Задачи на движение. 4-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • обобщить знания зависимости между величинами: скорость, время, расстояние.
  • совершенствовать умения решать задачи на все виды движения.
  • развивать мыслительные операции (анализа, синтеза, обобщения, классификации).
  • формировать способность к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма, рефлексивного мышления.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал (карточки с задачами на движение).

План урока:

I. Организационная часть

Громко прозвенел звонок
Начинается урок,
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!

СЛАЙД 1. Урок математики.

II. Актуализация знаний

а) Устный счет. Работа у доски (карточки). Работа в тетрадях.
– Запишите: 3 февраля. Классная работа.
Что скажите?
Минутка чистописания: 3  33  333
– Установите закономерность и продолжите ряд чисел до конца строки. (Тройка третий из значков, состоит из двух крючков.)
– Запишите правильно и красиво следующий ряд чисел:

3,    6,    9,  12,  15,  18,  21,  24,  27,  30
9,  18,  27,  36,  45,  54,  63,  72,  81,  90

– Что скажите? Что интересного заметили?
– Продолжите закономерность, запишите следующие три числа.
– Увеличьте в три раза каждое число и запишите результат.
– Проверка.
– Какое число может быть лишним? (9, 90)
– Что написано на доске? (Выражения)

600 : 30           20                               4800: 4            1200
5700 : 1900     3                                 3500 : 70         50
5100 : 1700     3                                 900 : 300         3

– Чем они интересны?
– Прочитайте 1 выражение по-разному.
– Выпишите выражение со значением три.
– Назовите результаты остальных выражений. (20, 1200, 50)
– Составьте и запишите 1 свое выражение с результатом 3.
– Прочитайте выражение. (Проверка)
– Скажите, а где в жизни встречается число 3? (Треугольник, трио, тройник, «вчера, сегодня, завтра», «прошлое, настоящее, будущее», тройка в сказках, мифах, легендах: три богатыря, трехголовый змей, тройка лошадей, три девицы, тридевятое царство, три дороги на распутье)

СЛАЙД 2.

– А что объединяет эти слова: Австрия, сестрица, стриж, устрица, осетрина? (Число три).
– Число три встречается не только в словах, но и в пословицах и поговорках.

СЛАЙД 3. Крылатые слова:

  • «Не узнавай друга в три дня, а узнавай в три года»
  • «Слезы в три ручья»
  • «Заблудиться в трех соснах»
  • «Не суметь разобраться в чем-то простом»

СЛАЙД 4.

III. Знакомство с темой урока

– Отгадайте ребус, попробуйте сформулировать тему урока (Скорость)
– А где встречается эта величина? (Скорость – это величина, которая встречается при движении).

СЛАЙД 5. Тема урока: «Решение задач на одновременное движение всех видов»

– Как характеризуется скорость. Выберите правильное утверждение:

СЛАЙД 6.

А) Скорость – это расстояние между двумя точками.
Б)  Скорость – это расстояние, пройденное телом за единицу времени.
В) Скорость – это быстрая езда.
– Верно, скорость характеризуется не временем отдельно и расстоянием, а  расстоянием, пройденным в единицу времени. Значит, в задачах на движение рассматриваются три взаимодействующие величины. Какие?

СЛАЙД 7.

S – расстояние
t – время
V – скорость

СЛАЙД 8. Вспомним формулы.

– Как найти V?
– Как найти t?
– Как найти S?

СЛАЙД 9. Объясни смысл высказываний:

А) Самолет летит со скоростью 800 км/

– Используя данные таблицы, составьте простые задачи на движение. Формулы на доске.

1 ряд                                                  2 ряд                                                  3 ряд

V = S : t                                              t = S : V                                             S = V • t

IV. Решение задач на одновременное движение разного вида

– А теперь давайте решать задачи на одновременное движение разного вида.
– Вспомните, какие могут возникнуть ситуации в задачах на одновременное движение?
Ситуация 1. Два объекта начинают движение одновременно навстречу друг другу.
Ситуация 2. Два объекта начинают движение в противоположных направлниях.
Ситуация 3. Два объекта начинают одновременно движение в одном направлении.

СЛАЙД 12. Давайте вспомним как называется расстояние, на которое сближаются движущие объекты за единицу времени? Скорость сближения – Vсбл..

СЛАЙД 13. Как называется расстояние, на которое удаляются движущиеся объекты за единицу времени?

Скорость удаления – Vуд.

СЛАЙД 14.

– Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при встречном движении и при движении вдогонку?
– Расстояние уменьшается.

СЛАЙД 15.

– Что происходит с расстоянием между движущимися объектами при движении в противоположных направлениях и при движении с отставанием?
Расстояние увеличивается.

СЛАЙД 16. В каких случаях произойдет встреча?

СЛАЙД 17. Схемы и формулы:

Вывод: При движении в разных направлениях скорость сближения и скорость удаления находится суммой скоростей движущихся объектов.
При движении в одном направлении (вдогонку с отставанием) Vсбл. И Vуд. Находится разностью скоростей движущихся объектов.

V. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,
Встанем глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед. 
Влево, вправо поворот
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили
Всем улыбки подарили.
Тихо сели, к работе – приступили.

СЛАЙД 18. Решаем задачи:

Итак, переходим к решению задач.

Важно: 

1. Внимательно прочитать задачу.
2. Выяснить направление движения объектов.

СЛАЙД 19. Карточка 1.

Прочитайте внимательно 1 задачу.
В каком направлении двигаются Колобок и Лиса?
Вид задачи? (Задача на встречное направление)
Объекты сближаются или удаляются друг от друга? (Сближаются)
Значит надо найти Vсбл..
– Комментируем: чтобы найти скорость сближения, надо найти сумму скоростей, находим. Итак, знаем Vсбл., t, первоначальную S. Можем ответить на 1 вопрос?
– А теперь мы можем узнать через сколько минут они встретятся?

СЛАЙД 20. Проверяем решение задачи 1.

СЛАЙД 21. Жужжащее чтение задачи 2.

– В каком направлении двигаются зайчишки, значит, необходимо найти Vуд..
– Прежде чем начать решать задачу, что нужно сделать? Прочитайте еще раз вопрос, обратите внимание на скорости. (Преобразовать величину.)
– Как найти S? (Vуд. • t)

СЛАЙД 22. Проверяем решение второй задачи.

СЛАЙД 23. Задача 3.

Чтение задачи вслух.

– Как двигаются объекты в данной задаче? (В одном направлении с отставанием)
– Сколько вопросов?
– Прочитайте 1 вопрос.
– Как вы думаете сможет ли Шапокляк догнать автобус? Почему? (Расстояние между объектами увеличивается, поэтому встреча не произойдет.)
– Что происходит с расстоянием между объектами?
– Объекты сближаются или удаляются? Значит находим Vуд..
– Решите задачу выражением. Проверяем.

СЛАЙД 24. Проверка задачи у доски.

– Как двигаются объекты? (в одном направлении, вдогонку)

VI. СЛАЙД 25. «Блиц-турнир»

1 вариант

2 вариант

– Найдите карточки с «Блиц-турниром» (5 минут на решение задач)

Проверка:       1 вариант                             2 вариант

8 • 5                                       120 : 2
420 : 6                                    80 • 8
15 • 2 + 14 • 3                       (9 + 7) • 2
100 : (80 – 60)                       65 + (110 + 80) • 3

СЛАЙД 26. Проверяем (Зашифровано число «5» – оценка за урок)

58                    40                    640
2                      70                    6
400      5                      82
8                      90                    635
225      80                    32

VII. СЛАЙД 27. Итоги урока

Домашнее задание:

– стр. 118 6, 10 (стр. 119);
– дополнительно:

8 • (36 – х : 4) = 240
540 : (y + 12) – 9 = 18