Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Русский портрет XVIII века. Д.Г. Левицкий

Разделы: Преподавание МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Рекомендуется прочитать пояснительную записку к экскурсии (см. Приложение 1).

Цель: выявить условия успешного развития портретного искусства XVIII века через сопоставление творчества художника и философии эпохиПросвещения.

Задачи:

  • изучить творческий путь Д.Г.Левицкого;
  • запомнить шедевры мастера;
  • проследить развитие представлений о значимости человеческой личности в европейской культуре нового времени;
  • сделать вывод об условиях успешного развития русского портрета XVIII века.

Содержание:

Одним из главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление
портрета… портрет – единственная область живописи, в которой Россия…временами шла в уровень с Европой.
Предлагаю отправиться на экскурсию в 18 век! Это возможно благодаря компьютеру и программе «Power Point». Экскурсия будет виртуальной. Объектом нашего внимания станет русская живопись, а именно жанр портрета. Определим цель: выявить условия успешного развития русского портрета XVIII века.

– Вспомните значение слова портрет.

(Портре'т (фр. portrait, от старофранц. portraire – «воспроизводить что-либо черта в черту», устар. парсуна – от лат. persona – «личность; особа») – изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии).

– Назовите, что влияет на развитие портретного жанра?

(На развитие портретного жанра влияют две тенденции: прогресс технических изобразительных навыков; и, что более важно, развитие представлений о значимости человеческой личности. Наибольших вершин портрет достигает в период веры в возможности человека, его разума, его действенной и преобразующей силы. Периодами расцвета портрета считаются римский скульптурный портрет, портрет эпохи Возрождения, XVII и 2-й половины XVIII веков.
Предлагаю вам проследить, как совершенствовались технические изобразительные навыки и развивались представления о значимости человеческой личности в период с середины XVII до середины XVIII века.)

Слайд 1. Пролог (слушаем музыку, смотрим, погружаемся в атмосферу живописи)

Отправной точкой нашей экскурсии станет творчество Д.Г.Левицкого. На примере судьбы художника мы проследим развитие русского портрета XVIII века истории отечественной культуры.

Слайд 2. Эпиграф

Левицкий! Начертав Российско божество,
Которым седьм морей покоится в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество

И.Ф. Богданович.

Слайд 3. Тема

Звучит тема: Русский портрет XVIII века.

Слайд 4. Маршрут экскурсии (знакомимся с маршрутом)

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 – 1822)
«Ученик» «Назначенный» «Отставной» «Вывод»
Если вы заметили, наши остановки разбиты на периоды жизни художника, их три. Четвертая остановка – конечная, где нам предстоит сделать вывод (условия успешного развития русского портрета XVIII века).
Результатом посещения каждой остановки станет синквейн (Приложение 2).

Остановка «Ученик» – Слайд 5 (откроется вопрос, задать его детям)

Изучая и анализируя биографии известных и знаменитых личностей, можно получить массу полезной информации, которая не просто обогатит ваш жизненный опыт, но и даст пищу для размышлений.

– Что по-вашему предопределило судьбу Дмитрия Григорьевича? (Что повлияло, способствовало тому, что он стал художником?)

Высказывания детей: воспитание, трудолюбие, талант, знакомство, время…

Щелчком открываем ответы на слайде.

Подостановка «Воспитание». Слайд 6

Биография Дмитрия Григорьевича Левицкого изучена пока недостаточно. Архивы сохранили до наших дней мало сведений о его жизни и деятельности (как, впрочем, и о многих других художниках, его современниках). Документально не установлена даже дата рождения Левицкого. Она определяется приблизительно – 1735-1737 год. Однако известно, что родился он на Украине и в детстве много жил в Киеве, что его отец-священник был известным украинским гравером, работавшим над иллюстрированными изданиями в типографии Киево-Печерской лавры. В своей работе он нередко использовал западноевропейские образцы, которые впервые познакомили его сына с европейской художественной системой. Есть все основания предполагать, что первые художественные навыки Д. Г. Левицкий получил дома, под руководством отца, и что его с ранних лет окружали люди, близкие к искусству.
(Вернуться на слайд 5)

Подостановка «Трудолюбие». Слайд 7

Учеба на гравера дала ему твердую руку, верный глаз и чувство линии; учеба на иконописца – книжные знания, освоение национальных традиций, душевное равновесие в работе.

(Вернуться на слайд 5)

Подостановка «Знакомство». Слайд 8

Наиболее значительный для творческого развития Левицкого этап его художественного образования связан с именем известного русского живописца середины XVIII века Алексея Петровича Антропова, глубокого и серьезного портретиста, работавшего одновременно и над произведениями монументально-декоративного искусства.
В 1752–1755 годах Антропов пребывал в Киеве, занимаясь росписью Андреевского собора. Юный Левицкий познакомился с ним и, видимо, принял участие в работах в качестве ученика. Эта встреча решила его жизнь и судьбу.

Слайд 9

В 1758 году, после отъезда Антропова, Левицкий отправился в Петербург. Здесь он поселился у своего учителя и под его началом овладевал живописным ремеслом. Одновременно он посещал некоторые классы Академии художеств.
Учеником Антропова в Петербурге Левицкий числился с 1758 по 1762 год. В том же 1762 году Левицкий входит как подмастерье в так называемую «живописную команду», которая занималась украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. По традиции, на пути следования императрицы и ее свиты воздвигли торжественные ворота, через которые проходила пышная процессия. Подобные шествия устраивались еще при Петре I в честь военных побед. На триумфальных воротах помещались живописные изображения, в том числе императорские портреты. Коллективная работа по декоративному оформлению архитектурных сооружений была для Левицкого хорошей школой художественного мастерства. В 1769 году он расстался со своими учителями и начал самостоятельный творческий путь. Попробовав себя в различных видах живописи, художник утвердился в выборе портрета как основного и единственного жанра своего творчества. (Вернуться на слайд 5)

– А может само время предопределило судьбу художника?

Подостановка «Время» Слайд 10 (смотрим и погружаемся в атмосферу того времени)

Век напудренных париков, мушек и кринолина. Век неспешной езды, треуголок и регулярных парков. В это время сменилось несколько эпох: Петровская, эпоха дворцовых переворотов, Екатерининская. Строились Москва и Петербург. Были учреждены школы, академии и университеты, открыты театры, появились светская музыка и изящная словесность, стали выходить газеты и журналы. (Вернуться на слайд 5)

Слайд 5

Вот мы и побывали на остановке «Ученик». Чтобы узнать насколько вам запомнилась информация и как идет ее усвоение, составим синквейн (Приложение 2).

Переход на маршрутный лист – Слайд 4

Следующий период жизни Дмитрия Григорьевича Левицкого можно охарактеризовать как самый яркий, насыщенный, удачный, результативный…

Остановка «Назначенный». Слайд 11

Мы познакомимся с основным периодом творчества художника, узнаем философские идеи и взгляды общества эпохи Просвещения и отметим для себя, каким образом художник и время составляли единое целое. Выясним условия успешного развития портрета XVIII века.

Подостановка «Художник екатерининской поры». Слайд 12 – Лестница успеха

В 1769 году Левицкий окончательно поселился в Петербурге. Начался самый плодотворный период в его жизни. На многие годы он связал себя с Академией художеств, которая была в ту пору средоточием художественной жизни России. Можно поэтапно проследить по документам взаимоотношения художника и Академии. В 1769 году за представленный им портрет художника Г. И. Козлова с женой Левицкий получает звание «назначенного» – первое академическое звание.
В 1770 году Левицкий показывает несколько портретов на большой академической выставке. С этого момента к нему приходит слава, он становится модным художником. За один из выставленных портретов «Портрет живописный г-на ректора Академии Александра Филипповича Кокоринова», Левицкий производится в академики.
С 1771 года он назначается руководителем портретного класса Академии.
В 1776 году Левицкий «по учиненном баллотировании общим собрания согласием, произведен в Советники Академии», в 1780 году – «определен членом в академический совет», а в 1785 году «в рассуждениях его долговременной службы и по классу его оказанной пользе заслуживает награжденным быть, прочим не в пример, четырехсотрублевым окладом».

Слайд 13. Парадный портрет

Среди сохранившихся произведений Левицкого 1770-х годов преобладают различные варианты парадных портретов. Парадный портрет – большой, почти в полный рост – имел уже к тому времени свою историю в русской живописи. Главной задачей такого портрета было прославление человека высокого социального положения. Изображаемый появлялся перед зрителями в самом представительном виде – в мундире, с орденами, знаками отличия и монаршего поощрения. Обстановка и атрибуты должны были красноречиво свидетельствовать о значимости персоны и ее деяний, о достигнутом уровне престижа. При этом портретируемый выступал на картине в строго определенной социальной роли: владетельной особы, военачальника, придворного, государственного деятеля. Конкретное лицо на портрете наделялось общими качествами, игравшими важную роль в социокультуре ХVIII века, ибо портрет определял место персоны на иерархической лестнице русского общества.

– Заметили одно из условий успеха русского портрета XVIII века? (Социальная направленность)

Слайд 14. Живописная ода

К тому времени, когда Левицкий начал свой путь портретиста, традиционный парадный портрет во многом уже исчерпал свои возможности и не отвечал новым, просветительским взглядам на человека, складывавшимся с середины ХVIII века.
Уже самые ранние работы Левицкого говорят о превосходном знании общей схемы и особенностей парадного портрета иностранного типа. Художник предпочитал использовать один из самых распространенных в отечественной практике видов портрета – поколенный. В сравнении с портретом в рост такое изображение, благодаря уменьшению формата, позволяло как бы приблизиться к модели и дать ее более глубокую характеристику.
Обязательная в таких произведениях «говорящая» обстановка непосредственно перекликалась с творческими интересами Левицкого. Художник не просто подчинялся общепринятым приемам – они выражали существо его живописных устремлений. На фоне ложащегося грузными складками занавеса, выдвинутого на первый план и заваленного бумагами стола или секретера, легче было развернуть фигуру в движении, в непринужденном повороте. Можно было погрузить композицию в гамму полутонов, снимающих интенсивность цвета и являющих фигуру в цветовоздушной среде.
Левицкий – один из немногих в русской живописи XVIII века, кто придавал самое серьезное значение фактурной разработке живописного произведения. Портретист предпочитал рядом с человеком изобразить множество окружающих вещей. Это давало возможность дать более глубокую характеристику портретируемому.
Далее подробно рассматриваются: портрет Александра Филипповича Кокоринова (1769 г., ГРМ), портрет Никифора Артемьевича Сеземова (1770 г., ГТГ), Левицкого «Портрет горнозаводчика Прокофия Акинфиевича Демидова» 1773г., (Приложение 3)

Слайд 15. Идея друга

Дружил Левицкий и с одним из интереснейших людей своего времени, Н. А. Львовым. Львов был архитектором, поэтом, музыкантом, рисовальщиком и гравером. Львов был душою литературно-художественного кружка, в который входили видные деятели культуры второй половины XVIII века.
В 1783 году Левицкий пишет большой портрет Екатерины II – законодательницы. Это не просто портрет и не просто парадное изображение императрицы, каких было очень много создано в XVIII веке. Это своеобразная живописная ода, политическая декларация (Приложение 2). (Вернуться на слайд 11)

Слайд 16. Душа эпохи

Однако Левицкого интересовал человек, его внутренний мир не только в таких вот высоких проявлениях духовной мощи и красоты. Его радовало и волновало всякое яркое, полнокровное выражение жизни, увлекала возможность показать своих героев во всем богатстве их чувств и переживаний.

– Отметьте еще одно условие успешного развития портрета XVIII века. (Искренний интерес к человеку)

Слайд 17. Искусство Просвещения

Вернуться на слайд 11.

Слайд 18. Галантный век

Состояние образования в России XVIII века было ужасно: отсутствие школ, невежественные учителя, убежденные, что без насилия и телесных наказаний учение невозможно. Души детей буквально дрожали от страха наказания. В дворянских семьях ребенок оказывался в полной власти гувернера-иностранца из бывших кучеров или лакеев. Общаясь с выдающимися французскими просветителями Дидро и Вольтером, императрица задумала создать новое учебное заведение, где будут воспитываться люди “новой породы”.
Таким заведением становится Смольный институт благородных девиц (Приложение 4).

Слайд 19. Смолянки

Портреты смолянок, заказанные Левицкому, должны были утвердить и восславить результаты «разумного воспитания», полученного девицами в институте, а главное – его «мудрую основательницу», «мать отечества», «неустанно пекущуюся о благе своих подданных».
Назначение портретов определило и парадный характер их исполнения (Приложение 3).

(Вернуться на слайд №11)

Слайд 11

Характеризуя работы основного периода жизни Левицкого, можно сказать, что художник верно и точно передает внешний облик своих моделей; полнокровно и радостно его восприятие мира, материальности окружающих предметов, все внимание Левицкого сосредоточено на раскрытии особенн