Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Анализ эпизода поэмы М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"

Разделы: Преподавание литературы


Оборудование: рисунки учащихся, портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации к поэме.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Учитель:

Мы познакомились с героями поэмы М.Ю.Лермонтова, увидели мир купеческой Москвы 16 века, перенеслись в суровые времена правления царя Ивана Васильевича. По прозвищу Грозного, увидели, какие могучие богатыри жили в те далёкие времена.

– Какими же вы увидели главных героев? Зачитать.
– Автор с любовью описывает их нам. Но отношения между ними не сложились. Почему? –
– Между героями возникает борьба, конфликт. Что такое конфликт?
– Как мы можем определить его? (Борьба добра со злом.)

2. Учитель:

И сегодня мы посмотрим, как же этот конфликт разрешается М.Ю.Лермонтовым.

Выразительное чтение 3 части (7 минут) .

Вопросы по содержанию:

– Как бы вы озаглавили главу?
– С чего начинается повествование о поединке?
– Прочитайте. Что нам описывает автор? С помощью каких средств?

(Олицетворения, сравнения, эпитеты делают зарю живой, красивой. Передаётся радость от утра.)

– Как автор относится к пейзажу? О чём говорит этот вопрос?

(Предчувствие кровавых событий. Контраст.)

Учитель:

И вот начинаются эти события. Перескажите.
Зачем на Москве-реке собрался народ?

(Праздник, потешиться, кулачные бои посмотреть, себя показать.)

– Что значит кулачный бой? Кто их провозглашает?

(Рассказ учащихся о кулачных боях на Руси. Об условиях боя. Правилах поведения.)

Учитель:

И вот выходит первый боец. Кто он? Зачитать.

– Почему он первый? (Чувствует уверенность.)
– Каким показывает его автор? Зачитать. (Удалой, могучий, но и хвастливый, высокомерный, самоуверенный.)
– Почему же не выходит никто? (Могучий боец, опричник царя.)
– Однозначна ли оценка авторская? Зачитать. (М.Ю.Лермонтов показывает и отрицательные характеристики Кирибеевича.)
– Нашёлся ли ему противник? Кто он? Зачитать.
– Достойный противник?
– В чём разница героев? Как это подчёркивается автором? (Поклоны: Кирибеевич кланяется только царю, сказывает ему только уважение, а Калашников – царю, народу, церквям.)
– Как это характеризует героев?

Учитель:

Противники готовы к бою. Сразу ли он начинается? Почему?

(Кирибеевич уверен в победе, ему нравится потешаться над другими. Это устрашит Калашников согласен с ним. Что один умрёт. Называя себя, он обвиняет опричника в преступлении перед божьими законами. Он готов к смерти, защищая честь семьи.)

– А что Кирибеевич? Зачитать.
– Как автор описывает состояние опричника? (Как осенний снег, бойки очи затуманились, пробежал мороз.)
– Что изменилось в поведении Кирибеевича? (Виноват. Душевное состояние опричника поменялось, он понял, что Калашников пойдёт на смерть, защищая честь жены, рода.)

Учитель: Калашников уже победил. Это возмездие за вседозволенность.

3. Учитель:

Поединок. Как автор называет бой? (Богатырский.)
Вышли могучие бойцы, удалые молодцы. Как в былине – поединщики.
М.Ю Лермонтов любуется ими, и мы тоже.
Ход боя. Кирибеевич бьёт первым.

– Почему удар приходится именно по кресту? (Опричник попрал Божьи законы по отношению к священным узам брака, недаром Калашников называет его басурманским сыном. Крест на груди у купца – это символ защиты Бога того, кто стоит за правду.)

– Удар сильный? Где автор показывает это? (Крест погнулся, грудь затрещала, кровь, как роса, закапала на снег, окропив его в алый цвет. Как алая заря.)

Удар Калашникова. Зачитать.

– Есть ли сомнения у купца? (Нет, он готов до последнего идти за правду.)
– Смерть Кирибеевича. Зачитать.
– На чьей стороне мы? Автор?
– Где автор сожалеет о гибели? (Автору жаль такого красивого, молодого бойца.)
– Какими художественными средствами он это передаёт? (Сравнения – будто сосенка, повторы.)
– С каким деревом сравнивает? (Сосна – могучее, красивое, стройное дерево. Ему бы жить да жить. Но....)

Автор показывает нам, читателям, что вседозволенность сгубила такого молодца.

4. Учитель:

В.Г. Белинский о смерти Кирибеевича сказал так в своём “Стихотворении о Лермонтове”:

“Не правда ли: вам жаль удалого, хотя и преступного бойца? С невыразимой тоской повторите вы за поэтом жалобную мелодию, которою выразил он его падением. А между тем вы же сами желали победы благородному купцу и гибели его преступному оскорбителю”

– Согласны ли вы с э