Урок обществознания в 9-м классе "Выборы в Российской Федерации"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: раскрыть сущность процесса выборов в России.

Задачи урока:

  • Образовательная: распространение знаний в области избирательных прав граждан;
  • Развивающая: развитие умений критически мыслить, аргументировано отстаивать свое мнение;
  • Воспитательная: создание условий для формирования у учащихся ценностей гражданского общества

Оборудование: мультимедиасистема (компьютер, проектор), презентация (приложение 1), раздаточный материал для групп (приложение 2).

Форма проведения урока: групповая

Класс делиться на 4 группы по желанию учащихся.

План урока:

1. Мотивация. Определение темы, цели, практической значимости урока.
2. Изучение нового материала:
2.1. Определение понятия «выборы».
2.2. Работа с нормативно-правовыми актами: Конституция РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», выполнение практических заданий.
2.3. Избирательный процесс и его этапы, выполнение практических заданий.
2.4. Учебная дискуссия
3. Рефлексия.

1. Мотитвация

Вопрос классу (мозговой штурм): посмотрите на репродукцию картины художника В.Васнецова «Витязь на распутье», подумайте, в чем смысл картины.

Учащийся должны прийти к мысли, что сюжет, предложенный автором, обращен к теме выбора. На камне высечены возможные пути, по которым может отправиться витязь. Что выбрать? Вот главный вопрос картины.

Как вы думайте, каков будет предмет нашего сегодняшнего разговора? Учитель задает этот вопрос классу. Затем учащиеся самостоятельно определяют тему урока. Если возникнет затруднение при формулировке темы урока, то возможно продемонстрировать слайд с выборами в России.

Дальше формулируются цели урока и их практическая значимость путем беседы по следующим вопросам:

Какие важные моменты темы мы должны выяснить на уроке?

Для чего нам нужно изучать сегодняшнюю тему?

2. Изучение нового материала:

А. Начинается с определения понятия выборы.

Что такое выборы? Учитель предлагает учащимся подумать 1-2 минуты и подобрать слова ассоциации с данным словом.

Учащиеся проговаривают все ассоциации: голосование, выбирать, ответственность, свобода и т.д. Учитель фиксирует все слова на доске. Затем предлагает, работая в группах, составить сущность понятия выборы. Далее сравнивается определение, которое было выработано учениками, с научным определением

Б. Работа с документами.

Основой для проведения выборов в Российской Федерации являются следующие законы: Конституция РФ и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»

Учащиеся знакомятся с выдержками из законов и, работая в группах, отвечают на вопросы (выдержки из законов и вопросы представлены в раздаточных материалах)

Вопросы к документам:

  1. О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ и Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»?
  2. С какого возраста граждане РФ имеют право принимать участие в выборах?
  3. Кто не имеет право принимать участие в выборах?
  4. Назовите принципы избирательного права в РФ?

Ответы озвучиваются (каждой группе предоставляется возможность ответить или дополнить ответы другой группы) и демонстрируются на слайдах.

Учащимся дается задание, работая в группах, определить какой принцип избирательного права нарушен:

  1. Мужчины на выборах имеют 2 голоса, а женщины – 1.
  2. Каждый избиратель накануне выборов получает бюллетень, заполняет его дома, а в день выборов приносит его на избирательный участок.
  3. выборы депутатов в Законодательное собрание Пермского края многоступенчатые
  4. пенсионеры, проживающие в Ординском районе, не имеют право принимать участие в выборах.

В. Реализовать свое избирательное право граждане РФ могут в ходе избирательного процесса. Избирательный процесс – это действия всех политических субъектов, которые, так или иначе, связаны с выборами. Что из себя представляет избирательный процесс? Учащиеся в группах самостоятельно определяют этапы избирательного процесса, расставляя их в правильной последовательности.

А) предвыборная агитация; б) назначение выборов; в) голосование; г) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; д) определение итогов голосования, результатов выборов; ж) публикация итогов голосования; з) выдвижение кандидатов(списков кандидатов), их регистрация.

Правильные ответы: б,г,з,а,в,д,ж

Этапы избирательного процесса демонстрируются на слайде, при проверке правильности выполнения задания (идет самопроверка)

Г. Участие в выборах – право или обязанность?

Люди по-разному относятся к выборам. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой неучастия в выборах большей половины населения страны. Неучастие граждан в выборах называется абсентеизмом. Участие в выборах, это, в первую очередь, конституционное право граждан. Вместе с тем, нельзя просто игнорировать то, что многие люди совсем отказываются от исполнения своего гражданского долга. Поэтому, во многих странах голосование на выборах рассматривается как гражданский долг. Например. В Австралии, Греции, Чили избиратели, которые не приняли участие в голосовании, подвергаются штрафам. В Италии, уклонение от выборов фиксируется в судебных органах на протяжении 5 лет, кроме того, мэр коммуны составляет списки граждан, которые вывешиваются для всеобщего обозрения. Это своего рода моральное наказание для несознательных граждан.

Как вы считаете, ваше мнение по этому вопросу? Участие в выборах – право или обязанность?

На доске запись: право? участие в выборах обязанность?

Высказать каждому свое мнение (проголосовать) с помощью стикера, прикрепив его рядом с ответом. Затем доказать свою точку зрения. Почему так решили, обосновать свое решение. Учащиеся высказывают свою позицию, аргументируя ее.

Предложенная форма работы требует от учащихся умения дебатировать (представлять противоположные аргументы, взвешенно выбирать свою личную гражданскую позицию)

С целью формирования навыков самооценивания и взаимооценивания учащимся предлагается определить степень участия всех членов в работе группы и выставить отметки.

3. Рефлексия: подводим итоги урока, акцентируя внимание на вопросе:

что такое выборы, какую роль они играют в жизни человека и государства?

Учитель должен подвести учащихся к мысли, что выборы являются важнейшим элементом демократического государства, обеспечивая возможность гражданам участвовать в управлении государством через систему голосования.

Домашнее задание: составить рекламную листовку «Молодежь за выборы!»