /М.: Эксмо, 2008/. Приложение 7

В Лист самоконтроля:  за каждый «+» – 1 балл, за верное исправление ошибки в работе партнёра – 0,5 балла
Подведение итога, коррекция результатов

Выступление учащихся, работающих в творческой группе – отчёт о проделанной работе (на интерактивной доске).
Оценка деятельности данной группы. Подведение итога этапа.

4 этап –  Практическая работа
  • Овладение графическим методом решения уравнений, систем уравнений, неравенств
  • Формирование ключевых компетенций
Форма взаимодействия – групповая работа.

Групповая работа – освоить графический метод решения уравнений, систем уравнений, неравенств. Для этого каждой группе выдано задание.
(Осуществление дифференцированного подход к обучению, реализуется право выбора учеником вида заданий, группы, в которой ученику комфортно работать)

Приложение 8. Время работы 20-25 минут.

План работы.

  • обсудить данную ситуацию;
  • выбрать 2 различных вида заданий, которые будут решать члены группы;
  • сформулировать алгоритм решения;
  • оформить в тетради созревшее решение.

Проверка и оценка деятельности – учитель.
Подведение итогов работы на этапе

6 этап – Подведение итога урока
  • Обобщить результаты совместной деятельности все участников образовательного процесса.
  • Оценить достигнутый результат и свою деятельность.
  • Формирование компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативных,  социально-трудовых компетенций
Форма взаимодействия – беседа

Обобщить результаты деятельности.
Записать домашнее задание в дневники (страница конспекта 4),

Рефлексия всех участников образовательного процесса (страница конспекта 5).

Приложение 9