Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера. 11-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Цели урока:

1.Познавательные: обобщение изученного о функционально – смысловых типах речи; повторение через анализ готовых текстов следующих понятий: тип речи, стиль текста; проверка знаний обучающихся о публицистическом стиле; знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка.ти

2.Практические: совершенствование умения анализировать готовый текст через понятия тип, стиль, тема; формирование умения писать сочинение – рассуждение по прочитанному тексту.

3.Общепредметные: развитие способности объединять изученные сведения в систему; развитие операций логического мышления (анализ, обобщение); проверка умений анализировать текст публицистического стиля.

Средства обучения: карточки с текстами публицистического стиля; таблица “Типы речи”, таблица “ Стили речи”, учебники (А.И.Власенкова, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010), портрет В.М. Пескова.

Ход урока

I. Организационный момент:

– Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.

На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство со стилистическими особенностями литературных жанров.

Основная цель нашей работы на этом занятии – знакомство с содержанием и особенностями проблемного очерка; сбор материала к написанию сочинения – рассуждения по прочитанному тексту.

II. Обобщение изученного о типах речи.

– Но прежде, чем мы перейдём к новой теме, вспомним ранее изученный материал.

– Вы знаете, что одним из средств выражения авторского отношения к теме текста является использование при его создании определённого типа речи, каждый из которых имеет свои композиционные особенности.

Чаще всего в одном тексте сочетаются различные типовые фрагменты, но всё-таки один из них является доминирующим.

– Какие типы речи вы уже знаете?

(Описание, повествование, рассуждение)

– Вспомним, ребята, основные особенности всех типов речи.

– Что представляет собой описание?

(Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков, предмет описания статичен, действия в описании практически нет.)

– Какой ФСТР называется повествованием?

(Повествование – особый тип речи со значением сообщения о развивающихся событиях, действиях или состояниях.

Основное его свойство– динамичность, ведущая часть речи – глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается интонацией.)

– Что же мы называем рассуждением?

(Рассуждение – это такой тип речи со значением сообщения, в котором наиболее важной частью является указание причин или следствий того или иного явления. Необходимым компонентом рассуждений являются аргументы (доказательства).)

– На рассуждение хочу обратить особое внимание. Во-первых, большинство предложенных в контрольно– измерительных материалах для анализа текстов является рассуждениями.

Во-вторых, мониторинг показал, что выпускники затрудняются в определении именно этого типа речи, так как не всегда ярко выражены в текстах отличительные признаки рассуждения.

– Кстати, каковы отличительные особенности рассуждения как типа речи? (Тезис, доказательство, вывод).

III. Анализ текста.

– Вам предложен текст № 1.Прочитайте его.

Умение общаться становится искусством общения тогда, когда мы так ясно осознаём происходящее между нами и другими в процессе коммуникации, что это не влечёт за собой искусственности и затруднений во взаимопонимании. Лишь тогда мы можем по горячим следам воспользоваться тем, что мы осознали для улучшения контакта. Говорят, что этому можно научиться. Я думаю, что каждый может проявить максимум старания, чтобы с достаточной степенью точности понимать, что хотят сообщить другие.

(Журнал “Наука и жизнь”)

1) научно-популярный стиль, повествование;

2) публицистический стиль, рассуждение;

3) публицистический стиль, повествование;

4) научный стиль, описание.

– Опираясь на таблицу, попробуйте определить, к какому типу речи принадлежит этот текст.

(Рассуждение)

– Докажите свою мысль.

(Мы определили по таким признакам: здесь есть ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД.)

– Но не всегда рассуждение можно определить по этим признакам. В том-то и затруднение, что в ряде текстов-рассуждений не всегда ярко выражен тезис или доказательство. Но именно в таких текстах авторы объясняют какие-либо явления.

В-третьих, следует помнить, что существует три типа рассуждений: рассуждение-объяснение (толкование понятия, сути явления), рассуждение– размышление (раздумья над различными жизненными ситуациями), рассуждение-доказательство (почему так, а не иначе? что из этого следует?).

– А к какому виду рассуждения принадлежит данный текст?

(Рассуждение-размышление).

– Правильно.

– А какой стиль текста?

(Публицистический)

– Давайте выясним, а по каким признакам вы определили, что данный текст принадлежит к публицистическому стилю.

– Скажите мне, чем характеризуется каждый функциональный стиль?

– Сфера применения публицистического стиля?

– Каковы функции публицистического стиля?

– Основные стилевые особенности?

– Основные языковые средства?

– Назовите основные жанры публицистики.

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Сфера применения (где?) – общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, телевидение, радио, митинги.
Функции (зачем?) Воздействие и убеждение с целью формирования

какой-либо позиции; побуждение к действию; сообщение с целью привлечения внимания к важному вопросу.

Основные стилевые особенности Документальная точность (говорится о реальных, а не вымышленных лицах, событиях);
  • логичность;
  • открытая оценочность и эмоциональность;
  • призывность;
  • сочетание экспрессивности и стандарта.
Основные языковые средства
  • сочетание книжной, в том числе сниженной, лексики;
  • экспрессивные синтаксические конструкции (восклицательные и вопросительные предложения, парцелляции(деление высказывания на части, соответственно их смысловой значимости), риторические вопросы);
  • изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, аллегории и т.п.).
Жанры

Статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь, выступление на собрании

IV. Знакомство с понятием “проблемный очерк”.

– Вы перечислили основные жанры публицистики. А сегодня на уроке мы будем говорить об очерке, так как этот жанр является одним из распространенных в публицистике.

– А с какой целью мы останавливаемся подробно именно на этом жанре публицистики?

– Возможно, кто-то из вас станет работать журналистом, да и вообще, человеку с активной жизненной позицией необходимо умение высказывать мысли как в устной, так и в письменной форме. Именно этому мы с вами будем учиться сегодня на уроке.

– Послушайте сообщение и на основании материала учебника (стр. 248) дайте определение очерка как жанра. (Читают определение.)

– Различают очер