Семантическое поле слова "ёжик". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Образовательная:

  • Формирование и расширение "семантического поля", развитие валентности слов, функции словоизменения.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова "ёжик" и развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.

Воспитательная:

  • Знакомство с жизнью и повадками животных, привитие любви к живой природе.

ОБОРУДОВАНИЕ: сюжетная картинка "Ёж, ежиха и ежата", набор таблиц по формированию и расширению семантического поля, развитию функции словоизменения.

Ход урока

1. Организационный момент. (Картинка "Семья ежей")

Выделите звук, который встречается в тексте чаще других.

На лужайке живёт дружная семья: ёжик, ежиха и ежата. Ёжики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съёжившись, засыпают. Самый маленький ежонок заснул около своей мамы ежихи.

- Дайте характеристику звуку Ж. Какой буквой записывается данный звук?

- Какую орфограмму вы знаете, связанную с буквой Ж?

2. Формирование семантического поля слова "ёжик", развитие валентностей слов и функции словоизменения.

- Какое слово сегодня на уроке будет главным? Попробуйте догадаться сами.

Ёлка, помнишь под травой
Жил в норе приятель твой
И гулял в иголочках,
Как живая ёлочка.

- Как вы догадались, что это ёжик? Где спряталось слово "ёжик"? (картинка "ёжик")

- Помоги ёжику добраться до своего жилища. Запишите буквосочетания, которые ёжик несёт в своё жилище.

Чистописание (слоги АЖА, ОЖО, УЖУ, ЫЖИ).

- Название какого гриба спряталось в шляпке одного из грибов? (картинка "Гриб рыжик")

- Объясните лексическое значение слова "ЁЖИК" (предварительное задание найти в толковом словаре)

Ёжик - это маленькое животное с колючками на спине.

Ёжи - ночные животные, выходят из укрытий только вечером и ночью. Питаются насекомыми, вредными для растений и человека. При благоприятных условиях один ёжик за неделю может съесть два килограмма насекомых. Колючки на спине защищают ежей от врагов. Ёж легко может справиться со змеёй.

1) Фонетический анализ слова "ЁЖИК"

2) Однокоренные слова.

- Послушайте текст ещё раз, запишите однокоренные слова.

- Какие слова мы называем однокоренными? (слова, которые имеют одинаковый корень и одинаковое значение)

Чтение однокоренных слов.

Таблица 1
ёжик

ежиха

ежонок

ежата

ежи

ёжиться

- Докажите, что это однокоренные слова. Маркером выделяю корень, разбирая значение каждого.

- Составьте словосочетания с однокоренными словами.

Таблица 2
дружные

от стужи

осторожный

важные

неуклюжая

жадный

- игра "снежки" (Один, много)

3) Слова, обозначающие действия предметов.

- Составьте предложения, используя таблицы.

Таблица 1 Таблица 3 Таблица 4
ёжик

ежиха

ежонок

ежата

бежать

поймать

нежиться

спать

в норке

под солнцем

по поляне

жука

3. Физминутка.

Ёж готовится к рекордам, повороты в стороны
Будет заниматься спортом, бег на месте
Ёжик лапки напрягает, руки к плечам
Штангу кверху поднимает. Руки вверх
Держит 1, 2, 3, 4, 5, повороты в стороны с поднятыми руками
Можно штангу опускать. Руки опустить
Ёжик низко приседает, приседания
И по камушкам шагает, шаг на месте
Возвращается обратно. Вдох, руки вверх
Расслабление приятно. Выдох, руки вниз

- Что мы делали? Кто помнит предложение с глаголом бежать?

Поработаем с этим глаголом, образуем от него с помощью приставок новые глаголы.

Запишите их в тетрадь. Устно составьте с ними словосочетания.

БЕЖАТЬ

(отбежать от стены, перебежать через дорогу, выбежать из подъезда, и т.д.)

4. Подбор антонимов и синонимов.

- Назовите каждого ёжика, используя близкие по смыслу слова.

У ежихи было пять ежат:
Первый ежонок - ласковый,
Второй ежонок - неловкий,
Третий ежонок - старательный,
Четвёртый ежонок - подвижный,
Пятый ежонок - гордый.

Таблица 5
неуклюжий

прилежный

живой

нежный

важный

- Игра "2 ёжика". Перед вами два братца совершенно противоположных по характеру. Этот ежонок трудолюбивый, а тот:. (неуклюжий, нежный, добрый, жадный). Назовите антонимы.

Таблица 6
ловкий

щедрый

ленивый

злой

грубый

5. Работа над деформированным предложением.

- Составьте предложение из данных слов. Запишите в тетради.

Живёт, опавшими, под, ёжик, листьями.

- Сколько слов в предложении?

- Назовите слова с орфограммой, найдите грамматический центр предложения.

6. Составление связного рассказа.

- Составьте рассказ, расположив предложения в нужном порядке

Ёжик. (Заголовок придумать)

Так и живёт ёжик у Саши.
Был дождливый денёк.
Саша пожалел ёжика и взял его с собой.
Рядом с лужей лежал ёжик.
Женя бежал домой.

7. Словесно-логические задачи.

- Объясните, что обозначает выражение "Ежовые рукавицы"? держать в строгости, в страхе

Отец держал непослушных детей в ежовых рукавицах. (картинка)

- Вставьте вместо точек пропущенные слова. Объясните, почему одно из них пишется с большой буквы.

В семье :: сыновей держали в :: рукавицах.

8. Многозначность слова.

- Ребята, я давала вам задание найти какую-либо информацию, связанную со словом ёж. Знаю, что некоторые даже нарисовали рисунки. Я готова вас выслушать.

9. Итог урока.

- Какое слово было главным?

- А какие знания это слово помогло нам закрепить?