Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа

Разделы: Русский язык, Организация школьной библиотеки, Экология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (8 МБ)


Цели урока:

1. Образовательные:

– уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа.
– уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;
– показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека

2. Воспитательные:

– воспитывать у учащихся нравственные качества, которые помогают ярче и образнее увидеть и почувствовать единство человека и природы, бережно относиться к природе, попытаться присоединиться к её божественной гармонии.

3. Развивающие:

– развивать навыки работы с публицистическим текстом;
– развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение;
– совершенствовать культуру речи;
– продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения:

– частично – поисковый;
– проблемный;
– эвристический.

Структура урока:

– актуализация знаний;
– работа с терминологическим словарём;
– создание текста публицистического стиля на заданную экологическую проблему;
– закрепление знаний по темам.

Оборудование: SMART – BOARD, презентация 1“Сочинение на экологическую тему в жанре репортажа”, NOTEBOOK у учащихся

Ход урока

Учитель русского языка Костина Н.М.:Такая тема выбрана потому, что вследствие своей мощной преобразовательной деятельности человечество находится не в ладу с легко уязвимой матерью-природой. Люди не желают довольствоваться малым, ограничивать себя в чём-то. Ослеплённые техническими возможностями, они истощают и разрушают окружающую среду, природу планеты, беспощадно, хищнически истребляя заметно скудеющие природные ресурсы, созданные и накопленные Землёю за сотни миллионов лет, не заботясь о том, что останется потомкам, живя по принципу “После нас – хоть потоп”.

Учитель биологии Саченко О.А.Важная задача ныне живущих поколений – переосмыслить свой жизненный путь, не нарушать, а бережно сохранять хрупкое равновесие человечества с растительным и животным миром, чтобы оставить грядущим поколениям окружающую среду в состоянии, пригодным для жизни, а рождающееся потомство – физически и духовно здоровым, целеустремлённым и дееспособным.

Цели урока:

1. Развития речи: – уметь создавать текст публицистического стиля в жанре репортажа.

– уметь использовать в репортаже средства публицистического воздействия на читателя;

2. Экологии: – показать последствия нарушений экологического равновесия в природе в результате деятельности человека

– научиться бережно относиться к природе

(На экране SMART – BOARD .Цели урока. Слайд 2)

(На экране SMART – BOARD .Задачи урока. Слайд 3)

Учитель русского языка Костина Н.М.: Для того, чтобы выполнить задачу нашего урока, мы должны вспомнить такие понятия, как репортаж, интервью, экология и некоторые экологические понятия.

Задание 1: составить из слов определение экология (На экране SMART – BOARD . Слайд 4) составить из слов определение экологии.

Экология – это наука о взаимоотношениях организмов и условий среды.

Учитель биологии Саченко О.А.:

1.Что такое среда обитания?

– Среда обитания – это совокупность условий жизни, действующих на живые организмы.

2.Дать определение экологическим факторам или факторам среды обитания.

– Экологические факторы – это условия окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность организмов.

3.Что такое абиотические факторы?

– Абиотические факторы – это факторы неживой природы (свет, температура, влажность воздуха, ветер, давление, почва, рельеф и т.д.)

4.Что такое биотические факторы?

– Биотические факторы – это живые организмы и их взаимоотношения друг с другом.

5.Что такое антропогенный фактор?

– Антропогенный фактор – это влияние человека на окружающую среду.

6.Кто является основным разрушителем в природе?

– Основным разрушителем в природе является Человек.

7.Почему нельзя разрушать муравейники?

– Потому что муравьи-санитары леса.

8.Можно ли собирать грибы в черте города?

– Нет! Грибы накапливают в плодовых телах тяжёлые металлы ( свинец).

9.Правильно ли мы делаем, когда сжигаем листья деревьев в городе?

– Неправильно! Листья накапливают продукты выхлопов автомобилей, которые при сжигании выделяются в воздух.

10. Почему нельзя повреждать кору деревьев?

– Потому что через поврежденную кору попадают споры паразитических грибов, что приводит к гибели деревьев.

Учитель русского языка Костина Н.М.:

Задание 2: составить из слов определение репортаж. (На экране SMART – BOARD . Слайд 5)

Репортаж – это газетный жанр, сочетающий достоверность изображения и эмоциональную яркость.

Задание 3: составить из слов определение интервью. (На экране SMART – BOARD . Слайд 6)

Интервью – это беседа в форме вопросов и ответов для печати в средствах массовой информации.

Библиотекарь Чекалина Л.В.: Сейчас нашим репортёрам представится возможность взять интервью у потерпевших в экологической катастрофе.

(На экране SMART – BOARD . Слайд 7)

Приложение 1.Сообщение-справка ученицы о воде (папка “Экология-звук”, 1.Водоем).

Учитель биологии Саченко О.А.:

(На экране SMART – BOARD . Слайд 8)Произошло загрязнение водоёма. В него вылили отработанное топливо.

Репортёр (берёт интервью у жителей водоёма): Ваше самочувствие?

Рыбы. Образовалась нефтяная (топливная) плёнка на поверхности водоёма – задыхаемся, гибнем.

Водоросли. Нарушается фотосинтез, питание, размножение.

Птицы. Перья покрываются плёнкой, склеиваются – невозможно летать – гибнем.

Репортёр: Как Вам помочь?

Рыбы. Запретить спускать в водоёмы загрязнённую воду.

Водоросли. Посадить растения – естественные очистители: камыш, осока, рогоз, хлорелла.

Птицы. Заселить водоемы животными – фильтраторами (беззубка, перловица)

(На экране SMART – BOARD . Слайд 9).

Приложение 2.Сообщение-справка ученицы о лесе (папка “Экология-звук”, 2.Лес).

Учитель биологии Саченко О.А.:

(На экране SMART – BOARD . Слайд 10). В лесу произошёл пожар по вине человека. Брошен непотушенный окурок. Загорелась подстилка, сгорел верхний слой земли – почва, сгорели травы, загорелись кустарники, деревья. Дым окутал всё кругом. Бегут животные – мышь, лисица, белка, улетают птицы. Спасайтесь! Пожар!

Репортёр (берёт интервью у жителей леса): Куда вы несётесь?

Лисица, мышь, еж. Мы были в своих норках, как вдруг стал валить густой дым. Мы стали задыхаться. Выскочили – огонь. Наши шкурки опалил огонь, наши лапки обожжены, так как земля горячая.

Белка. Я была в дупле дерева. Дым стал проникать в него, я начала задыхаться. Пришлось бежать по веткам, пока пожар внизу леса.

Птицы. Пожар охватил ветки деревьев, кустарников. Наши гнёзда сгорели. Малыши – птенцы погибли, наши крылья опалены. Где мы будем строить наши гнёзда? Ведь деревья погибли, травы тоже. Чем мы будем питаться? Насекомые сгорели.

Репортёр: Как Вам помочь?

Лисица, мышь, еж. Человек должен тушить окурки, уметь правильно разжигать костёр в лесу и, уходя, его тушить.

(На экране SMART – BOARD . Слайд 11)

Приложение 3.Сообщение-справка ученицы о почве (папка “Экология-звук”, 3.Почва).

Учитель биологии Саченко О.А.:

(На экране SMART – BOARD . Слайд 12)Растаял весной снег, который зимой обрабатывали специальными реагентами. Вдоль дорог оседает много пыли, содержащей окислы тяжёлых металлов – ртути, свинца, железа, меди. Всё это попадает в почву, смываясь дождём.

Репортёр: Как ваше самочувствие после зимы?

Крот. Моя шкурка испортилась! Моя норка забита мусором, разрушена, запасы еды стали несъедобны.

Дождевой червь. Состав почвы меняется, листья, опавшие с деревьев, стали несъедобные, в них содержится много ядовитых веществ.

Растения. Состав почвы изменился, минеральных веществ поступает в наши корни мало, корням дышится плохо, потому что нарушена вентиляция почвы, ведь дождевых червей и кротов стало мало.

Репортёр: Как вам помочь?

Дождевой червь. Использовать для обработки дорог не химические реагенты, а песок.

Мышь. Высаживать деревья, травы.

Крот. Строить вдоль дорог защитные экраны.

(На экране SMART – BOARD . Слайд 13)

Приложение 4.Сообщение-справка ученицы об атмосфере (папка “Экология-звук”, 4.Атмосфера).

Учитель биологии Саченко О.А.:

(На экране SMART – BOARD . Слайд 14)

Автомобильные выхлопы сильно загрязняют воздух. В выхлопах содержится угарный газ, оксиды серы и азота, углеводороды, соединения свинца, мышьяка. Оседая на частичках пыли, все эти вещества поднимаются в воздух и образуют плёнку – смог, который плохо пропускает солнечные лучи.

Репортёр берёт интервью у жителей города: Как вам дышится?

Растения. У нас нарушается процесс фотосинтеза, мы выделяем меньше кислорода в атмосферу, образуем меньше глюкозы. Это приводит к нарушению развития цветов, почек, семян. Мы медленно погибаем.

Птицы. Мы не можем строить гнёзда на деревьях, растущих вдоль автодорог. Здесь очень шумно. Наши птенцы погибают.

Репортёр: Как Вам помочь?

Девочка. В автомобилях должно быть обязательно специальное устройство для очищения выхлопных газов.

Мальчик. Использование определённых сортов топлива, в которых меньше свинца.

Растения. Высаживать деревья, кустарники для очищения воздуха.

Птицы. Ставить защитные экраны вдоль дорог.

Учитель биологии Саченко О.А.:

Задание3: (поуровневое на доске и у каждого ученика на парте, после выполнения проверить в классе)

1 уровень на “3” – 1,2,3 задание

2 уровень на “4” – 1,2,3,4 задание

3 уровень на “5” – 1,2,3,4,5 задание

Тесты. Приложение 5. (На экране SMART – BOARD. Слайд 15)

Учитель русского языка Костина Н.М.:

Задание5 (работа в группах с использованием NOTEBOOK). Написать репортаж с места происшествия, используя пословицы и поговорки (На экране SMART – BOARD . Слайд 16) и предоставить материал в редакцию школьной газеты “Отражение”.

Учитель русского языка Костина Н.М.: А теперь подведём итоги нашего урока. Давайте все вмести очистим нашу ПЛАНЕТУ!

(На экране SMART – BOARD. Слайд 17) (папка “Экология-звук”, 5.Полет в небесах).

3 ученика работают у “SMART-BOARD”