Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

I и II спряжение глаголов. 4-й класс

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цель: провести первоначальное ознакомление с I  и  II спряжением глаголов.

Задачи:

  • Познавательные:
    • дать представление о I  и  II спряжении глаголов;
    • познакомить с окончаниями I  и  II спряжения глаголов;
    • сформулировать алгоритм и схему для определения спряжения глаголов;
    • формировать умения различать окончания глаголов I  и  II спряжения;
  • Развивающие:
    • развивать умение спрягать глаголы с ударными окончаниями;
    • развивать связную речь учащихся при устных ответах, работе с предложением, фразеологическими оборотами, пословицами; логическое мышление, память;
  • Воспитательные (мировоззренческие):
    • воспитывать аккуратность, гигиенические правила письма, чувство взаимопомощи, нравственные качества, эмоциональную и эстетическую культуру учащихся.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент  (под музыку П.И. Чайковского «Времена года»)

Учитель:

Весна, весна! И все ей радо
Как в забытьи, каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.

У.:  Радует сердце яркие краски весенней земли, яркое солнце так и манит, так и зовет на прогулку. Вот сегодня мы и совершим познавательную  прогулку в королевство Грамматики, где правит королева Морфология и каждая часть речи живет в своей стране.

2. Актуализация знаний

Есть необычная страна,
Которой не найдёшь на карте,
Для нас доступна будет лишь она
Вот здесь на нашей парте.
И путешествовать в неё
Отправимся мы снова,
А называется она
Спряжение глагола.

3. Минутка чистописания.

У.: Перед тем, как начать работу, давайте вспомним правила посадки.

Д.:

Я тетрадь свою открою
И с наклоном положу.
Я, друзья, от вас не скрою
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

У.: Записываем сегодняшнее число, классная работа.

На доске написаны слова:

С…диш…, св…тлееш…, кр…чиш…, вл…заеш…, зам…чаеш…, ч…рнееш…  .

У.: Прочитайте данные слова, найдите в них общее. (Это глаголы 2-го лица единственного числа настоящего времени. Все они пишутся с мягким знаком на конце).

У.: Разделите эти глаголы на две группы по двум признакам одновременно. Какие группы у вас получились? (В первую группу вошли глаголы светлеешь, влезешь, замечаешь,  чернеешь с безударной гласной е в корне и окончанием -ешь. Вторую группу составили глаголы сидишь, кричишь с безударной и в корне и окончанием -ишь).

У.: Какую цепочку букв вы бы составили к минутке чистописания? (Сегодня на минутке чистописания можно написать цепочку, состоящую из окончаний глаголов -ешь и -ишь:
ешьишь).

У.: Напишите эту цепочку до конца строки, при каждом повторе меняя их местами. (ешьишь   ишьешь   ешьишь…)

У.: Как вы думаете, на какой вопрос мы должны сегодня ответить во время изучения новой темы? («Почему в одних окончаниях глаголов пишется е, а в других – гласная и?»)

4. Словарно-орфографическая работа (задание раздается каждому на карточке)

У.: Ребята, в каждой строке найдите лишнее слово и выделите в нём орфограмму. Соединив буквы-орфограммы между собой в порядке их нахождения, вы получите новое слово из словаря.

Шка(в,ф), гра(в,ф), клю (в,ф);
Ч(е,и)сло, п(е,и)вец, л(е,и)ства, с(е,и)няк;
Грус(т,-)ный, со(л,-)нце, чес(т,-)ный, ус(т,-)ный;
О вещ(и,е), о мыш(и,е), о дружб(и,е),  о реч(и,е);
вес(т,-)ник, сер(д,-)це, звёз(д,-)ный, праз(д,-)ничный;
лещ(ь,-), грач(ь,-), плащ(ь,-), рож(ь,-).

У.: Какое слово вы составили? (Велеть).

У.: Что вы можете сказать об этом слове? (Это глагол, который стоит в неопределенной форме).

У.: Как вы понимаете значение этого слова? (Велеть – значит приказывать, принуждать).

У.: Напишите слово велеть, пользуясь орфографическим словарем. Поставьте ударение. Отметьте особенности его написания. (В слове велеть непроверяемая безударная гласная е в корне. На конце – -ть, так как это неопределенная форма глагола).

У.: Устно измените, этот глагол по временам так, чтобы он стоял в первом лице. (П.в.: Велел, н.в.: велю).

У.: Ребята, у каждого правила есть исключения. Это слово так же относится к исключениям: временной формы будущего времени у него не существует.

У.: Как вы думаете, а какая из этих временных форм больше нравится царю Глаголу? (Глагол настоящего времени: велю).

У.: Давайте составим распространенные  предложения, используя это  новое словарное слово, по схеме:

У.: Запишите ваши предложения, над каждым словом укажите часть речи, сделайте разбор по членам. (Производится проверка по группам, по одному человеку от группы получают отметку)

У.: Прочитайте написанные на доске пословицы и поговорки.

  • Азбука – к мудрости ступенька.
  • Век живи – век учись.
  • Для учения нет старости.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не  будешь знать голоду.

У.: Что общего в данных пословицах и поговорках? (Общий смысл: в них говорится о пользе учения).

У.: Выделите те из них, в которых нам велят что-то сделать.

  • Век живи – век учись.
  • Учи показом, а не рассказом.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.

У.: Какую из данных пословиц надо написать, чтобы она соответствовала новой теме урока? Докажите. («Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду». Так как в ней есть глагол будешь с гласной  е  в окончании, правило о написании которой мы должны узнать).

У.: В каком лице употреблены глаголы в этой пословице? (Глаголы «учись», «будешь» употреблены  во 2-м лице единственного числа).

У.:  В каком ещё лице могут употребляться глаголы? (Глаголы могут также стоять в 3-м лице).

У.: Напишите эту пословицу по памяти, подчеркните орфограммы.

5. Изучение нового материала

У.: Ребята, отгадайте загадку (она записана на доске, читаем все вместе, хором):

Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим,
Просто мы его вдыхаем,
Он ведь нам необходим!

Д.: Это воздух.

У.: Да, как, наверное, приятно сейчас побродить по лесу, какой там чудесный воздух – густой, целительный настой.
Смолистые запахи ели и сосны, аромат берёзы, дуба очень полезны для человека. Давайте попробуем вдохнуть этот лечебный настой глубоко-глубоко, с закрытыми глазами. Представили себя в лесу? Давайте глубоко подышим, расслабимся. Сдуем бабочку с мать-и-мачехи, посмотрим по сторонам, кто притаился в кустах?

У.: Немного отдохнули, пора дальше работать. Выпишите в тетрадь глаголы из 1 и 2 строчки. Сравните их по плану:

1. Время.
2. Лицо.
3. Число.
4. Окончание.

Производится проверка с места: глагол замечаем – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – ем. Глагол говорим – настоящего времени, 1 лица, множественного числа, окончание – им.

У.: Как видите, глаголы в одном и том же лице и числе могут иметь разные окончания. Почему? Подобно тому, как существительные в зависимости от склонения делятся на группы, на группы делятся и глаголы, в зависимости от того, как они спрягаются. Какие это группы, как они называются? Хотите узнать? Тогда за работу?  Давайте понаблюдаем над некоторыми другими глаголами.  

Ребята 1 варианта – подберите синоним к слову «существовать» (глагол жить).
Ребята 2 варианта – подберите антоним к слову «молчать» (глагол говорить).

У.: Проспрягайте эти глаголы в настоящем времени. (Все дети делают в тетрадях, а по одному человеку от каждого варианта на обратной стороне доски, на оценку).

Я          живу                        говорю
Ты       живёшь                    говоришь
Он       живёт                       говорит
Мы      живём                      говорим
Вы       живёте                     говорите
Они     живут                      говорят

У.: Что необычного вы заметили в написании личных окончаний этих глаголов? (Личные окончания глаголов первого столбика имеют гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ут. Личные окончания глаголов второго столбика имеют гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончание – -ят).

У.: Глаголы в зависимости от окончания можно поделить на 2 группы. А вот какие группы, об этом мы узнаем из сказки про жителей страны Глаголии:

Давным-давно, когда нас с тобой ещё не было на свете, в королевстве Грамматики жил-был славный царь Глагол  со своим глагольным людом. Народ его был трудолюбивым, деятельным: всё время куда-то спешил, что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: I спряжение и II спряжение. Призвал однажды царь Глагол сыновей и стал говорить им:
– Стар я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю я вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать. – И после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: II спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределённой форме заканчиваются на –ить, а I спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своём решении. Глагол обрадовался, что у него такие мудрые дети, и издал указ о разделении царства. (По В. Волиной).

Учитель вместе с детьми составляет схему на доске.

I спряжение                  II спряжение

        Ед.ч.     мн.ч.                     Ед.ч.     мн.ч
1 л.  -у, -ю     -ем               1 л.  -у, -ю    -им
2 л. -ешь      -ете               2 л.  -ишь     -ите
3 л. -ет         -ут, -ют         3 л.  -ит        -ат, -ят

У.: Теперь подумайте, к какому спряжению мы отнесём глагол жить, а к какому глагол говорить? (Глагол жить – I спряжения, а глагол говорить – II спряжения).

У.: Запишите это в тетрадь. Ребята, какой можно сделать вывод? (Глаголы, имеющие в окончании гласную е, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ут, -ют,I спряжения. А глаголы, имеющие в окончании гласную и, а в форме 3-го лица множественного числа окончания -ат, -ят, – II спряжения).

У.: У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. Спряжение глаголов определяют по окончанию.

6. Первичное закрепление

У.: Давайте