Урок окружающего мира "Лесные опасности"

Разделы: Начальная школа


От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Основы биологических знаний формулируются у учащихся уже в начальных классах. Данный урок полностью соответствует этой тематике. Он посвящен изучению растений, насекомых, их экологических групп и взаимосвязей, охране природы, правил поведения в лесу, приемам оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, при укусе насекомых.

Один из главных аспектов урока - это пополнение знаний младших школьников о биологии, опасных для человека представителей флоры и фауны, которые могут быть причиной возникновения заболеваний.

Для ознакомления учащихся с биологическими особенностями ядовитых растений и насекомых был выбран нетрадиционный урок - заочное путешествие в лес. Для этого детьми вместе с родителями была проведена предварительная подготовка по группам:

Подобран дополнительный материал о месяце феврале.

Подготовлены сообщения по темам: "Что такое насекомые"; "ядовитые растения".

Прочитаны и подготовлены краткие пересказы произведений В. Бианки "Съедобные грибы", "Поганки" и Ю. Дмитриева "Рассказ о лесе".

Во время заочного путешествия, делая остановки в намеченных местах, рассказывали и показывали ядовитые растения и насекомые, обращали внимание на биологические характеристики объекта (высота, длина, форма, цвет, размер, окраска и т.д.) выясняли степень их ядовитости. Для этого были оформлены стенды:

"Съедобные и несъедобные грибы";

"Как прекрасен этот мир" (о насекомых);

"Правила поведения в лесу".

В ходе урока использовались стихотворения, рассказы о насекомых и растениях, загадки, кроссворды, экологические задачи, игра "Узнай по описанию", викторина, презентация урока. Все это систематизирует и расширяет представление детей о ядовитых растениях, насекомых, помогает лучше их запомнить, познать, расширяет кругозор и развивает воображение детей, укрепляет интерес к познанию окружающего мира, обогащает опыт учащегося. Урок нацелен на формирование у младших школьников обоснованного поведения в природной среде, правил безопасного поведения в лесу, приемов по оказанию первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми растениями, при укусе насекомыми и бережного отношения к богатствам природы. Все в природе взаимосвязано.

Цели: учить детей различать съедобные и несъедобные грибы, ягоды, жалящих насекомых. Совместно с детьми формулировать правила безопасного поведения в лесу, повторить и закрепить правила поведения в природе. Воспитывать бережное, внимательное отношение к природе. Развивать наблюдательность, речь, мышление, умения работать коллективно.

Оборудование: презентация к уроку. Плакаты: "Правила поведения в лесу", "Съедобные и несъедобные грибы", "Как прекрасен этот мир", музыкальное сопровождение. Названия команд с рисунками зверей, рисунок корзины - кроссворда, карточки-задания для синоптиков, конверт с названиями грибов. Рисунки Кузи и Маркеши, фишки.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. - Сегодня мы отправляемся в путешествие. А куда, узнаете тогда, когда отгадаете загадку: Кто, как только жарко станет,

Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет шубу с плеч долой.
(Лес)

- Да, мы с вами отправляемся в путешествие по лесу. Нам с вами, ребята, просто повезло. Мы живем в замечательной местности. У нас на Урале много лесов, ярко выражены все четыре времени года. И мы можем наблюдать красоту лесы весной и летом, осенью и зимой. (Показ картин года).

2. В нашем путешествии принимают участие три команды. Давайте узнаем название команд.

Представитель 1 команды.

Это хищные животные, небольших размеров. Обитают в лесах, в запущенных садах. Ест жуков, дождевиков, лягушек, змей. В случае опасности сворачивается в клубок. (Еж). Название команды "Ежики".

Представитель 2 команды.

Это животное к зиме утепляет свое гнездо, которое служит ей надежной защитой во время сильных морозов и непогоды. А строит она его в развилках веток или в дуплах деревьев. Сама про себя говорит: "Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу, в дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка). Название команды "Белка".

Представитель 3 команды.

Он долгую зиму проводит в берлоге. В это время он ничего не ест, а живет за счет накопленного летом и осенью жира. В феврале с голых ступней его сходит старая, грубая кожа, а молодая, нежная нуждается в согревании. Облизывая подошвы, горячим языком, он причмокивает губами. Вот и кажется, что он сосет лапу, а на самом деле он согревает ее губами и языком. (Медведь). Название команды "Медвежата".

(За хорошее представление команды получают по жетону - солнышку).

II. Актуализация знаний.

- Но прежде чем отправиться в путешествие мы должны послушать сообщения синоптиков. Для этого нам приготовили задания Кузя и Маркеша - наши с вами друзья.

(Каждой команде дается на листочке задание).

1 команда.

Описать сегодняшний день и рассказать все, что знаете о феврале. (Сегодня погода :, t0 :, осадков :,ветер : В старину февраль называли "ветродуш", "студень", "снежень", "бокогрей", потому что во второй половине начинало пригревать солнце. Вьюга да метели на февраль налетели. В феврале два друга - мороз да вьюга. Бури да метели под февраль налетели. В феврале зима с весной встретится впервые.

2 команда.

Прочитать и выбрать явления, наиболее характерные для зимы и подчеркнуть их:

снегопад, дождь, туман, снег, ледоход, метель, половодье, иней, изморозь, сугробы, роса, гроза, гололедица, наст, молния.

3 команда.

Какие основные признаки зимы в неживой природе вам знаком. Работают по динамической карте.

План.

Положение солнца - (низко).

Продолжительность дня - (ночи).

Состояние неба - (голубое, хмурое).

Температура воздуха - 00.

Осадки - *.

Водоемы - замерзли.

Почва - (под снегом).

III. Сообщение темы и цели.

О каком месяце сейчас говорим?

Февраль - последний месяц зимы. Заканчивается календарная зима, но настоящая зима длиться у нас 5 месяцев. Русский народ соскучился за долгую зиму по весне, по теплу и хочет побыстрее зиму проводить. И вот Кузя с Маркешей очень ждут весны и они узнали, что нам сегодня нужно побывать в летнем лесу, и они решили отправиться с нами и изучить все лесные опасности, чтобы, когда летом пойдем в лес знали их и остерегались их, повторить правила поведения в лесу. Закройте глаза и представьте (звучит музыка, на фоне музыки читают стихи)

"Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре!
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои!

Работа над новым материалом.

1. Открыли глаза, представьте себе, что мы на большой солнечной поляне, кругом все цветет, поют птицы, ой :, а это что? Что-то жужжит. Да здесь очень много насекомых. Наша первая остановка - "Поляна насекомых". Кого мы здесь можем увидеть? (Божью коровку, муравья, бабочку и т.д.)

Команда "Бельчата" рассказывает о насекомых.

Рассказ:

Слово "насекомые" происходит от слова "насечка", "насекать". Если рассмотреть внимательно брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нем поперечные полоски, словно брюшко насечено. У них есть брюшко, грудь, голова и у всех по 6 ног. Насекомые - самая многочисленная группа животных. Они очень разные по внешнему виду и имеют много приспособлений к жизни. Одно из таких приспособлений - маскировка. Многие насекомые с яркой окраской. Эта окраска как будто говорит: "Не тронь меня, будет плохо, я невкусная еда". Их издали видно, и они не прячутся, не спешат улететь. Такое насекомое - плохая добыча! Многих не сразу увидишь. Окраска и рисунок их крыльев похожи на кору, на листик и т.д. Насекомые со скрывающейся окраской замирают, не шевелятся. Но также насекомые умеют защищаться. Они могут жалиться или делают вид, что хотят напугать врагов. Например, жук-бомбардир при опасности останавливается, поднимает брюшко и опускает голову, а потом раздается легкий треск и из кончика жучиного брюшка что-то вылетает, похожее на маленькое облачко. Это он так врагов пугает!

Насекомые живут везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и древесине. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи прыгать или бегать.

Насекомые очень разнообразны и красивы (показ плаката с насекомыми), но все ли насекомые безобидны или может быть каких-то стоит опасаться? (Ответы детей).

Да, есть жалящие насекомые: пчелы, осы, шершни, шмели (рассматривают по рисунку в учебнике).

Рассказ учителя по учебнику (стр. 33)

- А вот теперь внимание!

Есть очень ядовитые насекомые!

Тарантулы: насчитывают 13 видов тарантулов или мизгирь. Его длина достигает 3,5 - 4 см, тело мохнатое, желто-бурое с черным рисунком, состоящих из полосок и пятен.

Каракурт. В России известны 2 вида этих пауков. Опасна только самка. Ее длина 1,5 - 2 см, на брюшке небольшие красные пятна и белые. Самец меньше самки, и его окраска более светлая, а ярко-красные пятна на брюшке обведены белым ободком. Яд каракурта превосходит токсин гремучей змеи в 15 раз.

Скорпион. Отряд включает около 650 видов, но у нас в стране встречаются только лишь некоторые. По внешнему виду они напоминают маленьких речных раков.

Вывод: Какой вывод должны сделать? (Не знаешь насекомого - не трогай руками! Не делай резких движений, чтобы не спугнуть насекомое, подходи к нему так, чтобы на него не упала ваша тень.)

3. А теперь Кузя и Маркеша приготовили загадки о насекомых.

Осенью в щель заберется, (показ рисунка)
А весной проснется. (Муха)

Нос долог, голос тонок.
Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар)

Сок из цветов она берет
И в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь. (Кузнечик)

В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравьи)

Кто за печкою живет,
Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Модница крылатая, платье полосатое.

Ростом хоть и кроха, укусит - будет плохо. (Оса)

4. - Что будет если исчезнут насекомые? (насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их - если исчезнут пчелы, шмели, бабочки, цветочные мухи, то начнут исчезать и растения, потому что растения не могут образовать плоды и семена.

Если исчезнут насекомые - санитары, лес будет загрязняться. Мы никогда не увидим в лесу мертвых птиц и зверьков, а ведь не все попадают в пасть хищников, многие умирают своей смертью или погибают от болезней. Но мы их не видим, потому что хорошо работают жуки - могильщики. Исчезнут насекомые, а вслед за ними будут исчезать и многие птицы, звери, рыбы, которые питаются ими. Люди должны оберегать насекомых. А вы, постарайтесь узнавать о них как много больше, чтобы не стать их жертвой. (Правила: 1) Не трогай руками; 2) Не делай резких движений, чтобы не спугнуть; 3) Подходи к нему так, чтобы на него не упала ваша тень.)

IV. Физминутка.

А теперь мы отдохнем и перейдем на другую поляну.

"Песня Красной шапочке"

V. Продолжение работы над темой урока.

Посмотрите внимательно и скажите, где мы оказались? (на грибной поляне)

- Ребята из команды "Ежата" расскажут нам про грибы? ("Лесная газета" В. Бианки, рассказ "Съедобные грибы", стр. 160)

- Про какие грибы говорится в рассказе (боровик, маслята, рыжики, подберезовики, подосиновики)

А еще, какие грибы знаете?

Каким одним словом можно назвать все эти грибы? (съедобные)

А какие еще грибы бывают? (несъедобные)

Рассказ "Поганки" ("Лесная газета", стр. 160)

Какая опасность подстерегает нас здесь? (Не брать несъедобные грибов, они ядовитые)

Какие грибы несъедобные, знаете? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, сатанинский гриб, желчный гриб)

Какие правила должны помнить? (Не собирай несъедобные грибы; не пинай грибы, даже несъедобные; срезай грибы ножиком; не разрывай грибницу (мицелий) - т.е. подземную часть гриба. Грибница (мицелий) может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новые потомства.)

Экологические загадки

(стр. 71 журнала "Начальная школа" № 6-00, стр. 71)

Кузя и Маркеша каждой группе приготовили свое задание.

"Ежики" - расположить названия грибов на 2 группы: съедобные и несъедобные.

"Бельчата" - отгадать кроссворд. Какие грибы собрали Кузя и Маркеша? Какие они не взяли?

  • сыроежки
  • подберезовик
  • груздь
  • рыжик
  • маслята
  • лисички
  • опята
  • подосиновик
  • мухомор
  • поганка

Медвежата. Игра "Узнай по описанию" (стр. 69 "Начальная школа" № 6-00)

Вывод: Научились различать грибы, запомнила правила сбора грибов:

  • не нарушать тишину;
  • не разгребать почву, чтобы не разрушить грибницу;
  • не брать грибов, если сомневаешься в них;
  • не трогать ядовитые грибы, оставить их для животных;
  • осторожно срезать или выкручивать гриб;
  • больше читать о грибах - будет меньше сомнений.

- И так, отправляемся дальше (под музыку "О Красной шапочке" переходим на следующую поляну "Растений")

Ребята из команды "Медвежат" рассказывают рассказ о лесе Ю. Дмитриева (в сокращении стр. 183 "Я иду на урок в начальную школу" - природоведение)

- Нас окружает чудесный и удивительный мир растений. Все мы радуемся тенистому лесу и красочному лугу, наслаждаемся красотой и ароматом цветов, лакомимся ягодами и орехами. Знаете ли вы, что большое дерево и маленький кустик, любая травка - это растения? Вспомните, сколько растений каждый из вас видел вокруг. Они очень разнообразные. Одни - большие, другие - маленькие. Одни в течение года зеленые: ель, сосна, а такие, как береза, липа, клен сбрасывают листья на зиму. Одними мы украшаем квартиры, дворы, а другие используют в пищу, другими кормятся животные, из некоторых изготавливают лекарства, используют в строительстве, все растения очищают воздух. Но и среди растений нас могут подстерегать опасности.

Рассказы учеников.

а)

Беленькие горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)

Да, это ароматные ландыши.

- Ландыш живет самое большое 21 год. Первый раз цветет в возрасте 7 лет, а к десяти - двенадцати годам растения утрачивает эту способность. Корневица образует ежегодно новые листья, а цветоносы образуют только через 2-3 года. Вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыш цветет всего 2-3 раза. А знаете ли вы, что цветы ландыша превращаются в красные плоды? Только их нельзя трогать, а тем более есть. Они ядовиты! Да и все растение ландыша ядовито, но препараты из его листьев, цветков, семян - это лекарственные средства, которые улучшают работу сердца.

Часто в лесу можно встретить еще одно ядовитое растение - вороний глаз. У этого растения прямой стебель, несущий один цветок. Называние дано за сходство плода - ягоды - с глазом вороны.

По сырым местам и полянам растет черемица белая. Это очень ядовитое растение! У него прямые толстые стебли, очень широкие листья.

Следующее ядовитое растение - это белена черная. Стебель толстый, ветвистый, высотой до 80 см. Листья крупные, зубчатые, сверху темно-зеленые, снизу серовато-зеленые. Растение покрыто тонкими клейкими волосками, издающими неприятный запах. Цветки состоят из 5 лепестков грязно-желтого цвета с фиолетовыми жилками. Белена черная встречается почти по всей территории России.

Калужница принадлежит к семейству лютиковых. Ее цветки желтые. Листья сердцевидные и почковидные. Встречается на сырых местах, по берегам рек, прудов, на болотистых лугах. Зеленые части растения очень ядовиты.

На лесных полянах в разгар лета расцветает аконит, или высокий борец. С этим растением связана одна очень мрачная легенда.

Вблизи гор Аконе находилась пещера, ведущая в ад. Вход охраняла собака Цербер. Геракл победит Цербера и вывел его на землю. От солнечного света адский пес пришел в ужас, из его пасти потекла слюна, из которой и выросло растение - аконит.

Лесная дафна цветет лилово-розовыми цветами, напоминающими сирень. Ягоды дафны ярко-красные и очень ядовитые: 5-6 ягод смертельны для человека, 30 граммов листьев отравляют лошадь. Даже от прикосновения к коре дафны на руке могут появиться волдыри.

Вывод: Запомните эти растения! Не следует собирать не известные вам растения. Нельзя, ни в коем случае, брать их в рот.

VI. Обобщение знаний.

- Нам пора возвращаться домой. Закрыли глаза (Под музыку читается стих)

Солнце прячется в туман,
Лес дремучий, до свиданья!
Защитил ты нас от зноя,
Напоил живой водою,
Для здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем.
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!

Отрыли газа. Вот мы и в классе. А сейчас небольшая викторина.

Какое название лишнее и записать:

а) подберезовик, подосиновик, желчный, сыроежка, рыжик;

б) мухомор, опенок ложный, бледная поганка, белый, дождевик ложный.

Назови самый ядовитый гриб. (Бледная поганка)

Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? зверя? (Вороний глаз. Волчье лыко)

Красивый цветок, но ядовитый. Злой, лютый, как говорят о нем в народе. (Лютик)

Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)

Каких ядовитых насекомых ты запомнил? (Тарантулы, скорпионы, каракурты)

VII. Приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями? При укусе насекомыми?

ИТОГ:

Какие опасности нас могут поджидать в природе? Какие правила должны помнить? Молодцы! Все на уроке хорошо трудились. Но больше всего жетонов заработала команда :::.. и они получают медали и оценку "5".

Песня "Не дразните собак"

Домашнее задание.

- Рассказ или сказку о путешествии в лес и о встрече с опасностями;

- Нарисовать правила поведения в лесу, связанные с опасностями.

-Составить кроссворд. (Каждый ребенок выбирает себе д/з)