Возвращение к истокам забытого ремесла. Фильцевание

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (9 МБ)


Цели занятия:

  • познакомить учащихся с историей возникновения ремесла;
  • научить технологии выполнения игрушек в технике фильцевания (сухого валяния).

Задачи занятия:

  • oбучающая: расширить знания учащихся о различных видах декоративно-прикладного творчества, учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности;
  • воспитательная: привлечь любовь к художественному творчеству, воспитывать чувство красоты, усидчивость, терпение, аккуратность, трудовую культуру;
  • развивающая: развивать творческие способности детей, их воображение и пространственные представления, способствовать развитию у учащихся моторики мелких мышц рук, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к новому для них ремеслу.

Методическое оснащение занятия:

  • Материально-техническая база: технические средства обучения (ПК, проектор, экран), инструменты (иглы для валяния, ножницы), приспособления (поролоновые губки), материалы (натуральная пряжа для валяния, синтепон).
  • Дидактическое обеспечение: презентация, образцы изделий, инструкции по безопасным приемам труда при работе с ножницами и иглами для валяния.

Методы обучения:

  • рассказ учителя,
  • самостоятельная работа учениц под контролем учителя;
  • выставка работ.

Тип занятия: комбинированный

Ход занятия

Рассказ учителя

Валяние шерсти (фелтинг, фильцевание, фильц, набивание) - это особая техника рукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаются рисунки на ткани или войлоке, объемные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары (слайд №2)

Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует предание о том, как люди научились валять из шерсти, оно уходит корнями в легенду о Ноевом ковчеге. Овцы в ковчеге сбились в плотную кучу, и невольно топтали и взбивали копытцами шерсть, которая падала с их боков и намокала на полу. После того, как ковчег опустел, на этом месте нашли прекрасный ковер из валяной шерсти.

Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани (слайд №3)

Со временем валяние стало применяться в основном для изготовления шляп, обуви и других формовых изделий. Появились большие мастерские и валяльное производство (слайд №4).

В середине 19, начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна (слайд №5)

В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Такой универсальный материал, как войлок, использовался многими народами с древнейших времен: от кочевников Азии и Монголии до воинов Китая и Рима (слайд №6).

Войлок до сих пор изготавливают и применяют в странах с суровым климатом. В годы Великой Отечественной войны солдаты Советской Армии зимой обувались именно в валенки (слайд №7).

Существуют две основные техники валяния шерсти:

  • валяние сухое (фильцевание) - это сваливание шерсти с использованием специальных игл
  • валяние мокрое (фелтинг) - это сваливание волокон шерсти под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней рук с использованием мыльного раствора (слайд №8).

Сухое валяние - уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Техника напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen). Он подразумевает перемешивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы, которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски. Несложно представить, что при многократном протыкании комка шерсти волокна переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, куклы, украшения (слайд №13).

Основная хитрость мокрого валяния состоит в том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти используют мыльный раствор. Он значительно уменьшает трение между волосками. Под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом состоянии. Помимо этого в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются - таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму. Эта техника великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера (слайд №12).

Для сухого валяния необходимы специальные иглы для валяния. Иглы снабжены насечками, с их помощью происходит сцепление и спутывание волокон. Зазубрины на иглах направлены в противоположную сторону, поэтому игла легко выпутывается из шерсти. Иглы для валяния бывают трех видов: тонкие, средние и грубые (слайд №9).

Для сухого валяния пригодна любая шерсть (натуральная или акриловая). Чаще всего используется шерсть овечья разных видов. Так же подходит шерсть и других животных. В качестве приспособления для удобства процесса валяния необходима щетка-мат или поролоновая губка (слайд №10).

Для мокрого валяния используется только натуральная шерсть. Для процесса мокрого валяния необходимы: пупырчатая плёнка, москитная сетка, мыло и горячая вода (слайд №11).

Сегодня мы с вами подробно познакомимся с техникой сухого валяния. Её используют для создания различных изделий, имеющих постоянную форму и объем - для игрушек, украшений, предметов интерьера. На сегодняшнем занятии мы будем делать "цыплёнка" (слайд №14)

Для изготовления цыплёнка нам необходимы следующие материалы и инструменты:

  • пряжа желтого, красного, черного цвета;
  • синтепон;
  • пара пластмассовых глаз;
  • игла для валяния;
  • губка

Демонстрация технологии изготовления игрушки в технике сухого валяния:

Учитель показывает приемы работы иглой для валяния. Проводит инструктаж по технике безопасности работы с иглой. Для ускорения процесса объяснения необходимо заранее подготовить отдельные уже готовые детали игрушки, таким образом, учащиеся наглядно видят, какого качества в работе они должны достичь. Для того, чтобы алгоритм изготовления игрушки запомнился лучше можно использовать презентацию с поэтапным изготовлением игрушки. Использование такой презентации удобно и тем, что любая ученица (при наличии отдельного персонального компьютера) может самостоятельно вернуться на любой этап изготовления игрушки, что позволит каждой из школьниц работать в удобном для нее темпе.

  1. Свалять заготовку туловища цыпленка в форме яйца из синтепона (слайд №15)
  2. Готовую заготовку равномерно обернуть желтой пряжей.
  3. Привалять желтый слой пряжи к синтепоновой заготовке (слайд №16)
  4. Из картона вырезать трафарет в виде крыла цыплёнка.
  5. От рулона пряжи отщипнуть прядь жёлтых волокон.
  6. Иглой для валяния уложить волокна внутри трафарета в 2-3 слоя (слайд №17)
  7. Привалять волокна друг к другу.
  8. Убрать трафарет. Перевернуть заготовку крыла на другую сторону, привалять торчащие концы волокон.
  9. Аналогичным образом заготовить второе крыло и две черных заготовки для лап (слайд №18)
  10. Сформировать пальчики на лапках, ударяя иглой для валяния по нескольку раз в область между пальцами.
  11. Готовые крылышки привалять иглой для валяния к туловищу цыплёнка (слайд №19)
  12. Аналогичным образом привалять лапы к нижней части туловища.
  13. Свалять клюв в виде треугольника из красной пряжи. Привалять клюв к туловищу цыплёнка. Приклеить глаза (слайд №20)

Самостоятельная работа учащихся:

Учащиеся выполняют практическую работу под контролем учителя.

По ходу выполнения практической работы производится текущий инструктаж учителя

(контролируется соблюдение правил ТБ при выполнении задания, правильность постановки рук, проводится инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом).

Домашнее задание:

- Используя полученные сегодня знания и умения, попробуйте дома свалять игрушечного пингвина (слайд №21)

Заключение. Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше занятие. Сегодня мы с вами потрудились на славу.

- Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему научились?

- Давайте покажем друг другу, какая игрушка у каждой из вас получилась! (быстро организуется мини-выставка работ учащихся, проводится анализ и обсуждение работ)

Для подготовки занятия использованы материалы сайтов: