Москва XIX века. И.А. Крылов. "Слон и Моська". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: познакомить с творчеством И.А.Крылова и его басенным жанром

Задачи:

  1. Способствовать знакомству учащихся с Москвой 19 века, баснописцем И.А. Крыловым и его творчеством, формированию правильной читательской деятельности, уточнению понятий «басня», «мораль», умению анализировать басню, выбирать нужную смысловую интонацию;
  2. Формировать творческие способности на основе развития навыков культуры речи учащихся.
  3. Способствовать воспитанию у детей непримиримого отношения к человеческим порокам (зазнайство, глупость, жадность и т. д.);

Оборудование: рисунки устаревших слов, фото-видео фильм современной Москвы, выставка книг И.А. Крылова, портрет Крылова, лица с выражением настроения, музыка, ароматические масла, экран телевизора

Ход урока

I. Оргмомент

(Под музыку) Настал новый день. Улыбнитесь мне, друг другу. Как хорошо , что мы вместе. Все добры, приветливы ,ласковы, здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, зло, беспокойство. Вдохните в себя тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения в течение всего дня.

II. Речевая разминка

Сегодня наш урок литературного чтения пройдёт в форме телепередачи. Наши гости будут зрителями, а мы с вами главными действующими лицами

Чтобы речь наша была красивой и правильной, проведём разминку:

1. Прочитайте про себя:

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. Читаем хором, делая ударение на выделенные слова

3. Индивидуальное чтение

Молодцы! Теперь мы готовы выйти в эфир.

III. Изучение нового материала

Проблемный вопрос:

Дорогие ребята, зрители! Я приветствую вас на телепередаче «У истоков детской литературы». Проявите свою смекалку, внимание, любознательность и определите тему нашей телепередачи в тексте, который вы услышите сейчас:

«Милостливые государе, государыни! Этот город – столица Росси» Население около 9 млн человек. Первое летописное упоминание датируется в 1147году и связано с именем суздальского князя Юрия Долгорукого. Исторический центр- Кремль»

- Как вы думаете, с Москвой какого века нам предстоит познакомиться?

-Какие слова при обращении друг к другу мы используем сейчас?

-Каких известных людей вы знаете? (А.С. Пушкин, М,Ю. Лермонтов)

-Из каких источников мы можем найти о них дополнительную информацию?

Тренажёр для глаз

  • Горизонтальные движения глаз: вправо, влево.
  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  • Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  • Частое моргание глазами.

2. Работа с книгой

А) Чтение авторского текста по ролям

-Какой вы увидели Москву 19 века?
-Объясните значение устаревших слов :сюртук, муфточка, экипаж

Б) Комментируемое чтение по абзацам

(1 абзац)
-Кто встретился Оле и Игорю?

(2 абзац)
-Почему путешественники отправились за незнакомцем?
-Кем оказался незнакомец?
-Что такое басня?
-Как называется приём, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? ( Иносказание)

Иносказание придумал Эзоп, живший около трех тысяч лет назад в Древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что он высмеивает неприглядные поступки определенного человека.

До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни, мы с вами будем учиться понимать эзопов язык.

В) «Жужжащее чтение»

( 3 абзац)

  • 1 вариант - Каким увидели А. И. Крылова Игорь и Оля?
  • 2 вариант - С чем не мог согласиться баснописец?
  • 3 вариант - Какие басни он написал?

3. Сообщение о жизни и творчестве И. А. Крылова

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И. А. Крылов.

Родился 2 февраля 1768 г., по преданию - в Москве. Отец его "наукам не учился". Детство провел в разъездах с семьей; грамоте выучился дома (отец его был большой любитель чтения, после него к сыну перешел целый сундук книг); французским языком занимался в семействе состоятельных знакомых.

Учился он мало, но читал довольно много. По словам современника, он "посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пестрою толпой, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов".

В 1788 г. Крылов лишился матери; на руках его остался младший его брат, Лев, о котором он всю жизнь заботился, как отец о сыне (тот в письмах и называл его обыкновенно "тятенькой"). В 1787 - 1788 годах Крылов написал комедию "Проказники».В 1806 г. он напечатал только 3 басни; в 1807 г. появляются три его пьесы, из которых две, соответствующие сатирическому направлению таланта Крылова, имели большой успех и на сцене: "Модная лавка" и "Урок дочкам"

В годы Отечественной войны Крылов был политическим писателем.

В 1814 г. Крылов написал 24 басни, все до одной оригинальные.

31 год прожил он в восемнадцатом веке, а 44 – в девятнадцатом. Умер в 75 лет.

4. Работа с портретом

В каком возрасте, по-вашему, художник Брюллов изобразил Крылова?

– Каким вы видите баснописца?

5. Ароматерапия (вдыхаем масло эвкалипта)

6. Первичное знакомство с басней «Слон и Моська».

– Что такое басня? (басня – короткий нравоучительный рассказ, в иносказательной форме, изображающий людей и их поступки)

-Прочитайте название басни.

– Чему может научить басня с таким названием?

1) Самостоятельное чтение басни.

– Оправдались ли ваши предположения?

2) Работа над содержанием:

- Читаем по одному предложению с комментированием. (Словарная работа по ходу чтения)

после 1 предложения:

- С какой целью водили Слона по улицам?

после 2:

- Почему за Слоном ходили толпы зевак? Как вы понимаете значение выражений «слоны в диковинку у нас», «толпы зевак».

После 3:

- Кто встретился на пути Слона? Что означает словосочетание «отколе ни возьмись»

после 4:

- Как повела себя Моська, увидев Слона? (По тексту)

после 5:

- Какой совет дала Шавка Моське? Как вы понимаете смысл словосочетания «перестань срамиться» (т.е. не позорься)?

после 6:

- Как отнеслась Моська к совету Шавки?/Она лает, это значит она сильная, никого не боится, т.е. не обратила внимания на совет Шавки/ Как понимаете «духу придаёт»/силы придаёт/ «большие забияки»/задира, бесстрашная, не думает, какие потом будут последствия /

после 7:

- Что же будут говорить собаки, оценивая её поведение?

7. Повторное чтение

- Отгадайте, какие слова здесь зашифрованы?

  • ИКОВЕЗ – ЗЕВАКИ люди ,которые слоняются по улицам без дела
  • ЗАКОПАН – НАПОКАЗ- обращает внимание для вида
  • АКЯИБАЗ – ЗАБИЯКА - человек, который любит затевать ссоры.
  • ЕЛОКТО – ОТКОЛЕ – откуда
  • АКВАШ – ШАВКА – непородистая собака
  • АКНИВОКИД – ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещи или явление.

IV. Закрепление изученного

1. Анализ басни:

- Мы с вами прочитали басню, выяснили её содержание, поработали над значением слов и выражений. А сейчас будем учиться анализировать басню по плану

- Где происходит действие?/На улицах города/

-Какая история описывается?/Слона водили по улицам, за ним ходила толпа зевак/

- Кто герои басни?/Моська, Слон, Шавка/

- Над кем из них смеётся И.А.Крылов?/Над Моськой/

- Где особенно сильно звучит авторская ирония?/Увидевши Слона…/

- Есть ли в этой басне прямо сформулированное поучение/мораль/?

- Выберите пословицу, подходящую к этой басне(на доске)

Пословицы и поговорки

  • По себе людей не судят.
  • Где родился, там и сгодился.
  • Молодец среди овец, а на молодца - и сам овца.
  • Не пори, когда шить не умеешь.
  • Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.

2. Физкультминутка

(Представьте, что возвращаясь , домой, вы встретили возле своей двери маленького, дрожащего от холода щенка. Вы берёте его на руки, прижимаете к своему телу, проносите в дом, садитесь на кухне, укрываете своими ладошками, чувствуете тепло. Он начинает лизать ваш нос, щёки, загадочно смотрит в глаза. Но тут внезапно за окном раздаётся лай собаки, щенок насторожился и грустно посмотрел в ту сторону, откуда доносился звук. Из глаз покатились слёзы. Вы отпустите его? Почему? (Да. Наверное, это была его мама. Никто не может разлучить ребёнка с родителями.)

3. Выразительное чтение басни

    1. И.А. Крылов великий русский поэт баснописец.
    2. Почему мы говорим русский?
    3. Почему великий? Своим поэтическим словом он высмеивал пороки людей, обогатил русскую речь крылатыми, остроумными выражениями.
    4. Какое выражение из этой басни стало пословицей? Найдите его. (Ай, Моська…) – это выражение мы можем принять за мораль.
    5. Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
    6. Какие басни Крылова вы ещё читали?
    7. Вопрос 1.Какова цель басни? (осмеяние человеческих недостатков).
    8. Кто является родоначальником басни?
    9. Как вы отличаете басню от стихотворения?
    10. Современны ли басни в наши дни?
    11. Почему сюжеты не устаревают?
      БАСНЯ
      МОРАЛЬ
      ПОРОКИ
    12. Обращение к оформленной выставке книг:

В этих книгах вы можете познакомиться с другими баснями И. А. Крылова, узнать более подробную информацию о его жизни и творчестве.

V. Домашнее задание

Страница 91, выучить наизусть

VI. Итог урока. Рефлексия

1. Наша передача подходит к концу.

- С каким известным человеком мы познакомились сегодня?

- О Москве какого века мы сегодня читали?

- Давайте сравним её с Москвой 21 века.

(фото-видео фильм с личными фото учителя)

- В чём их отличие?

2. Кому сегодня на уроке было комфортно? Прикрепите ,пожалуйста, лица с настроением на доску.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят:
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.
П.А. Вяземский

Презентация.