Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Е.И. Чарушин. "Кабан". 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • познакомить детей с творчеством Е. И. Чарушина; вызвать интерес к его книгам;
  • развивать навыки осознанного, беглого, выразительного чтения, умение работать с иллюстрацией;
  • воспитывать любовь к животным, бережное отношение к природе.

Оборудование: иллюстрации с изображением животных, выставка книг Е. И. Чарушина, мультимедийная установка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

– Ребята, сейчас мы с вами проведем речевую разминку.

Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ. (Приложение 1. Слайд 1.)

– Прочитайте “жужжащим” чтением хором и в половину силы голоса.
– Прочитайте с интонацией удивления.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Что вы можете рассказать о совах? (Совы – ночные птицы, а день проводят в укрытиях; питаются в основном грызунами.)

Ш. Проверка домашнего задания.

– На прошлом уроке мы закончили знакомство с произведением М. М. Пришвина “Выскочка”. Какую домашнюю работу вы выполняли? (Нарисовали иллюстрации к наиболее запомнившимся эпизодам и выразительно прочитали их.)
– Давайте посмотрим, какие эпизоды вам больше всего понравились. (Несколько учеников показывают и выразительно зачитывают понравившийся эпизод.)

IV. Сообщение темы урока, постановка учебных задач.

Сегодня на уроке мы прочитаем произведение о животных. Зеленую страну (Слайд 2). населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу! У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять. Спросите, где же эта страна? Она не за морями, не за горами, а рядом перед вами. Откройте “Родную речь” на с. 96. Нам предстоит встретиться с Евгением Ивановичем Чарушиным. (Слайд 3).

V. Вступительная беседа.

“…Вся моя любовь к зверям, птицам, к родной природе оказалась очень и очень нужна. Нет большего счастья, для художника и для писателя, как, создавая свои любимые образы, переживать их и знать в то же время, что это дело, нужное всем ребятам”, – писал Е. И. Чарушин.

Много лет назад в старинном городе Вятка жил маленький мальчик Женя. (Слайд 4, 5). Дом, где родился и вырос будущий писатель, был наполнен любовью к животным. У Чарушиных в доме водились кошки, собаки, кролики, козлята. Мать с детства прививала ему любовь к животным. (Слайд 6). Вместе с ней он выкармливал уток и кроликов, лечил зверей.

Отец, художник и архитектор, брал маленького сына в поездки. И мальчик ранним утром наблюдал, как солнечные лучи пробиваются сквозь трепещущую листву и переливается всеми цветами радуги роса, как оживает природа, запевают птицы и какие голоса издают животные. Он изучил эти голоса и легко их распознавал.

Ни одного дня он не проводил без своих четвероногих и пернатых друзей.

Он понимал их повадки, характер, настроение, различал их голоса. Звук р он научился выговаривать, подражая карканью вороны.

Изучая природу и животный мир, Чарушин попытался выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и в нем начал проявляться заложенный этой самой природой дар писателя. А то, что он не мог выразить словами, ему помогали передавать кисти и краски. (Слайд 7). И, оказалось, природа наградила его и даром художника. Чарушин сам писал для детей и сам иллюстрировал свои книги. Первые рассказы Чарушина: “Щур”, “Птенцы”, “Волчишко” – не столько написаны, сколько “нарисованы”. Их текст слит с иллюстрациями, он только дополняет рисунки.

Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Слово “анималист” означает “рисующий животных”. С большой охотой Чарушин рисует образы молодых зверей и птиц. На страницах его рассказов мы встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового “котенка” рыси и других малышей. (Слайд 8). И в каждом уже “угадывается взрослый зверь”. Трусливым и несчастным выглядел Волчишко, но при первом удобном случае он сбежал из тягостного плена, оправдав старинную пословицу: “Как волка не корми, а он все в лес смотрит”. (Слайд 9).

Как линия в рисунках, так и слова в рассказах Чарушина точно изображают малыша в движении, действии: “Играет себе котеночек. Схватил в рот длинную соломинку, а сам упал на спину и задними ногами соломинку кверху подпинывает…Надоела котенку соломинка. За мухой погнался, попом цветок лапой ударил. Схватил цветок, пожевал и выплюнул, головой мотает, – горький, видно, цветок попал…(“Лесной котенок”). (Слайд 10).

Рассказы Чарушина – веселые рассказы, юмор вносит в них особую теплоту. Писатель показывает редкие явления, с которыми читатель встречается далеко не каждый день. Становится весело, когда узнаешь, что медведь – лесовик ловит рыбу не хуже заправского рыбака (“Медведь – рыбак”), и нельзя без улыбки читать о том, как домашний петух расправляется с маленьким медвежонком (“Медвежата”). (Слайд 11).

Впечатления детства легли и в основу цикла рассказов “Никитка и его друзья”. Читая эти истории, мы замечаем, что мир Никитки – его друзья и природа: кошки, собаки, зайчата, воробьи, корова, рябчонок, сорока – поразительно схож с миром самого автора. И как когда – то в детстве сам Чарушин, Никитка познает этот удивительный мир, полный новизны и светлых, радостных ощущений. (Слайд 12).

Детские впечатления помогли Е. Чарушину в его творчестве. Посмотрите на его книги (указывает на выставку), многие из них о животных уже знакомы вам. И сегодня мы познакомимся с еще одним произведением Е. Чарушина “Кабан”. (Слайд 13).

– Что вы знаете об этих животных? (Кабаны живут в лесу, питаются желудями. Кабанов иначе можно назвать дикими свиньями. Это дикое, хищное животное леса.) Давайте прочитаем рассказ.

VI. Знакомство с рассказом

(Чтение вслух.)

– Где происходят события, описанные Е. И. Чарушиным?

VII. Словарная работа

– Какие непонятные слова вам встретились в тексте?

Марал – крупный сибирский олень с большими рогами.
Студень – кушанье из сгустившегося от охлаждения мясного или рыбного навара с кусочками мяса или рыбы.
Унимать – прекратить, остановить.

– Что такое зоосад? (Это научно – просветительское учреждение, в котором содержат в неволе, т. е. в клетках, вольерах или полувольно, на огороженных площадях диких животных; от зоопарка отличается меньшей территорией и менее обширной и разнообразной коллекцией животных). (Слайд 14).

VIII. Закрепление нового материала

1. Анализ содержания прочитанного рассказа. (Слайд 15).

– Где и когда происходят события, описанные в рассказе?
– В чем цель зоосада? (Демонстрация, изучение, сохранение и воспроизводство животных.)
– Что вы видите положительного в этом? (Животных охраняют, разводят, ухаживают за ними.)
– А что отрицательного? (Животные содержатся в неволе.)
– Зачем автор пришел в зоосад?
– Как начинается рассказ? (“Я рисую животных…”.)
– Местоимение какого лица и числа используется? (1 лица, ед. ч.)
– На кого указывает местоимение 1 лица? (На лицо, говорящее о себе)
– Ребята, перечислите, каких животных описывает Е. И. Чарушин в рассказе “Кабан”. (Оленя, ягуара, медведя, слона, волков, журавля – красавку, кабанов)

2. Выборочное чтение.

Е. И. Чарушин не только писатель, но и художник – анималист. Рассмотрим репродукции его рисунков.

Послушайте музыкальные и литературные загадки и скажите, какого именно животного из перечисленных вы себе представили.

– Крупное животное с ветвистыми рогами, обитает в лесной зоне, травоядное. Кто это (вывешивает картинку с изображением оленя)? (Олень.)
– Найдите описание оленя в тексте и прочитайте. Что показалось особенно интересным в описании оленя? Какой прием использовал автор? Найдите сравнение.

– Послушаем вторую литературную загадку.

Крупная дикая кошка, на шерсти которой темные кольцеобразные пятна – на боках и на спине, помогающие ей смешиваться с окружающей природой и близко подкрадываться к добыче. Кто это (вывешивает картинку с изображением ягуара)? (Ягуар.)

– Какие особенности ягуара вы еще знаете? (Осторожен, быстро бегает.)

Ягуар – это хищное животное, длина его тела до 2м, хвоста – до75см, масса более 100кг. Ягуары ведет бродячий образ жизни, хорошо лазают и плавают. Ягуар находится под угрозой исчезновения.

– Что делает ягуар в зоосаду?

– Послушаем музыкальную загадку. Голос, какого животного вы услышали? (Хищное животное с темно – коричневой шерстью.) (Вывешивает изображение медведя). Кто это? (Медведь.)
– Прочитайте, чем занят медведь в зоосаде. (Читают соответствующий абзац.)
– Послушайте, а кто это? (Слон.)

(Звучит музыкальный фрагмент и вывешивается картинка со слоном.)

– Опишите, как вы представляете себе слона.

(Масса слона до 7,5т, высота 4 – 4,5м, длина тела до 7,5м.)

– А что рассказал Е. Чарушин о слоне? Прочитайте.
– (Звучит мелодия) Какое животное вы представили, слушая музыку (вешает на доску изображение кабана)? (Кабана)
– Опишите это животное по рисунку.
– А как описал его Е. Чарушин? Найдите и прочитайте. (Читают соответствующий абзац).

(Звучит мелодия.) Кого вы представили, слушая музыку? Это волк – санитар леса. Найдите и прочитайте о волке в рассказе. (Читают соответствующий абзац.)

– О ком из животных, описанных Е. И. Чарушиным, мы еще не говорили? (О журавлях.) (Вывешивается картинка с изображением журавлей.)

Сейчас количество журавлей с каждым годом сокращается. Эти птицы занесены в Международную Красную книгу, а для их защиты создан Международный фонд охраны журавлей. Прочитайте описание журавлей. (Читают соответствующий абзац.)

– Да, прекрасны все животные зоосада. Но что вдруг отвлекло внимание мальчика? (Появление кабанов.)
– Найдите и прочитайте отрывок, где впервые описано появление кабанов. (Читают соответствующий абзац.)
– А как Женя повел себя при их появлении? (Женя испугался и залез на забор.)

3. Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию. Какой момент изобразил художник? (Когда главный герой сидел на заборе, а маленький парнишка загонял кабанов в клетку.)
– Найдите в тексте этот эпизод, прочитайте. Какое качество ярко проявилось в поступке Жени? (Трусость.)
– А как бы вы поступили на месте мальчика?

Осуждать Женю мы не будем, так как в незнакомой ситуации надо быть осторожным и предпринимать все меры безопасности.

– Чего устыдился Чарушин?
– Что показалось вам смешным в произведении? (Маленький парнишка справился с кабанами, тогда как большой Женя сидел на заборе.)

4. Работа с пословицами.

– Ребята, вот такой случай из своей жизни рассказал вам Е. И. Чарушин. У каждого на столе лежат листочки с пословицами, выберите из них ту или те, которая, на ваш взгляд, подходит к рассказу “Кабан” и прочитайте ее.

У страха глаза велики.
Бояться не надо, надо умом раскинуть.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.

(Учащиеся объясняют свой выбор.)

IХ. Подведение итогов урока.

– С рассказом какого писателя мы познакомились на уроке? (Е. Чарушина)
– О чем этот рассказ? (О животных зоосада).
– Какой фрагмент из этого произведения вам больше всего запомнился? Почему?
– С описанием многих животных мы сегодня познакомились. И я предлагаю вам на основе прочитанного рассказа и иллюстраций составить маленький рассказ – описание животных нашего зоосада. У каждого на столе карточка со своей картинкой, опишите это животное.

X. Домашнее задание.

Прочитать рассказ Е. Чарушина, подобрать загадки про животных.