Что такое семья?

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Задачи урока:

  • формировать обществоведческие (социальные) представления у детей: о правилах поведения в обществе, со сверстниками и взрослыми; о нормах взаимоотношений между людьми;
  • формировать знания об особенностях семьи как части общества, своеобразного социального института (хотя эти термины и не вводятся в лексикон учащихся);
  • воспитывать уважение к старшим родственникам, интерес к истории своей семьи и ее традициям;
  • развивать мышление, воображение, речь детей.

Оборудование:

  • учебник “Окружающий мир”: 2 кл./ автор Н.Ф. Виноградова;
  • тетрадь “Окружающий мир”, 2 кл.;
  • таблички со словами: семья, поколение, старшее поколение, младшее поколение, домочадцы;
  • фигурки-фишки с изображением членов семьи: папа, мама, бабушка, дедушка, сын, дочь.
  • Презентация к уроку.

Ход урока

I. Организация начала занятия (оргмомент). Сообщение темы.

– Чтобы узнать, о чем пойдет речь на нашем занятии, отгадайте загадку и ребус:

Там есть папа, мама,
Бабушка и я.
Вместе мы – большая,
Дружная … (семья)

– Сегодня мы выясним (открывается тема на доске), что такое семья.

II. Усвоение новых знаний. Знакомство с понятием “семья”

– А как вы думаете, что такое семья? (ответы детей)

– Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и родные нам люди, наша опора на всю жизнь..

– Говорят, что когда в семье люди живут дружно, то со временем они становятся похожи друг на друга. Как в стихотворении Р. Сефа “На свете все на все похоже”.

На свете все на все похоже:
Змея – на ремешок из кожи,
Луна – на круглый глаз огромный,
Журавль – на тощий кран подъемный,
Кот полосатый – на пижаму,
Я – на тебя, а ты – на маму.

III. Знакомство с понятием “поколение”

– А на кого еще могут быть похожи дети?
Когда родилась наша дружная семья,
Рядом с папой и мамой не было меня.
Часто я смотрю на фото их красивое
И немножко злюсь и чуть-чуть завидую.
Спрашиваю папу: “Где я был тогда?”
Отвечает папа: “Не было тебя!”
Как же может быть такое, чтобы без меня
Родилась такая дружная семья?.. (свадебная фотография)

– Действительно, как такое могло случиться? (Семья рождается до появления детей)

– Есть такие семьи, в которых проживает сразу несколько поколений. А чтобы узнать, что такое поколение, нужно прочитать материал учебника на странице 64.

– Что же такое поколение? (Поколение – это люди одного возраста.)

– Сколько поколений в этой семье? (работа с картинками-фишками: мама, папа, дедушка, бабушка, дочь, сын).

IV. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений

– А сколько поколений в семье Васятки? (в учебнике на стр. 66)

Рассказ “Кто кому кто”

Васятка рассказывает другу:

– У меня есть мама, папа, брат Егор и сестра Даша. У мамы есть мама и папа. А у маминой мамы есть брат и сестра. У брата – две дочки, а у сестры – два сына. А у папиного папы есть еще папа.

Совсем запутался Васяткин друг, никак не разберется, кто кому кто. Помоги ему: назови всех родственников Васятки. Есть ли у мальчика прадедушка? А братья и сестры? А тети и дяди?

V. Воспитание бережного отношения к близким людям.

1) Работа в группах

– Когда дома собирается вместе старшее и младшее поколения, вспомните, кто чем обычно занимается. Перед вами тесты на доске даны ответы, выберите 1 группа чем занимается мама, 2 группа – папа, 3 группа – бабушка.

– А Дима и Саша выполнят индивидуальное задание на странице 72 “Волшебная палочка”

Вытирает пыль
Рисует
Стирает белье
Читает газету
Готовит ужин
Пылесосит
Смотрит телевизор
Моет полы
Готовит уроки
Гладит белье
Штопает носки
Вяжет
Дремлет
Ухаживает за растениями
Моет посуду

– Чем же обычно занимаются дети? Старшее поколение? Папа? Мама?

– А теперь послушаем, Диму и Сашу представьте, что они уже взрослые и у них свои семьи.

2) Физминутка.

Вечером: (Имитируют движения)
Дети играют
Мама приносит покупки
Папа читает газету
Мама моет пол
Дедушка смотрит телевизор
Мама стирает белье
Бабушка вяжет
Мама готовит ужин

3) Работа по тетрадям на стр. 37.

– Давайте прочитаем рассказ Маши о своей семье. Дополним его, используя картинки.

– А чем ваша семья занимается в свободное время?

– Есть такое слово традиция, вот в семье Маши традиция вечерами собираться всей семьёй и петь. А в вашей семье, какие традиции существуют?

– Уточним, что такое традиция, открыв учебник на стр. 73 – 74.

– Во времена Средневековья зародилась традиция изображать герб своей семьи. Во многих английских семьях до сих пор чтят эту традицию. Ваш одноклассник тоже решил нарисовать герб своей семьи, посмотрите, что у него получилось.

“Герб имеет форму щита. Это говорит о том, что наша семья всегда готова отразить нападение недоброжелателей, потому что мы все стоим друг за друга горой.

В нашей семье пять человек. Главными членами семьи являются мама и папа. О них рассказывают изображения в верхней части. Мама – мед. Сестра. Об этом свидетельствуют градусник, шприц. Она увлекается выращиванием кактусов, а ещё хорошо водит автомобиль. Папа – водитель Камаза. Его увлечение – охота.

Нижняя часть герба поделена на три части. Центральное место в этой части принадлежит бабушке. Большая кастрюля говорит о том, что она готовит очень вкусно, она же занимается воспитанием внуков. Любимые занятия бабушки – просмотр телесериалов и вязание.

Левая часть герба посвящена моему брату, который уже взрослый и учиться в городе Ишиме. Правая часть герба рассказывает обо мне, ученике 2 “А” класса. Я люблю играть в компьютер. Дома у нас живёт черепаха, которую зовут Тилла. Мы её очень любим.

Наша семья дружная и весёлая, поэтому верхняя часть герба украшает солнце – символ любви и доброты”

4) Информация о домашнем задании

– Ребята, предлагаю вам нарисовать герб своей семьи и на следующем уроке защитить его.

5) Рефлексия:

– Продолжите, пожалуйста, фразу: “Сегодня я узнал…”