"Ах, этот джаз!" 6-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 6


Цель: познакомить учащихся с современным музыкальным стилем Джаз.

Задачи:

  1. Образовательные: познакомить с историей джаза, истоками джаза, характерными чертами джазовой музыки, выдающимися джазовыми исполнителями.
  2. Развивающие: пробудить интерес учащихся к изучаемой теме через творческую деятельность учащихся.
  3. Воспитательные: воспитывать и прививать эстетический вкус у учащихся, любовь к джазовой музыке.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: традиционный.

Методы: эмоциональной драматургии, забега вперёд и возвращения к пройденному, поисковый, стимулирующий, нравственно-эстетического познания музыки.

Общеметодические методы обучения: словесный, наглядный, практический, закрепления.

Новые понятия: спиричуэлс, блюз, рэгтайм, импровизация.

Оборудование: раздаточный материал, звукозаписи джазовой музыки, синтезатор.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слушание песни Луи Армстронга «Hello, Dollu».

II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.

  1. Что необычного вы услышали?
  2. Эта музыка вам знакома?
  3. А кто не знает, не слышал?

III. Постановка цели и задач урока.

И сегодня мы с вами познакомимся с этим стилем музыки и узнаем, как развивался джаз, истоками джаза, джазовыми исполнителями.

IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.

1. Рассказ учителя о происхождении джаза.

Джаз имеет несколько этапов развития. Джаз многолик. История джаза – часть истории XX века. Широко известная легенда гласит, что джаз родился в Новом Орлеане, откуда на старых колесных пароходах добрался до Мемфиса, Сент-Луиса и, наконец, до Чикаго.

Обоснованность этой легенды в последнее время ставилась под сомнение рядом историков, и в наши дни бытует мнение, что джаз возник одновременно в разных местах Америки, в первую очередь в Нью-Йорке, Чикаго и Сент-Луисе. И всё-таки старая легенда по-видимому, недалека от истины. Джаз действительно возник в Новом Орлеане, в его бедных кварталах и пригородах, и потом распространился (хотя и необязательно, но по всей стране). Возможно самое убедительное свидетельство в пользу того, что родина джаза – Новый Орлеан, заключается в характере самого города. Этот город не похож ни на один город США. Этот город буквально пронизан музыкой и танцами. Весёлый, шумный, пёстрый, он выделялся среди других городов своей музыкальностью и поэтому давал большие возможности для самовыражения. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.

2. Выполнение практических упражнений.

Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.

Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем.

Сейчас каждый из вас отбейте два удара ногами. А теперь на каждые два удара ногами, наложите три хлопка в ладоши. (Сначала показывает учитель, затем все вместе, Можно разделить класс на две половины: первая половина два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.)

Для европейцев эта задача выполнима, хотя и с небольшими трудностями. А вот для любого ребёнка Африки этот ритм считается примитивным. Особенностью этой расы является умение улавливать и воспроизводить любой даже самый трудный ритмический рисунок. И если вы сейчас покапаетесь в своей памяти, то непременно вспомните, что барабанщиком в любом джаз-бэнде является именно темнокожий музыкант.

Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.

В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.

Попробуем по импровизировать. (Вместе с учителем.)

Так, что же является основой джаза?

Ответ учащихся – ритм, импровизация.

Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.

3. Рассказ учителя об истоках джаза.

Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему, вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру.

Так во второй половине XX века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.

Спиричуэлс – песни североамериканских негров религиозного содержания. Слушаем произведение « Молитва» и анализируем. (Уч-ся определяют – лад, темп, динамику, характер, высказывают своё мнение о прослушанном произведении.)

Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание.

Но как и всё остальное джаз не стоял на месте и появился блюз

Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер.

Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и неодназначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь.

Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.

Слушаем произведение и анилизируем.

А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричулс от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)

И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм. (Слушание.)

Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей.

Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же?

Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)

Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.

4. Презентация ученика на тему: «Творчество Луи Армстронга».

Говоря о джазе нельзя упомянуть о великих джазменах. Я хочу предложить вам сообщение об удивительном исполнителе, композиторе Луи Армстронге. (сообщение ученика) презентация.

V. Обобщение и закрепление.

На каждом уроке мы должны узнавать, что – то новое. А вы узнали новое? Давайте проверим?

(Кроссворд.)

Домашнее задание было узнать, а в нашем городе есть этот стиль – джаз?

Я приготовила для вас сюрприз, мы с вами говорили о джазе, а теперь пришло время послушать джаз вживую.

В исполнении ученицы прозвучит фрагмент джазовой музыки.

VI. Заключительное слово учителя.

Джаз – великая культура. Джаз легче узнать, услышать его, чем описать своими словами. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Пусть для каждого из вас джаз станет чем-то особенным, источником сильных положительных эмоций.

Надеюсь, что вы полюбите джаз.

VII. Рефлексия.

А сейчас аплодисментами покажите своё отношение к уроку.

По вашим аплодисментам мы поймём понравился ли вам урок.