Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

От Австрийской империи к Австро-Венгрии

Разделы: Преподавание истории и обществознания, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,55 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • рассмотреть развитие Австрийской империи, ее социально-экономические и политические особенности; выявить причины распада Австро-Венгерской империи;
  • продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать выводы, определять понятия, выделять признаки понятий;
  • продолжить формирование нравственных и трудовых качеств, воспитание толерантности и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Слайд №1: От Австрийской империи к Австро-Венгрии.

Слайд №2: План урока.

  1. Австрийская империя к 30-40-м гг. XIX в.
  2. Национальное возрождение славянских народов.
  3. Революция 1848 г.
  4. Политическое устройство Австро-Венгрии.
  5. Начало промышленной революции.
  6. Накануне крушения.
  7. Распад империи.

Домашнее задание: §23, вопросы.

Слайд №3:Задание на урок.

Как вы думаете, что привело к кризису и распаду империи?

Слайд №4: Австрийская империя в сер. XIX в.

  • Население – 50 млн., многонациональное.
  • Охватывала территории: Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Словении, Хорватии, часть Румынии, Польши, Италии, Украины.
  • Сохранялись феодальные отношения.
  • Суровая цензура.
  • «Разделяй и властвуй».

К 30-40-м гг. XIX в. Австрийская империя раскинулась на пространстве от России до Балкан, 50 млн. представителей разных народов были подвластным государством. В ее состав входили территории Австрии, Венгрии, Чехии, Словакии, Хорватии, а так же часть территории современных Румынии, Польши Италии и Украины.

В этих землях укреплялось стремление к государственной самостоятельности, национальной независимости. Габсбурги пытались сохранить империю ценой незначительных уступок народам, населявшим её. Был ли возможен такой путь?

Слайд №5 Карта «Европа XIX», «Австро-Венгрия. Национальный состав».

В Австрийской империи господствовали феодальные порядки. Крестьянство оставалось бесправным, работало на барщине и платило оброк, сохранялись цеховые ограничения, внутренние таможенные пошлины, опасаясь рабочих бунтов, император запрещал строить в Вене новые мануфактуры и фабрики.
В империи существовала суровая цензура, школа находилась под контролем духовенства. Политический и духовный гнет был результатом политика канцлера Меттерниха, обладавшего огромной властью и влиянием на императора. В отношении угнетенных народов применялся принцип «разделяй и властвуй».
Но все же, промышленная революция началась в наиболее развитых провинциях – Нижней Австрии и Чехии.
Слайд №6: Национальное возрождение славянских народов.
В истории южных славян, чехов, словаков Австрии и Венгрии наступила эпоха национального возрождения.
Это выразилось в развитии национальной культуры. Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов. Постепенно национальное движение обрело политические черты – распространялись идеи общеславянской солидарности.
Развивалось движение за создание литературного языка в Словакии. На национальное движение большое влияние оказали успехи борьбы венгров против навязывания им немецкого языка. Венгерский язык стал официальным языком империи. Но венгры не считались с интересами других народов, это приводили к конфликту между ними и славянами, что мешало совместной борьбе против Габсбургов.

  • Развитие национальной культуры – языка, литературы, театра.
  • Печатались учебники родного языка, труды по истории славянских народов.
  • Идея общеславянской солидарности.

В империи назревал революционный кризис, который был вызван не только экономической, реакционной политикой Габсбургов, не только бедствиями, которые принесли «голодные сороковые», но и стремлением народов империи к национальной независимости.
Слайд №7: Революция 1848 г.
В 40-е гг. Австрийская империя вступила в глубокий политический кризис. Власть не пользовалась поддержкой ни буржуазии, ни низших слоев населения. В империи развивались национальные и освободительные движения.
13 марта в Вене вспыхнула революция, восставшие требовали принятия конституции и смены правительства.
Император пошел на уступки.

Обнародованная в мае конституция устанавливала высокий имущественный ценз для избирателей. Попытка распустить Национальную гвардию привело к новому восстанию. Оно вспыхнуло в октябре 1848 г. И было жестоко подавлено. Но опасаясь новой вспышки протеста, правительство вынудило отречься от престола императора Фердинанда. Корону вручили Францу Иосифу (1830-1916 гг.). Новый император распустил австрийский рейхстаг и ввел конституцию.
Революция охватила Чехию и Венгрию. 12 июня 1848 г. Началось восстание в Праге. Подавлено.
15 марта 1848 г. Началось восстание в Вене. Было сформировано первое венгерское правительство, проведена крестьянская реформа, политические свободы и землю получили все народы венгерского королевства, но вопрос о национальных правах не венгерских народов даже не был поставлен. Венгры отказывали в праве на национальную независимость, которой добивались сами, национальным меньшинствам, и потеряли своих союзников.
Революция в Венгрии была подавлена.

  • 13 марта революция в Вене.
  • 15 марта восстание в Венгрии.
  • 12 июня 1848 восстание в Праге
  • Октябрь – новое восстание в Вене.

Под влиянием революции Франц Иосиф даровал своим подданным конституцию, но в 1851 г. отменил ее.

Слайд №8: Политическое устройство Австро-Венгрии.

Внутриполитическое и международное положение в империи было напряженным. В этих условиях возросла необходимость укрепить государство. Для сохранения империи Франц Иосиф согласился на компромисс. В 1867г. Заключено австро-венгерское соглашение , преобразовавшее империю Габсбургов в двуединую монархию, состоявшую из двух независимых друг от друга во внутренних делах государств – Австрию и Венгрию.

  • 1867 г. империя стала двуединой монархией.
    император имел титулы императора Австрии и короля Венгрии;
  • империя стала конституционной монархией;
  • три общих министерства: военное, финансовое, иностранных дел;
  • общий флаг, армия, финансовая система;
  • не было таможенных границ;
  • каждая имела свой парламент и свое правительство (избирательное право имели только 6-7% мужчин).

Соглашение между Австрией и Венгрией взбудоражило другие народы «лоскутной империи» Чехи хотели переговоров с Францем Иосифом и надеялись на «восстановление единства земель чешской короны».
В 1868 г. Чехия тоже выдвинула требования независимости. (Триединая монархия).
Последовал ряд демократических реформ: снизили имущественный ценз, чехи провели своих депутатов в австрийский парламент, в областях со смешанным населением вводилось два языка, но в целом положение чехов оставалось прежним.

Слайд №9: Двуединая монархия

Слайд №10: Двуединая монархия

Конфликты в стране не утихали, правительственные кризисы стали обычным делом, все кабинеты министров назначались императором. Все правительства проводили политику небольших уступок, чтобы поддерживать население в «состоянии умеренного недовольства», не доводить его до опасных взрывов.

  • Конфликты в стране не утихали.
  • С 1897 по 1914 гг. – в Австрии правительство сменилось 15 раз.
  • Все правительства проводили политику небольших уступок, поддерживая население в «состоянии умеренного недовольства».
  • Социального законодательства не было.
  • Избирательное право не было всеобщим: мужчины старше 24 лет, грамотные, имущественный ценз.

Австро-Венгрия стала федерацией, но границы ее не совпадали с национальными границами

Слайд №11: Начало промышленной революции.

После соглашения о создании Австро-Венгрии в империи значительно ускорились темпы экономического развития. Начался промышленный подъем: выросли крупные центры транспортного машиностроения. Оружейные заводы отправляли свою продукцию во многие страны мира.
Центром индустриального развития стали чешские земли, они давали 60% промышленной продукции».
В Венгрии ведущей отраслью стала переработка продуктов с/х. Бурное ж/д строительство, обработка металлов, машиностроение.
К началу ХХ века быстро развивался монополистический капитализм. Металлургический концерн «Шкода», около двухсот картелей, немецким фирмам Круппа и Сименса принадлежали машиностроение, электрическая, химическая отрасли.

Медленно происходили изменения в с/х. Шел процесс расслоения крестьянства, десятки тысяч крестьян в поисках лучшей доли эмигрировали за океан.
Основная масса крестьян жила в страшной бедности. Во многих районах помещики и крестьяне принадлежали разным национальностям, и это усиливало национальную неприязнь.

  • Значительно ускорилось экономическое развитие: транспортное машиностроение, оружейные заводы, ж/д строительство, обработка металлов, мукомольная, электрическая, химическая промышленность.
  • Монополии: Шкода, Крупп, Сименс.
  • С/х отсталое.
  • Эмиграция.

Слайд №12: Накануне крушения.

Создание двуединой монархии не уничтожило старых противоречий, а добавило новых. Чем больше независимости предоставлял Франц Иосиф отдельным территориям, тем активнее было стремление отдельных народов выйти из состава империи. Национальное самосознание росло, и в начале ХХ века империя держалась в значительной степени на авторитете старого императора и на штыках армии Габсбургов.
Императорское окружение надеялось, что победоносная война (в 1882 г. Австро-Венгрия вошла в Тройственный союз) предотвратит распад империи

  • Империя переживала острый политический кризис.
  • Политика незначительных компромиссов не разрешала национальных противоречий.
  • Стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности вело к распаду империи.
  • Попытка укрепить империю в ходе победоносной войны привело к развязыванию мировой войны и крушению империи.

Слайд №13: Распад империи

После убийства в Сараево наследника австро-венгерского престола Франца Фердинанда, Австро-Венгрия объявила войну Сербии, Россия начала мобилизацию, 1 августа Германия объявила войну России.
Противоречия между ведущими европейскими державами, их борьба за сферы влияния привела к войне, которая сразу же приобрела общеевропейский характер. Завершилась война через 4 года поражением стран Тройственного союза.

  • Поводом к первой мировой войне(1914-1918гг.) стало убийство наследника австро-венгерского престола.
  • 28.07.1914 Австро-Венгрия объявила войну Сербии.
  • 3.11.1918 г. Австро-Венгрия капитулировала.
  • Австро-Венгрия распалась на несколько независимых государств

Слайд №14: Карта «Распад Австро-Венгерской империи».

«Лоскутная» Австро-Венгерская империя распалась на несколько независимых государств: Австрия, Венгрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев; часть территорий отошло Италии, Польше и Румынии.

Какие причины привели к распаду Австро-Венгрии? (экономическая отсталость, политический кризис, стремление к национальной независимости и государственной самостоятельности народов империи).

Слайд № 15: Закрепление.

С помощью интерактивной доски (или в режиме редактирования слайда) закончить предложения:

  • Форма правления в Австро-Венгрии _____________ конституционная монархия
  • Форма государственного устройства __________двуединая монархия – федерация
  • Главная социальная особенность ____________многонациональное государство
  • Эшелон капиталистического развития ______________________________второй
  • Государство пыталось решить национальный вопрос проводя политику ________ «одинаковых подачек».

Подведение итогов урока

Использованные материалы:

  1. А.Я.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина, Всеобщая история. История Нового времени, 1800-1913: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений – М.: «Просвещение», 2008г.
  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/http://www.unian.net/rus/news/news-276098.html
  3. http://www.1-day.ru/date_06_12.html
  4. http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Austrian_imperial_crown_dsc02787.jpg
  5. http://cronologia.leonardo.it/umanita/restau/cap199.htm
  6. http://vmek.uz.ua/04900/04998/html/index.htm