Русский портрет XVIII века. Д.Г. Левицкий

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Рекомендуется прочитать пояснительную записку к экскурсии (см. Приложение 1).

Цель: выявить условия успешного развития портретного искусства XVIII века через сопоставление творчества художника и философии эпохиПросвещения.

Задачи:

  • изучить творческий путь Д.Г.Левицкого;
  • запомнить шедевры мастера;
  • проследить развитие представлений о значимости человеческой личности в европейской культуре нового времени;
  • сделать вывод об условиях успешного развития русского портрета XVIII века.

Содержание:

Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление
портрета… портрет – единственная область живописи, в которой Россия…временами шла в уровень с Европой.
Предлагаю отправиться на экскурсию в 18 век! Это возможно благодаря компьютеру и программе «Power Point». Экскурсия будет виртуальной. Объектом нашего внимания станет русская живопись, а именно жанр портрета. Определим цель: выявить условия успешного развития русского портрета XVIII века.

– Вспомните значение слова портрет.

(Портре'т (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).

– Назовите, что влияет на развитие портретного жанра?

(На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков; и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Предлагаю вам проследить, как совершенствовались технические изобразительные навыки и развивались представления о значимости человеческой личности в период с середины XVII до середины XVIII века.)

Слайд 1. Пролог (слушаем музыку, смотрим, погружаемся в атмосферу живописи)

Отправной точкой нашей экскурсии станет творчество Д.Г.Левицкого. На примере судьбы художника мы проследим развитие русского портрета XVIII века истории отечественной культуры.

Слайд 2. Эпиграф

Левицкий! Начертав Российско божество,
Которым седьм морей покоится в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество

И.Ф. Богданович.

Слайд 3. Тема

Звучит тема: Русский портрет XVIII века.

Слайд 4. Маршрут экскурсии (знакомимся с маршрутом)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)
«Ученик» «Назначенный» «Отставной» «Вывод»
Если вы заметили, наши остановки разбиты на периоды жизни художника, их три. Четвертая остановка – конечная, где нам предстоит сделать вывод (условия успешного развития русского портрета XVIII века).
Результатом посещения каждой остановки станет синквейн (Приложение 2).

Остановка «Ученик» – Слайд 5 (откроется вопрос, задать его детям)

Изучая и анализируя биографии известных и знаменитых личностей, можно получить массу полезной информации, которая не просто обогатит ваш жизненный опыт, но и даст пищу для размышлений.

– Что по-вашему предопределило судьбу Дмитрия Григорьевича? (Что повлияло, способствовало тому, что он стал художником?)

Высказывания детей: воспитание, трудолюбие, талант, знакомство, время…

Щелчком открываем ответы на слайде.

Подостановка «Воспитание». Слайд 6

Биография Дмитрия Григорьевича Левицкого изучена пока недостаточно. Архивы сохранили до наших дней мало сведений о его жизни и деятельности (как, впрочем, и о многих других художниках, его современниках). Документально не установлена даже дата рождения Левицкого. Она определяется приблизительно – 1735-1737 год. Однако известно, что родился он на Украине и в детстве много жил в Киеве, что его отец-священник был известным украинским гравером, работавшим над иллюстрированными изданиями в типографии Киево-Печерской лавры. В своей работе он нередко использовал западноевропейские образцы, которые впервые познакомили его сына с европейской художественной системой. Есть все основания предполагать, что первые художественные навыки Д. Г. Левицкий получил дома, под руководством отца, и что его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству.
(Вернуться на слайд 5)

Подостановка «Трудолюбие». Слайд 7

Учеба на гравера дала ему твердую руку, верный глаз и чувство линии; учеба на иконописца – книжные знания, освоение национальных традиций, душевное равновесие в работе.

(Вернуться на слайд 5)

Подостановка «Знакомство». Слайд 8

Наиболее значительный для творческого развития Левицкого этап его художественного образования связан с именем известного русского живописца середины XVIII века Алексея Петровича Антропова, глубокого и серьезного портретиста, работавшего одновременно и над произведениями монументально-декоративного искусства.
В 1752–1755 годах Антропов пребывал в Киеве, занимаясь росписью Андреевского собора. Юный Левицкий познакомился с ним и, видимо, принял участие в работах в качестве ученика. Эта встреча решила его жизнь и судьбу.

Слайд 9

В 1758 году, после отъезда Антропова, Левицкий отправился в Петербург. Здесь он поселился у своего учителя и под его началом овладевал живописным ремеслом. Одновременно он посещал некоторые классы Академии художеств.
Учеником Антропова в Петербурге Левицкий числился с 1758 по 1762 год. В том же 1762 году Левицкий входит как подмастерье в так называемую «живописную команду», которая занималась украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. По традиции, на пути следования императрицы и ее свиты воздвигли торжественные ворота, через которые проходила пышная процессия. Подобные шествия устраивались еще при Петре I в честь военных побед. На триумфальных воротах помещались живописные изображения, в том числе императорские портреты. Коллективная работа по декоративному оформлению архитектурных сооружений была для Левицкого хорошей школой художественного мастерства. В 1769 году он расстался со своими учителями и начал самостоятельный творческий путь. Попробовав себя в различных видах живописи, художник утвердился в выборе портрета как основного и единственного жанра своего творчества. (Вернуться на слайд 5)

– А может само время предопределило судьбу художника?

Подостановка «Время» Слайд 10 (смотрим и погружаемся в атмосферу того времени)

Век напудренных париков, мушек и кринолина. Век неспешной езды, треуголок и регулярных парков. В это время сменилось несколько эпох: Петровская, эпоха дворцовых переворотов, Екатерининская. Строились Москва и Петербург. Были учреждены школы, академии и университеты, открыты театры, появились светская музыка и изящная словесность, стали выходить газеты и журналы. (Вернуться на слайд 5)

Слайд 5

Вот мы и побывали на остановке «Ученик». Чтобы узнать насколько вам запомнилась информация и как идет ее усвоение, составим синквейн (Приложение 2).

Переход на маршрутный лист – Слайд 4

Следующий период жизни Дмитрия Григорьевича Левицкого можно охарактеризовать как самый яркий, насыщенный, удачный, результативный…

Остановка «Назначенный». Слайд 11

Мы познакомимся с основным периодом творчества художника, узнаем философские идеи и взгляды общества эпохи Просвещения и отметим для себя, каким образом художник и время составляли единое целое. Выясним условия успешного развития портрета XVIII века.

Подостановка «Художник екатерининской поры». Слайд 12 – Лестница успеха

В 1769 году Левицкий окончательно поселился в Петербурге. Начался самый плодотворный период в его жизни. На многие годы он связал себя с Академией художеств, которая была в ту пору средоточием художественной жизни России. Можно поэтапно проследить по документам взаимоотношения художника и Академии. В 1769 году за представленный им портрет художника Г. И. Козлова с женой Левицкий получает звание «назначенного» – первое академическое звание.
В 1770 году Левицкий показывает несколько портретов на большой академической выставке. С этого момента к нему приходит слава, он становится модным художником. За один из выставленных портретов «Портрет живописный г-на ректора Академии Александра Филипповича Кокоринова», Левицкий производится в академики.
С 1771 года он назначается руководителем портретного класса Академии.
В 1776 году Левицкий «по учиненном баллотировании общим собрания согласием, произведен в Советники Академии», в 1780 году – «определен членом в академический совет», а в 1785 году «в рассуждениях его долговременной службы и по классу его оказанной пользе заслуживает награжденным быть, прочим не в пример, четырехсотрублевым окладом».

Слайд 13. Парадный портрет

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет – большой, почти в полный рост – имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде – в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.

– Заметили одно из условий успеха русского портрета XVIII века? (Социальная направленность)

Слайд 14. Живописная ода

К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым, просветительским взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII века.
Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета – поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.
Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам – они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера, легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.
Левицкий – один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Это давало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому.
Далее подробно рассматриваются: портрет Александра Филипповича Кокоринова (1769 г., ГРМ), портрет Никифора Артемьевича Сеземова (1770 г., ГТГ), Левицкого «Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова» 1773г., (Приложение 3)

Слайд 15. Идея друга

Дружил Левицкий и с одним из интереснейших людей своего времени, Н. А. Львовым. Львов был архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером. Львов был душою литературно-художественного кружка, в который входили видные деятели культуры второй половины XVIII века.
В 1783 году Левицкий пишет большой портрет Екатерины II – законодательницы. Это не просто портрет и не просто парадное изображение императрицы, каких было очень много создано в XVIII веке. Это своеобразная живописная ода, политическая декларация (Приложение 2). (Вернуться на слайд 11)

Слайд 16. Душа эпохи

Однако Левицкого интересовал человек, его внутренний мир не только в таких вот высоких проявлениях духовной мощи и красоты. Его радовало и волновало всякое яркое, полнокровное выражение жизни, увлекала возможность показать своих героев во всем богатстве их чувств и переживаний.

– Отметьте еще одно условие успешного развития портрета XVIII века. (Искренний интерес к человеку)

Слайд 17. Искусство Просвещения

Вернуться на слайд 11.

Слайд 18. Галантный век

Состояние образования в России XVIII века было ужасно: отсутствие школ, невежественные учителя, убежденные, что без насилия и телесных наказаний учение невозможно. Души детей буквально дрожали от страха наказания. В дворянских семьях ребенок оказывался в полной власти гувернера-иностранца из бывших кучеров или лакеев. Общаясь с выдающимися французскими просветителями Дидро и Вольтером, императрица задумала создать новое учебное заведение, где будут воспитываться люди “новой породы”.
Таким заведением становится Смольный институт благородных девиц (Приложение 4).

Слайд 19. Смолянки

Портреты смолянок, заказанные Левицкому, должны были утвердить и восславить результаты «разумного воспитания», полученного девицами в институте, а главное – его «мудрую основательницу», «мать отечества», «неустанно пекущуюся о благе своих подданных».
Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения (Приложение 3).

(Вернуться на слайд №11)

Слайд 11

Характеризуя работы основного периода жизни Левицкого, можно сказать, что художник верно и точно передает внешний облик своих моделей; полнокровно и радостно его восприятие мира, материальности окружающих предметов, все внимание Левицкого сосредоточено на раскрытии особенностей характера, внутреннего мира портретируемого. Но именно здесь находят свое выражение самые сокровенные мысли художника. Он видел в своих героях и показывал нам только те черты и свойства характеров, которые особенно полно отвечали его представлениям о человеке. Отсюда всегда доброжелательное отношение художника к своим моделям
Мы познакомились с основным периодом жизни и творчества художника, который обозначен остановкой «Назначенный». Составим одноименный синквейн (Приложение 2).

Переход на маршрутный лист. Остановка «Отставной». Слайд 20

В 1788 году Левицкий обращается в «Императорской Академии художеств высочайший совет» со следующим прошением: «... чувствуя от всегдашних моих трудов в художествах слабость моего здоровья и зрения, нахожу себя принужденным просить высочайший совет о увольнении меня от должности». И Совет Академии, «отдав по справедливости усердию и рачению, с каким г-н советник Левицкий исправлял возложенную на него должность, и, уважая долговременное его при Академии служение, почитает, что он тем заслуживает пенсию по смерть свою... по двести рублей в год».
Так Левицкий вышел в отставку. Это не была почетная отставка. Он даже не был приглашен заседать в Совете Академии. Можно предположить, что творческая деятельность художника, вызвала неудовольствие начальства Академии, а может быть, и самой ее высокой покровительницы – императрицы Екатерины II. В отношении Левицкого применима формула заката: немилость, разочарование, падение популярности, творческое молчание, прозрение, болезнь глаз.
Со времени ухода из Академии художеств начинается новая полоса в жизни Левицкого. Слава его постепенно меркнет. Все меньше и меньше получает он заказов, как от двора, так и от частных лиц. Да и эти редкие заказы выполнять становится все труднее: Левицкий начинает слепнуть. Между тем он должен был «трудами рук своих» содержать большую семью. Академия, так легко принявшая отставку одного из ведущих своих профессоров, вынуждена была сделать попытку прийти ему на помощь: предлагает ему занять должность инспектора Академии. Но художник отказывается от предложения, считая, что не сможет справиться с этими обязанностями.
...Казалось, жизнь шла по-старому. С утра художник становился за мольберт, и холст за холстом покидали мастерскую, радуя вельможных заказчиков.
Но не радовался лишь живописец. Счастье созидания, творчества ушло. Осталось не уходящее чувство неудовлетворенности и пустоты. Стасов утверждал, что талант художников того времени был «испорчен и искажен, он весь израсходован только на ложь притворство и выдумку главной сущности и на парад и блеск подробностей»…
Художник ищет новые пути. Жизненный опыт, зрелость человека и художника приводят Левицкого к более трезвой, спокойной оценке внутреннего мира людей, их достоинств и недостатков. Это влечет за собой потерю в известной мере той эмоциональности, того трепетного, лирического чувства, которые пронизывали образную и живописную ткань портретов Левицкого. Именно поэтому новые его работы приобретают большую полноту и объективность характеристик, становятся более многогранными.

Слайд 21. Поздний портрет

Рассматриваются (Приложение 5): портрет Анны Давиа-Бернуцци (1782 г.), портрет Александра I (1787).

Слайд 22. Интимный портрет

Показателен с точки зрения новых творческих поисков написанный в 1785 году большой портрет Агафьи Дмитриевны Левицкой – дочери художника (Приложение 5).
Левицкий умер восьмидесяти семи лет, почти забытый как художник. Принятая, в его отношении, «формула заката» растянулась почти на четверть столетия.
Определим завершающий этап жизни художника. Составим синквейн (Приложение 2)

Переход на маршрутный лист

Остановка «Вывод». Слайд 23 Обобщение

Творчество Левицкого представляет собой один из важнейших, значительнейших этапов сложения русской национальной портретной школы. Его работы, являющиеся органической частью культуры XVIII века, соединившие в себе и сильные и ограниченные ее стороны, несут в себе такие присущие произведениям последующих поколений отечественных портретистов черты, как прогрессивная социальная направленность, высокий общественный и нравственный критерий ценности личности, внимательное, серьезное, строгое и в то же время исполненное любви и сочувствия отношение к человеку, искренний интерес к строю его чувств, мыслей и переживаний. Острота восприятия действительности, большая и крепкая привязанность к реальной, земной красоте и исполненное глубокого уважения отношение к людям определяли характер творческого развития Левицкого. Отсюда непреходящая ценность творческого наследия Левицкого, значительность того места, которое он занимает в истории русского и мирового искусства.
Дмитрий Григорьевич Левицкий самый значительный мастер из славной плеяды художников XVIII века. Его творчество является кульминационной точкой развития русского портрета XVIII века. Художник как бы подвел итог тому, что было сделано за предшествующий период, и заложил основы новых достижений.

Слайд 24 Вывод

– Пришло время определить условия успешного развития русского портрета XVIII века:

  • Искренний интерес к человеку;
  • Социальная направленность;
  • Воплощение просветительских идей;
  • Владение средствами построения портрета

Составим синквейн (Приложение 2)

Слайд 25. Итог

Иссякала эпоха, умолкал и ее певец, Сотни картин написал он, и все – слепок времени, на всех - люди XVIII столетия.
Но не только век галантный показал нам Левицкий – еще и время, когда центростремительная сила России набирала свой ход: десятки имен, десятки образов – личности, осуществлявшие движения составов огромного государства. Вот они, в звездах и муаре, горделиво взирают на нас со своих холстов, обращенные из плоти и крови колдуном-художником в струящиеся прозрачные краски, отпечатленные в жесте и прищуре глаз – ласковых или жестоких, холодных или с тенью глубокой думы.
Екатеринин «век златой» растаял, как мираж. Их век, людей «острых» и славных, умеющих любить и ненавидеть, остался навсегда.
И еще: нельзя не обозначить то, что мы называем развитием творческого духа. Левицкий – художник высочайшего класса, выводящий русское портретное искусство в Европу и мир,– завидная доля, великое назначение. Он не предтеча, а именно один из наших первых гениев портрета – именно отсюда, с конца «сурового и мудрого» века, идет дальше уже сплошная цепь: Кипренский, Брюллов, Крамской, Ге, Репин, Валентин Серов. Звено к звену нижутся эти имена в российской культуре, определяя собой чувство ее пути.
Спаибо за внимание.

Информационные источники смотри в Приложении 6.