Молодое поколение в комедии "Горе от ума". Нравственный идеал Грибоедова. 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

1. Обучающие:

    • учить использовать приём сравнительного анализа;
    • дать понятия "антигерой", "лишний человек";
    • обобщить знания о комедии Грибоедова, её главных героях;
    • подвести итог разговора о личности А. С. Грибоедова.

2. Развивающие:

    • отрабатывать последовательность монологического ответа;
    • развивать умение аргументировано излагать свою точку зрения, опираясь на текст художественного произведения.

3. Воспитательные:

    • подчеркнуть вечность, неразрешимость конфликта индивидуальности и посредственности, яркой личности и серости;
    • показать, как трудно противостоять общественному мнению, как важно не слиться с серой массой, сохранить чистоту идеалов, верность убеждениям.

1-й урок.

Ход урока

I. Повторение.

1. Разминка.

Выберите из списка персонажей разных произведений только действующих лиц комедии “Горе от ума”:

    • Фамусов, Сквозник-Дмухановский, князь Игорь, Лиза, Молчалин, Митрофан, князь Тугоуховский, Онегин, Осип, Стародум, Ляпкин-Тяпкин, Загорецкий, Ленский, Петрушка, Гринёв, графиня Хрюмина, Скалозуб, Скотинин.

Вставьте нужное слово в фразу:

    • Дома новы, но . . . стары.
    • Минуй нас пуще всех печалей

И . . . гнев, и . . . любовь.

    • . . . часов не наблюдают.
    • Не человек, . . . .
    • Ах! . . . . . . страшнее пистолета.
    • Свежо . . . , а верится . . . .

2. Узнайте героя.

1). Характеристика героя:

Уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких;
Чужих и вкривь и вкось не рубит…
Высказывания героя:
В мои лета не должно сметь
Свое суждение иметь.
Ведь надобно ж зависеть от других.

2). Характеристика героя.

Не служит, то есть в том он пользы не находит,
Но захоти – так был бы деловой.
Жаль, очень жаль, он малый с головой,
И славно пишет, переводит.
Высказывания героя:
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
И дым Отечества нам сладок и приятен!

3). И. А. Гончаров: “Вообще к …………….. трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил её и Чацкий”.

II. Молодое поколение в комедии.

  1. Теория литературы.
  • Дать объяснение терминам: "литературный герой", "антигерой", "лишний человек".

Литературный герой — это выразитель сюжетного действия, которое вскрывает содержание произведений литературы, кино, театра.

Антигерой в литературе и кинематографе — это главный или второстепенный персонаж, имеющий отрицательные личностные качества, традиционно приписываемые негодяям или негероическим людям, но, тем не менее, имеющий также достаточно геройских качеств, намерений или сил, чтобы завоевать симпатию читателей или зрителей.

Лишний человек — литературный тип, характерный для произведений русских писателей XIX века. Обычно это человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на государственной службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и другому саморазрушительному поведению. К лишним людям относятся такие герои, как Онегин А.С. Пушкина, Печорин М. Лермонтова, большое количество героев И. Тургенева.

2. Работа в группах. (Реализация домашнего задания).

  • Кто из героев комедии молод?

1). Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина.

Опираясь на текст, сравните:

  • возраст;
  • происхождение;
  • положение в обществе;
  • общественные взгляды и идеалы;
  • личные качества;
  • проявление в любви…

2). Герой и антигерой своего времени.

При подготовке учесть:

  • время создания комедии;
  • общественно-историческую обстановку в России первой трети XIX века;
  • общественные взгляды самого Грибоедова;
  • сильные и слабые стороны обоих героев;
  • неоднозначное отношение к Чацкому его современников (например, А. С. Пушкина);
  • симпатии современного читателя.

Оценивать главного героя нужно исходя из жанровых особенностей произведения!

Герой – Чацкий. Антигерой – Молчалин. Но Чацкий не “лишний человек”. Он только предтеча “лишних людей”. Подтверждает это, прежде всего, оптимистическое звучание финала комедии, где Чацкий остаётся с данным ему автором правом исторического выбора. Следовательно, грибоедовский герой может найти (в перспективе) свое место в жизни, об этом мы ещё будем говорить.

3). Образ Софьи.

Дайте характеристику по плану:

  • возраст;
  • происхождение;
  • положение в обществе;
  • взгляды на жизнь и идеалы;
  • личные качества.

Почему она любит Молчалина, а не Чацкого?

Собирая материал к ответу, отметьте противоречивость образа Софьи!

4). Второстепенные герои комедии, которых можно отнести к молодому поколению.

  • Кого из героев можно отнести к молодому поколению ещё?

Скалозуба? Загорецкого? Репетилова? Горича? Молодых княжон?

  1. Фронтальная работа.

Эти герои позволят нам ответить на вопрос о нравственном идеале автора, поразмыслить о человеческих ценностях.

  • Какая же главная человеческая ценность у молодого поколения?

Главная ценность молодого поколения – свобода (мысли, суждений, действий…)

  • Кого из героев следует считать представителем молодого поколения?

2-й урок

III. "Век нынешний" и "век минувший" в комедии.

1. Основной конфликт в комедии общественный: столкновение "века нынешнего" и "века минувшего". Фронтальная работа.

  • Кто является идеологом "века нынешнего", а кто – "века минувшего"?

Идеологи, выразители взглядов своего века – Чацкий и Фамусов.

Исторический рубеж между "веком нынешним" и "веком минувшим" – война 1812 года.

Декабрист И. Якушкин отмечал в своих "Записках": "В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на сто лет вперёд".

То есть именно после войны в обществе сложились два политических лагеря: лагерь передовой дворянской молодёжи и консервативный феодально-крепостнический лагерь. Их столкновение воплотилось в конфликте между "веком нынешним" и "веком минувшим" в "Горе от ума".

2. Работа с текстом комедии.

ЧТЕНИЕ 2-го, 3-го и 4-го ЯВЛЕНИЯ.

  • Кто является инициатором спора – Фамусов или Чацкий?
  • Это люди одной эпохи или разных?
  • Что важно для "века минувшего"?
  • А что важно для Чацкого?
  • Почему оба собеседника оказываются в этой сцене в комическом положении?

(Чацкий, в пылу горячности, углубляется в свои размышления и философствует, не замечая, что его идеи не встречают ни сочувствия, ни понимания. Фамусов, не способный уловить ход мыслей Чацкого, подхватывает отдельные слова из его монолога и отзывается на них репликами: "Ах! Боже мой! он карбонарии!", "Опасный человек!", "Да он властей не признаёт!" и т. д. Возникает комическая ситуация, получившая название "qwi pro qwo" – "кто про что").

В разгар спора Чацкого с Фамусовым на сцене появляется полковник Скалозуб.

В присутствии Скалозуба страсти накаляются.

Чтение монолога Фамусова "Вкус, батюшка…" учащимися.

  • В каких словах заключена главная мысль монолога?

Итак, после "оды" Фамусова Москве идёт возмущённый, полный гнева монолог Чацкого "А судьи кто?".

Чтение монолога Чацкого учителем.

  • Чем вызван этот протест?
  • Почему Чацкий говорит о "душевной нищете" поколения Фамусовых?
  1. Работа с таблицей (в парах и фронтальная).
  • Выберите цитаты из текста, иллюстрирующие пункты таблицы. Сделайте вывод о взглядах "века нынешнего" и "века минувшего".

"ВЕК НЫНЕШНИЙ"

"ВЕК МИНУВШИЙ"

отношение к богатству, к чинам

   

отношение к службе

   

отношение к иностранному

   

отношение к образованию

   

отношение к крепостному праву

   

отношение к московским нравам и времяпрепровождению

   

отношение к кумовству, протекции

   

отношение к свободе суждений

   

отношение к любви

   

идеалы

   
  • Как вы думаете, есть ли победившие в споре между "веком нынешним" и "веком минувшим"?

Чацкий не побеждает в споре. Но и фамусовское общество не берёт верх: оно не имеет будущего.

Чацкий страдает от одиночества, чувствует свою общественную невостребованность, ведь он человек активный, деятельный по натуре, переполненный романтических чувств и порывов.

  • И всё-таки, на чьей стороне автор?

IV. Нравственный идеал Грибоедова.

(Нравственный идеал – образец личных качеств, способностей).

Для того чтобы определить нравственный идеал А. С. Грибоедова, или хотя бы попытаться это сделать, необходимо вернуться к прототипу главного героя.

  • Кого принято считать прототипом Чацкого?
  1. П. Я. Чаадаев.
  2. Лицом, на которое указывали как на прототип Чацкого, был П. Я. Чаадаев. Пушкин писал П.А. Вяземскому: “Что такое Грибоедов? Мне сказывали, что он написал комедию на Чедаева; в теперешних обстоятельствах это чрезвычайно благородно с его стороны”. Но сближение Чацкого с Чаадаевым сохранилось в устной, потом в печатной традиции.

  3. В. К. Кюхельбекер.
  4. Развернута аргументация об отражении в образе Чацкого характера и биографии В.К. Кюхельбекера. О значении Кюхельбекера, вернувшегося из-за границы, опального, неудачливого, Ю.Н. Тынянов писал в статье “Французские отношения Кюхельбекера”.

  5. А. С. Грибоедов.
    Несомненно, что в образе Чацкого отразились подлинные черты характера и воззрений самого Грибоедова, каким он рисуется в его переписке и в воспоминаниях современников: горячий, порывистый, подчас резкий и независимый. В речи Чацкого Грибоедов вложил всё лучшее, что сам думал и чувствовал. Можно с несомненностью сказать, что взгляды Чацкого на бюрократию, жестокости крепостного права, подражание иноземцам и т.п. – подлинные взгляды Грибоедова.
  • Сделаем выводы.

Грибоедов как мыслитель и художник был глубоко верен правде жизни, потому что он стоял на уровне самых прогрессивных идей века, потому что он постиг существо и характер наиболее важных социальных противоречий своего времени.

Он сам с исчерпывающей полнотой охарактеризовал своё умонастроение в двух строках:

По духу времени и вкусу
Он ненавидел слово “раб”...

Ненависть к рабству – социальному и духовному – владела Грибоедовым с юных лет. Его характер, мировоззрение, взгляды и вкусы сформировались под решающим воздействием самой русской действительности и в тесном, непосредственном общении с наиболее прогрессивными общественными силами эпохи.

Есть основания предполагать, что Грибоедов не только идейно, но и организационно был связан с революционным подпольем своего времени и, может быть, состоял членом тайного Северного общества.

Он вынужден был служить тому миру, который не вызывал у него никаких чувств, кроме презрения и ненависти. В этом мире задавали тон люди совершенно иной психологии, иного поведения. Грибоедову среди них было явно не по себе.

  • Подведём итоги нашего разговора о жизни и творчестве А. С. Грибоедова.

Обратимся к отрывку из произведения А. С. Пушкина “Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года”:

“Жизнь Грибоедова была затемнена некоторыми облаками: следствие пылких страстей и могучих обстоятельств. Он почувствовал необходимость расчесться единожды навсегда со своею молодостию и круто поворотить свою жизнь. Он простился с Петербургом и с праздной рассеянностию; уехал в Грузию, где пробыл осемь лет в уединённых, неусыпных занятиях. Возвращение его в Москву в 1824 году было переворотом в его судьбе и началом беспрерывных успехов. Его рукописная комедия “Горе от ума” произвела неописанное действие и вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. Несколько времени потом совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником. Приехав в Грузию, женился он на той, которую любил... Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни. Самая смерть, постигшая его посреди смелого, неровного боя, не имела для Грибоедова ничего ужасного, ничего томительного. Она была мгновенна и прекрасна.”

Звучит вальс А. С. Грибоедова, который он написал во время работы над комедией "Горе от ума".

V. Итоги урока.

1. Оценки учащимся за урок.
2. Рефлексия.

Оцените урок в целом и своё участие в нём фразами из комедии:

  • Забавно!
  • Ну вот вам и потеха!
  • Задуматься принудит…
  • …и время шло так плавно…
  • Куда как мил!
  • И только?
  • …в добрый час.
  • …всё пустое.
  • Куда как чуден создан свет!
  • Пофилософствуй – ум вскружится…
  • Ох, род людской!
  • …одно и то же!
  • Длить споры не моё желанье.
  • Пустое!
  • Как удивлялись мы!
  • Какое ж диво тут?
  • Ах! прелесть!
  • Хорош!
  • Какой тут смех?
  • Хорош!
  • Мученье!
  • Что? что? уж нет ли здесь пошара?
  • О! верно…
  • Ха! Ха! Ха!
  • Фу!
  • Ну что?

VI. Домашнее задание.

Познакомиться со статьёй И. А. Гончарова "Мильон терзаний".