Формирование коммуникативной формы речи у младших дошкольников через использование игровых ситуаций

Разделы: Работа с дошкольниками


“Игра — путь детей к познанию мира,

в котором они живут и который призваны изменить”.

А. М. Горький

Почти каждый ребенок практически с первых дней и даже часов своей жизни способен к эмоциональному и голосовому общению с матерью или другим лицом, осуществляющим повседневный уход за ним.

Более того, научными исследованиями доказано, что с рождения ребенку присуща и способность к имитации, то есть он умеет воспроизводить, копировать звуки и мимику человека, находящегося в контакте с ним. Именно способность к имитации, подражанию является на первых порах важнейшим механизмом развития практически всех функций ребенка.

По мере того как ребенок взрослеет, его поведение меняется, расширяются его моторные и психические возможности. Развитие речи – одна из важнейших форм коммуникации. В процессе овладения речью общее развитие ребенка получает колоссальный толчок. С помощью речи ребенок может сказать о своих желаниях, запросить и получить поддержку и одобрение, рассказать о том, что его пугает или тревожит. Развитие речи ребенка состоит из двух равно важных компонентов: развитие понимания речи окружающих ребенка людей и производство собственной вокальной, позже речевой продукции. Надо помнить, что задержки и нарушения развития речи могут касаться одного из этих компонентов или их обоих.

Ранний возраст обладает огромными возможностями для речевого развития ребенка. В это время происходит такое интенсивное развитие мозга, которого не будет ни в один из последующих периодов жизни. Так, при нормальном речевом развитии в 1 год он произносит 10-15 слов, в 2 года – 300-400, к 3-м годам – 1500 слов. Если же в это время малышу не было уделено достаточного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.

У детей второго года жизни чаще, чем в другом периоде раннего детства, наблюдается задержка в развитии активной речи. В это время происходит становление самой сложной и важной функции мозга – речи. Различные неблагоприятные факторы, прежде всего, влияют на этот наиболее чувствительный, вновь формирующийся показатель психического развития ребенка.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитательного воздействия. Общение – это такие взаимоотношения взрослого с ребенком, которое включают обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка на это обращение. В результате малыш не только пассивно воспринимает воздействие взрослого, но и сам становится активно действующим лицом.

Требования к характеру взаимодействия взрослого и ребенка и к способам общения отражены в ряде принципов, которые являются основополагающими при проведении воспитательно-образовательных мероприятий. Вот эти принципы:

  • общение взрослого с ребенком должно быть целенаправленным, стимулирующим и личностно-ориентированным;
  • при организации общения необходимо учитывать актуальный уровень познавательного развития ребенка, но при этом обязательно включать задания, находящихся в зоне его ближайшего развития;
  • любые контакты и действия с ребенком следует сопровождать речевыми комментариями взрослого, сопутствующими его собственным действиям, а также пассивным или активным действиям ребенка; при этом необходимо стремиться вступить в визуальный и эмоциональный контакт с ребенком на уровне, соответствующим его восприятию и деятельности;
  • вступая в общение с проблемным ребенком, взрослый должен учитывать индивидуальные возможности, способности, знания и умения конкретного ребенка, а также собственные склонности и предпочтения. Другими словами, взрослый выступает в качестве “индивидуально настроенного инструмента”, который звучит в собственном, свойственном только ему регистре и тембре, подобранном для определенного ребенка.

Активнее всего это проходит в играх ситуациях.

В игре у детей развивается смысловая сторона речи, функции сравнения и обобщения, грамматический строй, артикуляция. Например, рассматривая предметы (посуду, одежду, куклы, игрушки), дети узнают, из чего сделаны эти предметы и их назначение. Делают вывод. Такие игры помогают ребенку научиться различать и называть сходные предметы. Например, кресло, стул, стол, (мебель), халат, платье, брюки, шапочка (одежда). В этих целях мною используется система дидактических игр “Кто, где живет”, “Домашние и дикие животные”, “Овощи и фрукты”, где дети оперируют с набором предметов и картинок.

Можно подумать, что ребенок понимает содержание того, что говорится при нем, о знакомых вещах и явлениях. Однако понимание им речи окружающих ещё недостаточно. Необходимо продолжать формировать умение различать предметы по внешнему виду, звучанию и т.д.); знакомить детей с отдельными признаками предметов, их названиями, отношениями (временными, причинно-следственными, местами); развивать способность общения. Теперь, когда словарь ребенка достаточен, ребенка постепенно в отдельных, доступных его пониманию случаях побуждают к группировке разнообразных предметов под одним названием (посуда, игрушки). Для этого также можно использовать игры-ситуации, которые могут с использованием разных приемов (втягивание, подключения, обучение взаимодействие. Вместе с тем в каждой игре-ситуации нужно стараться дать определенный образец (назначения предмета, новых игровых действий, использования предмета-заменителя, особенностей действия в роли, замещения действия словом т.д.), но в пределах необходимой эмоциональной ситуации, которая не должна превращаться в обучающее занятие.

В играх-ситуациях представлен сюжет, который можно использовать, вариативно применяя методы педагогического руководства в зависимости от тех целей, которые ставит перед собой воспитатель. Одни и те же ситуации, например “Знакомство с куклами” можно использовать по-разному: дети 2-2,5 лет запоминают имена кукол, с которыми их знакомит воспитатель; дети старше 2,5 лет могут самостоятельно придумывать имена новым куклам.

Развитие речи надо сочетать с формированием умение высказывать элементарное суждение. Здесь существенную роль играют вопросы взрослых. Следует учесть, что на третьем году жизни дети отвечают на вопрос что? или кто? но иногда молчат, когда в отношении того же предмета им задают вопросы более разнообразные: “Во что одет? Что везет? Кому? Чем шьют?”

Если ребенку известно действие, знакома ситуация, он на третьем году относительно легко отвечает на вопрос: “Что делает персонаж?”, т.е. рассказывает о совершаемом действии. Давая детям разнообразные поручения, необходимо одно действие (открыть, завернуть, поставить и др.) связать со многими предметами.

Ребенок начинает устанавливать причинную зависимость, делает примитивные сравнения, умозаключения, конечно, пока лишь наглядно-действенного характера о том, что видит, с чем действует. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают знание основ предлогов и наречий, обозначающих пространственное отношение предметов (далеко - близко, высоко - низко). Например, играя с собачкой, дети узнают о ее месторасположении. Просят подойти собачку к ним. Она близко, рядом, до нее можно дотронуться. Собачка убегает. До нее нельзя дотронуться, потому что далеко. Это обогащает словарь ребенка. У детей расширяется запас понятий, связанных с простейшими бытовыми ситуациями (свое имя, имя близких ему людей бабушки, дедушки, мамы, папы).

Наиболее эффективны проблемные ситуации, в которые попадает игровой персонаж. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое “волшебной шкатулочки”, где лежат швейные инструменты.

Ценность использования игрового персонажа заключается в том, что у ребенка развивается диалогическая форма речи. Для того чтобы ребенок активнее вступал в диалог и игровую ситуацию игровой персонаж должен быть знаком детям, иметь эстетически привлекательный вид. Во время организации игровой ситуации для достижения лучшего результата надо рационально организовать пространство в ближайшем окружении. Продумывание всего того, что будет задействовано в ходе проведения игровой ситуации. Это важно, чтобы сохранить интерес в ходе проведения всей игровой ситуации.

Игровая ситуация помогает ребенку почувствовать значимость воспринимаемого качества в конкретных условиях и необходимость игровых действий; побуждает к диалогу и осознанию разумного способа поведения.

Дети эмоционально реагируют на такие ситуации, активно объясняют их, помогают игровому персонажу. Поддерживая у детей желание, говорить, задаю уточняющие вопросы, прошу повторить интересующие ребенка эпизоды.

Привлекая внимание малышей к речи окружающих, приучаю слушать и правильно слышать не только речь взрослого, но и сверстников. Например, при чтении сказки, стихов, пении песен приучаю вслушиваться в слова и звукосочетание для того, чтобы у малыша возник четкий осознанный образ.

Организуя игровую деятельность, создаю такую ситуацию, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, “Помоги найти Саше совок”, “Попроси у Маши мяч”. Использую такие приемы, как “Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь”. Этим самым я активизирую словарь ребенка, помогаю овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: “Что ты принес? Куда поставил?”. Иногда разыгрываю ситуацию непонимания с целью побуждения к повторению просьбы: “Скажи. Дай Лялю, дай куклу”.

Побуждаю ребенка к речевому подражанию, отчетливо, выразительно произнося слова, фразы с целью активизации усиления слуховой ориентированной реакции. Использую прием собственного вопроса-ответа, эмоционально обыгрываю бытовые ситуации, задаю вопрос и даю образец ответа, как бы отвечая за ребенка. Например, “Что пьет Оля? – Молоко? Вкусное молоко? – Очень вкусное”. В каждой совместной с ребенком деятельности стараюсь предусмотреть ситуации, которые незаметно для малыша вовлекают его в речевое общение.

Взрослый способен незаметно для ребенка модифицировать игровую ситуацию так, что она окажет благоприятные воздействия на детскую психику.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый. С такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние. Как правило, эти дети на общих занятиях малоактивны, требуют дополнительных воздействий, не могут сосредоточиться, в силу чего нуждаются в специальных условиях формирования внимания. Занятия с детьми, у которых наблюдается задержка в речевом развитии, следует проводить не индивидуально, т.к. в этом случае малыши еще больше впадают в заторможенное состояние. На первых порах для занятий таких детей объединяю с другими, с теми, у которых речь развита несколько лучше, но не настолько, чтобы они могли, как говорится, “забить” плохо говорящего ребенка своими умениями. Малыши с задержкой в развитии речи внимательно приглядываются к действиям сверстников, успокаиваются, незаметно подражают их действиям, словам, легче вступают в контакт с окружающими Воспитателю с такими детьми особенно важно установить тесный контакт, поднять их эмоциональное состояние.

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы, и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещен солнцем народного поэтического творчества.

Общение ребенка не может быть полноценным, если работа, которая целенаправленно идет в детском саду не будет продолжаться дома с родителями.

В ходе бесед выяснилось, что родители малоговорящих детей сами частично ограничивают или полностью исключают такие ситуации, которые могут быть использованы для стимуляции развития речи своего ребенка. Они не подзывают его к телефону (“Иди, поговори с бабушкой”), не спрашивают его мнения о том, что он хочет получить на завтрак или обед (“Яйцо или кашу? Чай или молоко?”), не тренируют ребенка сообщать о своих физиологических отправлениях, не стимулируют малыша “договаривать” нужное слово в конце фразы, произносимой взрослым.

Родители по-разному относятся к данной ситуации. Одни не видят проблемы в том, что ребенок в 2,5 года молчит, объясняя это так: “Он все понимает, только ленится”, или: “ Он весь в папу” (тетю, дедушку), тот тоже поздно заговорил, или: “С мальчиками всегда так”. Действительно, многие дети начинают говорить после 2, 5-3 лет. Но подобная задержка сама по себе уже должна насторожить: значит, какие-то, пусть минимальные, но изменения в развитии уже есть.

Нужно хорошо помнить, что дети будут пользоваться речью, если у них в этом есть потребность, есть желание что-то сказать. Они общаются только с теми взрослыми, с которыми имеется частый эмоциональный контакт. Возникает это в результате того, что у детей не вызывается потребность говорить. Так, например, в семье, где воспитывается один ребенок, взрослые больше говорят сами, не требуя от него ответных речевых реакций; он и не затрудняет себя что-то сказать, попросить словом; незначительный его жест быстро понимается окружающими, и ребенок получает желаемое.

Младший дошкольный возраст – уникальный период в жизни человека. Ребенок интенсивно овладевает речью, общением, культурой человеческого мышления.

Малыш копирует, отображает в действиях и словах, в эмоциональных проявлениях и поступках мир, в котором живет. Именно в ранние годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша.

Возможность понимать речь и говорить становится для ребенка третьего года жизни важным средством развития. В этом возрасте функции речи расширяются, и она становится не только средством общения ребенка с взрослым, но и средством его общения с детьми. А ведь в этом возрасте в основном все общение между детьми происходит в игре. Здесь дети развивают диалогическую речь, умение общаться между собой так как игра это тесное взаимодействие между детьми с разными уровнями развития речи, и навыками владения поддержания игровой ситуации. Действуя в игровой ситуации, дошкольник, постигает специфику отношений взрослых, беря на себя роли других людей, осваивая и отражая их социальные функции, взаимоотношения, нормы поведения. Для этого ему нужно активно владеть речью, чтобы взаимоотношения были более тесными. Развитие речи определяется не только уровнем развития мозга ребенка, но и обучающим воздействием взрослых. Взрослый способен незаметно для ребенка модифицировать игровую ситуацию так, что она окажет благоприятные воздействия на детскую психику.

Опыт подсказывает, что в проигрывании жизненных ситуаций через ролевую игру ребенок усваивает именно те жизненные ценности, на которые обращает внимание взрослый.

Литература

  1. “Программа воспитания и обучения в детском саду” Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
  2. “Дошкольное воспитание” №1 за 2009г. Н. Смирнова “Игровое сообщество дошкольников”
  3. “Ребенок в детском саду” №1за 2007г. Ю. Родионова “Развитие интонационной выразительности речи дошкольников”
  4. “Воспитание детей раннего возраста” Под. Редакцией Г.М. Ляминой.
  5. “Развитие игровой деятельности”. Н.Ф. Губанова.