Вечер памяти "Два поэта, две личности, две судьбы"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством двух великих поэтов ХХ века - Гумилевым и Ахматовой;
  • дать возможность учащимся ощутить трагичность времени, в котором жили Н. Гумилев и А. Ахматова, прикоснуться к их нелегким судьбам, понять особенности их внутреннего и поэтического мира;
  • развивать навыки и умения декламации поэтического текста, воспитывать внимательное и критическое отношение к эпохе, к творчеству поэта, любовь к русской литературе.

Возраст: учащиеся старших классов.

Оборудование: портреты Ахматовой и Гумилева, сборники их стихотворений, презентация, музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Верди.

Ведущий 1. СОЛНЦЕ пекло немилосердно. Особенно тяжело приходилось дамам: их сложные пляжные наряды (под шелковыми платьями непременно имелись две юбки, одна из которых была жестко накрахмалена, тугой лиф и, само собой разумеется, корсет) вовсе не располагали к беспечному отдыху. Разговор между отдыхающими вяло перетекал с погоды на обсуждение общих знакомых, мужчины сонно ухаживали за женщинами, а женщины так же вяло флиртовали с кавалерами. И вдруг головы курортников как по команде повернулись в одну сторону. На пляже появилась босоногая лохматая девчонка в платье, надетом на голое тело. Тогда никто из отдыхающих не предполагал, что эта бесстыдная особа станет известна всей России под именем Анна Ахматова. (Слайд 2)

Ведущий 2. В то время пылкий юноша вовсю старался подражать своему кумиру Оскару Уайльду. Носил цилиндр, завивал волосы и даже слегка подкрашивал губы. Однако для того чтобы завершить образ трагического, загадочного, слегка надломленного персонажа, Гумилеву не хватало одной детали. Все подобные герои непременно были поглощены роковой страстью, терзались от безответной или запретной любви — в общем, были крайне несчастливы в личной жизни. На роль прекрасной, но жестокой возлюбленной Аня Горенко подходила идеально. Ее необычная внешность притягивала поклонников, к тому же скоро выяснилось, что Анна вовсе не питает к Николаю ответных чувств. (Слайд 3)

Валерия Срезневская (ближайшая подруга). АННА и НИКОЛАЙ познакомились в Рождественский сочельник. Она шла со мной по Гостиному двору с елочными игрушками в руках. 14-летняя Аня “была стройной девушкой, с красивыми белыми руками и ногами и густыми черными волосами, прямыми как водоросли, и с большими светлыми глазами, странно выделявшимися на фоне черных волос”. Увидев ее точеный профиль, некрасивый 17-летний юноша понял, что отныне и навсегда эта девочка станет его музой, его Прекрасной Дамой, ради которой он будет жить, писать стихи и совершать подвиги. Николая поразила не столько необычная внешность и романтическое обаяние Анны, сколько холодность и недоступность девушки.

Ахматова.

О первой встрече я написала :
В ремешках пенал и книги были,
Возвращалась я домой из школы.
Эти липы, видно, не забыли
Нашей встречи, мальчик мой веселый. (Слайд 4)

Валерия Срезневская. Холодноватый прием ничуть не уменьшил пыл влюбленного поэта — вот она, та самая роковая и безответная любовь, которая принесет ему желанное страдание! И Николай с азартом ринулся завоевывать сердце своей Прекрасной Дамы. Однако Анна была влюблена в другого. Владимир Голенищев-Кутузов — репетитор из Петербурга — был главным персонажем ее девичьих грез. Из уст в уста передавалась в литературных кругах Петербурга история безответной любви юного поэта к Анечке Горенко.

Гумилев. В 1906 году я уезжаю в Париж. (Слайд 5) Там надеюсь забыть свою роковую любовь и вернуться в образе разочарованного трагического персонажа. Но “Разлука убивает слабое чувство и разжигает сильную страсть…”. Я прилежно посещал лекции в Сорбонне, интересовался театром, живописью, литературой, выпускал журнал “Сириус”, в трех вышедших номерах которого печатаюсь под собственной фамилией и под псевдонимом Анатолий Грант. Во втором номере журнала опубликовал одно из ранних стихотворений Ани. Это было ее первой публикацией:

На руке его много блестящих колец -
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего.
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
“Сохрани этот дар, будь мечтою горда!”
Я кольца не отдам никому никогда.

Но Анечка с точёным профилем не забывалась.

Ведущий 1. Аня Горенко внезапно понимает, что ей не хватает слепого обожания молодого поэта (родители Ахматовой узнали о влюбленности дочки в петербургского репетитора и разлучили Аню и Володю). Ухаживания Николая настолько сильно льстили самолюбию Ахматовой, что она даже собиралась выйти за него замуж, несмотря на то, что до сих пор была влюблена в питерского репетитора. К тому же вечные разговоры Гумилева о роковой любви не прошли даром — теперь Ахматова и сама не прочь сыграть роль трагической фигуры. Вскоре она отправляет Гумилеву письмо с жалобами на свою ненужность и заброшенность.

Гумилев. Получил письмо от Ани. Полный надежд возвращаюсь из Парижа, навещаю ее в Евпатории и делаю очередное предложение руки и сердца. Но дело испортили… дельфины. Прогуливаясь со мной по пляжу и слушая объяснения в любви, Аня наткнулась на двух выброшенных на берег мертвых дельфинов. Неизвестно почему это зрелище так сильно повлияло на нее, и я получил очередной отказ. (Слайд 6)

Ведущий 2. Трижды Николай Гумилёв приезжал в Киев, предлагал ей руку и тоскующее сердце, а она, хоть и подавала надежды на взаимность, в решающий момент всегда отказывалась. Между ними стоял В.Г.-К. Этому человеку в белых перчатках она посвятила строки:

Хочешь знать, как все это было?
Три в столовой пробило, и,
Прощаясь, держась за перила,
Она словно с трудом говорила:
“Это все… Ах, нет, я забыла,
Я люблю вас, я вас любила…”

За что она его любила? На этот вопрос она не ответила б никогда. Это была просто необъяснимая первая любовь. Когда Гумилев получил ее письмо, он буквально прилетел из-за границы. На лице была улыбка не победителя, а Одиссея.

Ведущий 1. Купальный сезон закончился, городок Трувиль погрузился в спячку, и тут произошло событие, которое взбудоражило все немногочисленное местное население: полицейский арестовал некоего загадочного иностранца. Это был высокий узкоплечий блондин, без вещей. Он довольно прилично говорил по-французски, но объяснить, что делает на берегу холодного моря в столь поздний час, был не в состоянии. Как бродяга он был препровожден в полицию, что весьма приятно сказалось впоследствии на русской литературе. Этим загадочным иностранцем был не кто иной, как поэт Николай Гумилёв. Он прибыл из Парижа в нормандский городок Трувиль с одной-единственной целью: утопиться. Грязная Сена ему, видите ли, для этого не подходила: романтик, он с детства грезил морем. И если уж умирать, то в его благородных водах…. Свою неудачу Гумилев расценил как знак судьбы и решил попытать счастья в любви еще раз. Николай пишет Ахматовой письмо, где вновь делает ей предложение. И вновь получает отказ.

Ведущий 2. Тогда Гумилев снова пытается покончить с собой. Эта попытка была еще более театральной, чем предыдущая. Гумилев принял яд и отправился дожидаться смерти в Булонский лес, где его и подобрали в бессознательном состоянии бдительные лесничие.

Гумилев. Я совершил две демонстративно-неудачных попытки самоубийства, о чем сообщал в письмах к Анне, в прозе и в стихах: (Слайд 7)

Был влюблен, жег руки, чтоб волненье
Усмирить, слагал стихи тогда,
Ведал солнце ночи - вдохновенье,
Дни окостенелого труда.

Ведущий 1.Осенью 1909 года жизнь Гумилёва опять могла закончиться трагически. На сей раз планировалась дуэль. Подробности поединка утрачены, но доподлинно известно, что местом поединка была выбрана Черная речка. Та самая, где Пушкина настигла смертоносная пуля Дантеса. (Слайд 8) Сейчас дело до пули не дошло. Больше дуэлей в жизни Гумилёва не было, самоубийств — тоже, ибо ровно через неделю та, из-за которой он трижды пытался уйти из жизни, дала согласие стать его женой. Произошло это в Киеве.

Валерия Срезневская. “Анне он не нравился, — утверждает Срезневская, — но уже тогда Коля не любил отступать перед неудачами”. Сама Ахматова называет его в своих стихах “серым лебеденком”, превратившимся впоследствии в “лебедя надменного”. О высокомерии Гумилёва пишут многие, отмечая, что он умышленно создавал этот внешний сугубо защитный образ, под которым таились деликатность, застенчивость и даже робость.

Ведущий 2. Что-то заставило Анну принять очередное предложение руки и сердца. Что это было, горячая преданность Николая? Страх за его жизнь? А может, она прозревала в этом нескладном начинающем поэте великое дарование, масштабную трагическую личность. В этом нас убеждают строки из её письма:

Ахматова. "Я не пишу ничего и никогда писать не буду. Я убила душу свою... Гумилев – моя Судьба, и я покорно отдаюсь ей… Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной”. (Слайд 9)

Ведущий 1. В апреле 1910 года Гумилев, приехав в Киев, неожиданно попросил поэта Владимира Эльснера и киевского поэта Ивана Аксенова быть шаферами на свадьбе. Они обвенчались 25 апреля 1910 г. "за Днепром в деревенской церкви". Гумилев, будучи студентом Петербургского университета, предварительно получил согласие на вступление в брак от университетского начальства. (Слайд 10) Николаевская церковь на Никольской Слободке в предместье Киева была невелика, с куполами пирамидальной формы. По свидетельству старожилов, внутри она была очень уютной, иконы были по-домашнему украшены вышитыми рушниками. (Слайд 11)

Ведущий 2. Почему для этого торжественного акта была выбрана церковь Николаевская на Никольской Слободке? Очевидно, в связи с трауром в семье Гумилевых. Есть еще два объяснения в пользу этой церкви: она находилась вблизи Дарницы, где в то время жила мать Анны Андреевны, Инна Эразмовна, и, кроме того, была посвящена святому Николаю Марликийскому, покровителю Николая Гумилева. В архиве сохранился следующий документ:

СВИДЕТЕЛЬСТВО о браке Н.С. Гумилева с А.А. Горенко

25 апреля 1910 г.

Означенный в сем студент С.-Петербургского университета Николай Степанович Гумилев 1910 года апреля 25 дня причтом Николаевской церкви села Никольской Слободки, Остерского уезда, Черниговской губернии обвенчан с потомственной дворянкой Анной Андреевной Горенко, что удостоверяем подписями и приложением церковной печати.

Николаевской церкви села Никольской Слободки Остерского уезда Черниговской губернии священник (подпись)

Псаломщик (подпись) (Слайд 12)

Ахматова. В моих тетрадях есть следующая запись: "25 апреля 1910 года я вышла замуж за Н.С. Гумилева. Венчались мы за Днепром в деревянной церкви. В тот же день Уточкин летел над Киевом, и я впервые видела самолет. Шаферами были Вл. Эльснер и И.А. Аксенов".

Валерия Срезневская. Никто из родственников жениха и друзей Анны Андреевны не явился на венчание, это было чуть ли не тайное венчание: Анна Андреевна выехала из дому в своей обычной одежде, а где-то недалеко от церкви переоделась в подвенечный наряд. В семье Гумилевых считали, что этот брак продержится недолго. Семейная жизнь началась с разочарования.

Гумилев. Аня, ты любишь меня?

Ахматова. "Нет, не люблю, но считаю Вас выдающимся человеком.

Гумилев. Как Будда или как Магомет? Я надеюсь, что

Девушка, игравшая судьбой,
Сделается нежною женой,
Милым сотоварищем в работе.

Весной состоялась наша свадьба, а потом — свадебное путешествие в Париж.

Наступает недолгое время гармонии. (Слайд 13)

Тебе, подруга, эту песнь отдам,
Я веровал всегда твоим стопам,
Когда вела ты, нежа и карая,
Ты знала все, ты знала, что и нам
Блеснет сиянье розового рая.

Неведомская . Я и мой молодой муж были владельцами имения Подобино, старого дворянского гнезда в шести верстах от гораздо более скромного Слепнева, где Гумилёв и его жена проводили лето после возвращения из свадебного путешествия .В это лето мы познакомились с Николаем и Анной и встречались чуть не ежедневно. Гумилёв был изобретателен в выдумывании разных игр. Пользуясь нашей довольно большой конюшней, Николай придумал игру в “цирк”. Николай Степанович ездить верхом, собственно говоря, не умел, но у него было полное отсутствие страха. Он садился на любую лошадь, становился на седло и проделывал самые головоломные упражнения. Высота барьера его никогда не останавливала, и он не раз падал вместе с лошадью.

В цирковую программу входили также танцы на канате, хождение колесом и т. д. Анна выступала как “женщина-змея”: гибкость у нее была удивительная — она легко закладывала ногу за шею, касалась затылком пяток, сохраняя при всем этом строгое лицо послушницы. Сам Гумилёв, как директор цирка, выступал в прадедушкином фраке и цилиндре, извлеченных из сундука на чердаке. Помню, раз мы заехали кавалькадой человека десять в соседний уезд, где нас не знали. Дело было в Петровке, в сенокос. Крестьяне обступили нас и стали расспрашивать — кто мы такие? Гумилёв, не задумываясь, ответил, что мы бродячий цирк и едем на ярмарку в соседний уездный город давать представление. Крестьяне попросили нас показать наше искусство, и мы проделали перед ними всю нашу “программу”. Публика пришла в восторг, и кто-то начал собирать медяки в нашу пользу. Тут мы смутились и поспешно исчезли.

Валерия Срезневская. В 1912 году у Гумилевых родился сын Лев, будущий блестящий ученый-историк, этнограф и философ. (Слайд 14) Родители, погруженные в поэзию, мало занимались сыном, его воспитывала свекровь Анна Ивановна, все прощавшая "странной" невестке за подаренного внука. В день, когда Ахматова родила ему сына, Гумилев пропал. Через сутки он пришел с "лжесвидетелем" поздравить жену, выглядел очень смущенным. После рождения сына Левы они предоставили друг другу полную свободу, но не расставались формально еще шесть лет.

Ведущий 1. Своего дома у Ахматовой не было никогда, она так и звала себя — бездомной. Но бездомность ее была особого рода: где бы она ни появлялась — в салоне ли, в театре, в ночном кабаре, сразу же оказывалась в центре внимания. “Затянутая в черный шелк, с крупным овалом камеи у пояса, выплывала Ахматова”.

Ведущий 2. Гумилев сразу не признал жену поэтом. Он даже предназначал ей довольно скромную роль в организованной им студии стиха "Цех поэтов" - обязанности секретаря. В 1912 году “Цех поэтов” сформировал внутри себя группу акмеистов, которая провозгласила в своих манифестах и статьях опору на реалистическую конкретность, начав тем самым творческую полемику с символистами. Акмеизм (от греч. - пора рассвета, расцвет, высшая степень развития) вышел из символизма, в который юный Гумилев, по словам Ахматовой, поверил, “как люди верят в Бога”. Но акмеизм следовал за символизмом, как антитезис после тезиса. И в нем же, акмеизме, начался синтез, не случайно и поздний Гумилев, и поздняя Ахматова не порывают с поэтикой символизма. И Анна вроде бы была готова пожертвовать своим темпераментом и талантом ради семьи: "Я клянусь Вам всем для меня святым, что этот несчастный человек будет счастлив со мной". Но, видимо, Николая Степановича самого такое положение не устраивало, он вновь пустился в путешествие.

Ахматова. В то время, когда муж покорял Африку, меня посетило настоящее вдохновение: "Стихи шли ровной волной, до этого ничего похожего не было". Вернувшись, муж, между прочим, спросил: "А стихи ты писала?" Я, тайно ликуя, ответила: "Да". Он попросил почитать, прослушал несколько стихотворений и сказал: "Ты поэт - надо делать книгу".

Ведущий 1. Отношения вступили как бы в новую фазу сотрудничества двух поэтов: "Ты победительница жизни, И я товарищ вольный твой". Тогда же новым объектом безнадежной любви Николай Гумилев избрал Марию Кузьмину-Караваеву, свою племянницу. Чувство вспыхнуло быстро, и оно не осталось без ответа. Однако и эта любовь носит оттенок трагедии — Маша смертельно больна туберкулезом. Гумилев опять входит в образ безнадежно влюбленного.

Несмотря на измены и обиды Ахматова продолжала считать мужа выдающимся человеком, ни на секунду не забывала о значении Николая Гумилева для России:

Чтоб отчетливей и ясней
Ты был виден им, мудрый и смелый.
В биографии славной твоей
Разве можно оставить пробелы?

Гумилев. “Пятистопные ямбы” — одно из самых личных и автобиографических моих стихотворений, который до того поражал своей "объективностью, своей “безличностью” в стихах. Полные горечи строки в этих “Ямбах” обращаю к Ахматовой. В наших отношениях глубокая и неисправимая трещина:

Я знаю, жизнь не удалась… и ты,
Ты, для кого искал я на Леванте
Нетленный пурпур королевских мантий,
Я проиграл тебя, как Дамаянти
Когда-то проиграл безумный Наль.
Взлетели кости, звонкие как сталь,
Упали кости — и была печаль.

Сказала ты, задумчивая, строго:
— “Я верила, любила слишком много,
А ухожу, не веря, не любя,
И пред лицом Всевидящего Бога,
Быть может самое себя губя,
Навек я отрекаюсь от тебя”. —

Твоих волос не смел поцеловать я,
Ни даже сжать холодных, тонких рук.
Я сам себе был гадок, как паук,
Меня пугал и мучил каждый звук.
И ты ушла в простом и темном платье,
Похожая на древнее Распятье.

Ведущий 2. В 1914 году Гумилев ушел добровольцем на фронт. (Слайд 15) "Милая Анечка, - писал он жене,- война мне очень напоминает мои абиссинские путешествия. Недостаток экзотичности покрывается более сильными ощущениями. В общем, я могу сказать, что это лучшее время моей жизни". Гумилев и на войне показал себя выдающимся человеком, сражался отчаянно-храбро, был дважды награжден орденом святого Георгия. Что чувствовала в это время его жена? Что писала?

Ахматова.

Будем вместе, милый, вместе,
Знают все, что мы родные,
А лукавые насмешки,
Как бубенчик отдалённый,
И обидеть нас не могут,
И не могут огорчить.
Где венчались мы, не помним,
Но сверкала эта церковь
Тем неистовым сияньем,
Что лишь ангелы умеют
В белых крыльях приносить.
А теперь пора такая,
Страшный год и страшный город.
Как же можно разлучиться
Мне с тобой, тебе со мной.

Ведущий 1. Сложно сказать посвящены ли эти строки, написанные Ахматовой в 1915 году, мужу или посвящены любовнику Борису Анрепу? Ещё до ухода мужа на фронт у Ахматовой завязались дружественно-любовные отношения с поэтом Николаем Недоброво, он-то и познакомил её с художником Борисом Анрепом. Видимо, Анреп был единственным, кого Ахматова любила, ему она подарила своё кольцо. Анна и не думала скрывать от мужа свой новый роман. Встретившись, он был вынужден выслушивать от жены жалобы, что Анреп не приходит и не пишет. Николай Степанович ударил по столу рукой: "Не произноси больше его имени!" Ахматова помолчала. Потом робко: "А можно еще сказать?" Николай Степанович рассмеялся: "Ну, говори!"

Супругам стало ясно, что брак не состоялся. Ахматовой было жаль, что она не смогла понести ту миссию, к которой готовилась, вступая в брак. Гумилев же ни о чем не жалел: "Ты научила меня верить в Бога и любить Россию".

Валерия Срезневская. 1917 году Гумилев отправился за границу, в Русский экспедиционный корпус. Положение Ахматовой в семье Гумилевых, где её всегда недолюбливали, стало уж совсем сомнительным. К тому времени Недоброво уехал в Ялту, где вскоре умер от туберкулеза. Анреп навсегда эмигрировал за границу… Анна решилась на новый брак с ученым египтологом Владимиром Шилейко. В замужестве Ахматова увидела не возможность семейного счастья, а желание искупить грехи: "К нему я сама пошла... Чувствовала себя такой черной, думала, очищение будет..." Гумилев тяжело воспринял окончательный разрыв с Ахматовой, к нему даже вернулись мысли о самоубийстве. Развод стал для Гумилева настоящим ударом — оказывается, он все еще любил свою Прекрасную Даму – Аню Горенко. К тому же выбор Анны Ахматовой его совершенно обескуражил: "Я плохой муж... Но Шилейко ... катастрофа, а не муж..." (Слайд 16)

Ахматова. Владимир Шилейко был тоже выдающимся человеком: знал 52 языка, причем к изучению древнееврейского приступил самостоятельно в возрасте шести лет. Владимир Каземирович был нечеловечески работоспособен, требователен, даже жесток к себе и окружающим. Мне он запрещал писать стихи, встречаться с друзьями, сделал из меня своего личного секретаря и домработницу. Быт в Петрограде времен гражданской войны был очень тяжел: "Сыпняк, голод, расстрелы, темнота в квартирах, сырые дрова, опухшие до неузнаваемости люди". Мне приходилось колоть дрова и носить мешки с мукой.

Ведущий 2. Гумилев вернулся в Россию тогда, когда его единомышленники уже покидали ее. Он, привыкший всегда во всем идти против течения, словно не замечал царившей в стране разрухи и нависшей над ним самим угрозы. Он был на взлете своей славы и таланта, развил бурную литературную деятельность, ездил с выступлениями по стране, вступил в новый брак.

Ведущий 1. Он навещал бывшую жену, иногда приводя с собой сына, который жил у бабушки. В июле 1921 года он пришел к Ахматовой, и очень упрекал её за то, что она оставила литературную деятельность и литературные знакомства. Она же внутренне сердилась на него за то, что он не хотел понимать её теперешнего положения. Когда он уходил, спускаясь по темной винтовой лестнице, она бросила ему вслед: "По такой лестнице только на казнь ходить".

Валерия Срезневская. Предчувствие трагедии не обманули Ахматову. Гумилёв был арестован 3-го августа 1921 года, за четыре дня до смерти А. А. Блока. В августе 1921 года Гумилев, не написавший ни строки, которая могла бы быть названа "антисоветской", не участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, - был арестован и вскоре расстрелян. (Слайд 17) Незадолго до смерти он написал такие строки:

Гумилев.

Я сам над собой насмеялся
И сам я себя обманул,
Когда мог подумать, что в мире
Есть что-нибудь, кроме тебя.

Валерия Срезневская. Анна остановилась около моста. Губы прошептали написанные строки:

Он любил три вещи на свете:
За вечерней – пенье,
белых павлинов,
истертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
не любил чая с малиной
и женской истерики.
А я была его женой.

Последнюю строчку Анна скорее не прошептала, а проплакала. Сердце вдруг защемило: она его никогда больше не увидит. Ни его улыбки Одиссея, ни его серых глаз, никогда не услышит его поэзии о новых мореплавателях, конкистадорах, блудных сынах…Она побежала назад к тюрьме в надежде увидеть его. Он должен был улыбнуться ей. Она стучала в железные двери. Красноармеец выругался. Она отошла подальше от стен и под черными листьями клена начала искать глазами решетку окна его камеры. Глаза болели от напряжения. В его окне горела свеча. Он зажег ее, чтобы читать “Илиаду”. Андромаха прощалась с Гектором. До казни Гумилева оставалась троянская ночь.

Ведущий 2. Ангелы, которые спасали ее сероглазого короля от когтей африканских хищников, от смертельной жары абиссинских пустынь, от шальных пуль на германском фронте, были не в силах спасти его от большевистской гильотины. На первом же допросе, услышав обвинение, Гумилев засмеялся презрительно и сказал, что следователь услышит от него первый и последний ответ:

Гумилев. “Я не виновен, и вы это знаете. Вашей революции нужны жертвы, чтобы запугать тех, кто мыслит по-другому. Вы не услышите от меня ни одного имени. Вы не пополните список жертв, которые приносят комиссары кровавому молоху”.

Ведущий 1. Опорой Гумилева в его испытаниях была вера в Бога, христианская любовь к людям. Анна это хорошо знала. Дети в семье Гумилевых воспитывались по религиозным традициям. Мать часто ходила в церковь ставить свечку перед иконой божьей Матери. Это нравилось маленькому Николаю, позже, будучи гимназистом, сам ходил в церковь, долго молился перед иконой спасителя. Новый завет всегда был на его письменном столе.

Есть бог, есть мир, они живут вовек,
А жизнь людей – мгновенна и убога.
Но все в себе вмещает человек,
Который любит мир и верит в Бога.

Следователь. Сохранилось письмо с перечнем, кем являлся в это время поэт и какие занимал должности: “Председатель Петроградского отделения Всероссийского союза поэтов, член редакционной коллегии государственного издательства "Всемирная литература", преподаватель Пролеткульта, профессор Российского института истории искусств Николай Степанович Гумилев арестован по ордеру ГубЧКа. Ввиду деятельного участия Гумилева во всех указанных учреждениях и высокого его значения для русской литературы, нижепоименованные учреждения ходатайствуют об освобождении Н. С. Гумилева под их поручительство”. (Слайд 18)

Гумилев. Перед расстрелом я написал на стене камеры простые и мудрые слова: “Господи, прости мои прегрешения, иду в последний путь”.

С.Бобров (поэт-футурист, большевик). Н.Гумилёв достойно вел себя на расстреле. “Знаете, шикарно умер. Я слышал из первых уст. Улыбался, докурил папиросу… Даже на ребят из особого отдела произвел впечатление… Мало кто так умирает…” И смеялся он в лицо палачам в день расстрела – эта власть, убив поэта, опозорила себя, а его имя обессмертила…

Валерия Срезневская. Мать Гумилёва так и не поверила, что ее сына расстреляли. До последних дней своей жизни она верила, что он ускользнул из рук чекистов и уехал на Мадагаскар. В день ареста Н. Гумилёв провел свой последний вечер литературного кружка, окруженный влюбленной в него молодежью. В этот вечер он был оживлен, в прекрасном настроении, засиделся, возвращался домой около двух часов ночи. Девушки и молодые люди провожали его. Около дома его ждал автомобиль. На квартире у него была засада, арестовывали всех пришедших.

Ведущий 2. Его расстреляли 25 августа 1921 г. и дату смерти засекретили. Но чем провинился Николай Гумилёв перед большевиками? Он никогда открыто не выступал против режима правящего, учил пролетарскую молодёжь стилю звучания в поэзии и писал проникновенные стихи о своей родине. Гумилёв смело высказывал свои мысли о монархии и верил, что имя защитит его, известного русского поэта, но он забыл, какой беспощадной была гражданская война.

С.Бобров (поэт-футурист, большевик). Для многих его современников его расстрел был равнозначен расстрелу А.Пушкина. Ушедший в эмиграцию поэт и литературовед Л.Страховский писал: “Глубочайшая трагедия русской поэзии в том, что три ее самых замечательных поэта кончили свою жизнь насильственной смертью и при этом в молодых годах: Пушкин — тридцати семи лет, Лермонтов — двадцати шести, Гумилёв — тридцати пяти”. (Слайд 19) Главная причина его гибели — его необычайная популярность среди молодежи, его успешная деятельность в многочисленных поэтических школах и студиях (современники говорили, что те, кто побывал на Гумилёвских семинарах, навсегда погибли для “пролетарского искусства”), его блестящие выступления на поэтических вечерах, наконец, завоеванный им пост главы петроградских поэтов, когда он при баллотировке обошел А.Блока.

Следователь. “…В своем первом показании гр. Гумилев совершенно отрицал свою причастность к контрреволюционной организации и на все заданные вопросы отвечал отрицательно”. Но спасти поэта не могли никакие письма, показания и ходатайства – его люто ненавидели влиятельные лица, приближённые к товарищу Ленину… Гумилев не принял большевизма, но надеялся, что его родина найдёт свой истинный путь: “И ведь будет же, будет Россия свободная, могучая, счастливая - только мы не увидим”. (Слайд 20) Он назовёт на допросе себя дворянином, хотя не был им – его отец получил долгой и примерной службой морским врачом личное дворянство без права наследования.

Ахматова.

Поэт с улыбкой встретил смерть:
А жизнь людей - мгновенна и убога,
Но все в себе вмещает человек,
Который любит жизнь и верит в Бога. (Слайд 21)

Валерия Срезневская. Анна вспомнила кокосовые орехи, которые привозил ей этот вечный путешественник из далекой Африки, и защемило сердце. Она только теперь поняла, что видела его лицо, улыбку, перечеркнутые решеткой, последний раз. Через несколько дней после смерти Николая ее вызовут в губчека и вручат справку, гласящую о том, что офицер Николай Гумилев, обвиненный в участии в контрреволюционном заговоре, расстрелян 24 августа 1921 года. 1303 книги, принадлежащие ему – сборники его любимых поэтов – Вийона, Малларме, Рембо… и его собственные поэтические откровения, дивные плоды его “сада души”, в одном из которых есть такие строки:

Да, я знаю, я вам не пара,
Я пришел из иной страны,
И мне нравится не гитара,
А дикарский напев зурны.
Не по залам и по салонам,
Темным платьям и пиджакам –
Я читаю стихи драконам,
Водопадам и облакам.
Я люблю, как араб в пустыне
Припадает к воде и пьет,
А не рыцарем на картине,
Что на звезды смотрит и ждет.
И умру я не на постели,
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в диком плюще… (Слайд 22)

Ведущий 1. Впоследствии Ахматова выходила замуж еще трижды, но все ее браки заканчивались разводами. Наверное, великая поэтесса не была приспособлена к роли жены. Впрочем, для всех своих мужей, и в первую очередь для Гумилева, Ахматова стала идеальной вдовой. Она отреклась от него живого, всеми почитаемого. Но мертвому, расстрелянному большевиками за заговор, в котором он не участвовал, лишь знал о нем и не донес, — так вот ему, мертвому, она, сама пребывающая в опале, осталась верна до конца. Хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать материалы для его биографии. Да и в собственных ее стихах нет-нет да и мелькал его образ.

Ведущий 2. Судьба Николая Гумилёва заставляет вспомнить слова другого страдальца времени, замечательного писателя Александра Солженицына: "Несчастная гуманитарная интеллигенция! Не тебя ли, главную гидру, уничтожали с самого 1918 года - рубили, косили, травили, морили, выжигали? Уж, кажется, начисто! уж какими глазищами шарили, уж какими метлами поспевали! - а ты опять жива? А ты опять тронулась в свой незащищенный, бескорыстный, отчаянный рост!.."

Ведущий 1. Бывшей жене Николая Гумилева пришлось пройти сквозь все испытания, выпавшие на долю ее долю: Октябрьскую революцию, Великую Отечественную войну, блокаду Ленинграда, (Слайд 23) эвакуацию, несправедливую критику, исключение из Союза писателей. Ахматова скончалась 5 марта 1966 г. в Москве после четвертого инфаркта. Похоронена в Комарове, под Петербургом.

Ведущий 2. В 1968 г. Павел Лукницкий (поэт и литератор , создатель жизнеописания Николая Гумилева) подавал в Генеральную прокуратуру СССР заявление о реабилитации Гумилева, но тогда в этом было отказано. Дело довел до логического завершения сын Лукницкого Сергей. В сентябре 1991 г. поэт официально был реабилитирован. Юридически обоснованных доказательств участия в заговоре не оказалось. (Слайд 24)

Валерия Срезневская. Конечно, они были слишком свободными и большими людьми, чтобы стать парой воркующих "сизых голубков". Их отношения были скорее тайным единоборством. С ее стороны - для самоутверждения как свободной от оков женщины; с его стороны - желание не поддаться никаким колдовским чарам, остаться самим собою, независимым и властным над этой вечно, увы, ускользающей от него женщиной, многообразной и не подчиняющейся никому. Я не совсем понимаю, что подразумевают многие люди под словом "любовь". Если любовь - навязчивый, порою любимый, порою ненавидимый образ, притом всегда один и тот же, то смею определенно сказать, что если была любовь у Николая Степановича, а она с моей точки зрения, сквозь всю его жизнь прошла, - то это была Ахматова. Оба сохранили навсегда уважение друг к другу, оба умерли в России. Она — “победительница жизни”, а он — ее “товарищ вольный”. (Слайды 25, 26, 27)