Власть и народ в сатире М.Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель:  показать враждебность государственной власти  народу и  роль народа в  общественном устройстве государства; доказать актуальность сатиры М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведения;
  • развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;
  • совершенствовать умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;
  • развивать интеллектуальные способности, исследовательские умения;
  • воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма.

Оборудование: текст произведения,   экран, компьютер, презентация к  уроку, карточки с текстами стихов, газетные статьи С.Благодарова, В.Костикова.

Эпиграф: Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей… (М.Е.Салтыков-Щедрин)

Мы разучились сеять и пахать.
Мы научились охать и вздыхать.

(М.Дудин)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

–  На предыдущем уроке мы разобрались в идейно-художественном своеобразии «Истории одного города». Последний урок, посвященный этому произведению, проведем в форме семинара. Распределитесь на группы, приготовьтесь к активной мыслительной деятельности.

– Проверьте себя: хорошо ли вы знаете текст и особенности этого произведения.

2. Контроль исходного уровня знаний с последующей взаимопроверкой

Задание на экране.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ!

а) определение термина
б) определение жанра
в) определение художественных приемов выразительности произведения
г) определение героев по репликам или описанию.

                                              ВОПРОС           ОТВЕТ
1. Культурно-исторические, временные, бытовые неточности, привнесенные автором в «Историю одного города»  
2. Вид комического, гневное осуждение и осмеяние пороков общества и личности  
3. Какими художественными приемами воспользовался М.Е. Салтыков-Щедрин в следующих примерах:

а) Хлеба уродилось столько, что, кроме продажи, осталось даже на собственное употребление
б) Голова разевала рот и поводила глазами; мало того: она громко и совершенно отчетливо произнесла: «Разорю!»
в)…неумытными устами воспеть хвалу славных оных Неронов, кои ( ) твердостью и начальственным дерзновением преславный наш град Глупов преестественно украсили
г) Слово «чтоб» везде пишется «штоб» и даже «штоп», слово «когда» пишется «кахда» и проч. Но это-то и делает рукопись драгоценною, ибо доказывает, что она вышла ( ) непосредственно из-под пера глубокомысленного администратора

 
 
 
 
4. Бред Угрюм-Бурчеева  
5. Кому принадлежат эти реплики:

а) – Руки у меня связаны! А то бы я показал вам, где раки зимуют!
б) – Не потерплю!
в) – Уйму! Я её уйму!
г) – Мы не то что прочие, которые телом обросли! Нас, брат, и уколупнуть негде!

 
6. Жанр «Истории одного города»  

Ответы: 1 – анахронизмы, 2 – сатира, 3а – ирония, 3б – гротеск, 3в – сарказм, 3г – ирония, 4 – г.Непреклонск, 5а – Бородавкин, 5б – Органчик, 5в – Угрюм-Бурчеев, 5г – глуповцы, 6 – антиутопия

Учащиеся обменялись работами. Правильные ответы выводятся на экран. Обсуждение ответов, выявление результатов:10-12 ответов – 5; 8-9 ответов верных – 4; 6-7 – 3.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА.

– Какова  основная проблема, поставленная Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»? 

3. Объявление темы урока

Начало демонстрации  презентации к  уроку. Слайды 1, 2, 3

Работа с эпиграфом:

 – Предположите, что будет в центре нашего внимания? Кто эти «мы» в двустишии М.Дудина? Слайд 4

а) Постановка проблемы: Каковы взаимоотношения народа и власти?

– Кто представляет власть в «Истории»? Слайды 5, 6, 7, 8, 9

Ученики работают в группах по 4 человека. Каждая группа получила домашнее задание.

б) Рассказы учеников о градоначальниках: безмозглых, деспотах, либеральных  по плану.
в) Комментарий ученицы  к нарисованным иллюстрациям. На рисунках Прыщ, Органчик.
г) Комментарий ученика к «Оправдательным документам».

– Какова же эта власть?

Ученики формулируют свои оценки и делают вывод.

– Продолжите предложение: Градоначальники – это…

Вывод: Градоначальники – функция карающая, пресекающая и взыскивающая

Слайд 10, 11

– На чем держится деспотический режим ?

– Кто позволяет градоначальникам издавать такие  законы и терпеливо сносит все, что взбредет им в голову? Слайды 12, 13

4. Рассказы  учеников об отношении глуповцев к градоначальникам в ситуациях:

– когда они ждут нового правителя;
– когда они впервые встречаются с ним;
– когда они в смятении.

– Какие чувства вызывают у вас глуповцы? Охарактеризуйте  «народонаселение»  г.Глупова.
– Продолжите предложение: Народ в «Истории одного города»… Слайды 14, 15, 16

Обсуждение ответов в группах, представление своих  оценок.

Вывод: Деспотический режим устанавливается там, где народные массы пассивны, неразвиты, покорны.

Слайд 17

–  Нуждаемся ли мы сейчас в таком предупреждении?
– Актуально ли произведение С-Щ.?

5. Постановка проблемы

– Возможна ли такая ситуация сейчас?

Большинство отвечает, что такая ситуация  в наше время невозможна.

– Обратимся к произведениям, созданным разными людьми: писателями, поэтами, журналистами – в 20 веке.  

Слайд 18

Учащимся раздаются тексты.

В.Воинов.

МЫ

Прозаические стихи или стихотворная проза

Мы – сыны равнины дикой,
Мы – враги кривых путей,
Мы идём  к мечте великой
Под весёлый свист … полевого ветра.
Наше право за границей
Широко блюдут послы,
Указуя нам десницей
Путь, куда идут … осторожные люди.
Наши боги очень строги,
Но режим у нас не строг,
По бокам прямой дороги –
Что ни сажень, то … отдыхай, сколько влезет.
Берегут нас чрезвычайно,
Не житье, а чистый клад!
Зазеваешься случайно –
В ухо просится … приглашение быть осмотрительнее.
Даровых «постановлений»
Намело вокруг сугроб;
Вместо «мирных обновлений»
Нам всучили прочный … государственный порядок.
Вам видны теперь причины,
Почему мы по ночам
Просим «мирныя кончины»
Нашим добрым … покровителям из участка.

а) Чтение стихотворения В.Воинова «МЫ» с угадыванием рифмы. Обсуждение содержания.

б) Слово учителя о книге В.Пьецуха «История г.Глупова в новые и новейшие времена».

в) Чтение фрагментов статьи С.Благодарова   «Дайте мне спокойно поворовать!» ( о мэре г.Иваново и его бесчинствах) Слайд 19

– Это конец 20 века!

Вывод: Ситуация может повториться!

Слайд 20

– Почему «История одного города» бессмертна?

г) Поиск причин повторения ситуации с опорой на статьи В.Костикова: «Народ особого назначения» – краткая аналитическая  экскурсия по истории 20 века;  «Как России выйти из мглы?» – определение отрицательных качеств россиян. («Аиф», 2005 – 2006 гг.)

Слайды 21, 22, 23

– Найдите общие черты, сближающие   глуповцев и  нас, жителей России 21 века. 

– Общие черты: терпение, невмешательство, мечтательность.

– Что делать, чтобы не нашлось повода написать ещё одну «Историю  одного города»?

д) «Мозговой штурм». Предложения учеников, начинающиеся со слов «нельзя» и «надо», записываются на компьютер и выводятся на экран. Слайд 24

Нельзя быть пассивным!
Нельзя быть покорным!
Нельзя быть невежественным!
Надо знать свои права
Надо уметь отстаивать свои права
Надо верить в себя
Надо уважать себя.

ОЦЕНКИ ученикам, отвечавшим полно и логично на протяжении урока.

6. Заключительное слово учителя о гениальности произведения и прозорливости сатирика. Слайд 26

Слайд 25. Домашнее задание: написать отзыв «После урока», перечитать роман «Господа Головлёвы».

1 уровень: История создания романа.
2 уровень: Жанровая характеристика романа
3 уровень: Композиция романа и её идейное значение.

Приложение