Урок по окружающему миру "Как зимой помочь птицам?". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • углубить знания о птицах;
  • познакомить с образом жизни зимующих птиц;
  • развивать сообразительность, память, творческую активность;
  • способствовать воспитанию любви к природе;
  • воспитывать у детей желание помогать птицам в зимнее время года и охранять их.

Оборудование: картинки, рисунки и фотографии с изображением птиц, аудиозапись голосов птиц. У учащихся на парте: мозаика, разрезанная на 6 частей с изображением птиц.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Сообщение темы и цели урока

– Хочу, чтобы вы сами догадались, о ком будем говорить сегодня на уроке.

(Прослушивание аудиозаписи с голосами птиц)

– Что вы услышали? А когда так красиво поют птицы? А сейчас можно услышать такое пение? Почему?
– Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о зимующих птицах, т.е. о птицах, которые зимуют у нас в Подмосковье.

На доске: КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ?

– В конце урока вам предстоит ответить на вопросы: Нужно ли помогать птицам зимой? Какие птицы зимуют у нас? (Вопросы записаны на доске)

3. Повторение о птицах

А) – Кто такие птицы? Кого называют птицей? Как вы думаете, а много ли видов птиц на земле? Птиц на земле очень много – около 9 тысяч видов. Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, а есть совсем крошечные, как бабочки. Одни птицы живут в лесу, другие – в горах, а третьи – только на берегу моря. Одни птицы питаются рыбой, другие – насекомыми. Есть хищные птицы, которые поедают других зверей, а есть, которые едят в основном ягоды и семена. Итак, сегодня мы поговорим о наших пернатых друзьях – о птицах.

Б) А сейчас я расскажу вам об очень интересных птицах, о которых вы, наверное, слышали, но знаете мало. Слушайте, внимательно, чтобы потом разгадать кроссворд.

ЗИМОРОДОК

Это удивительно красивая птица немного крупнее воробья с необычно ярким опереньем. Называется ЗИМОРОДОК (заполняется кроссворд). Питается мелкой рыбёшкой, головастиками, которых добывает исключительно в воде. Зимородок подкарауливает добычу, неподвижно сидя на какой-нибудь невысокой ветке, оттуда камнем падает в воду, скрываясь в ней полностью, тут же выныривает и взлетает. Из-за своего питания и поведения зимородка в народе называют "рыбачок". Сейчас зимородки улетели на зимовку в Африку и Южную Америку.

ЩЕГОЛ

Благодаря оригинальной окраске спутать эту птицу с какой-либо другой невозможно. Передняя часть головы ярко-красная, верх головы – черный, щеки белые, а спинка каштановая. Это ЩЕГОЛ (заполняется кроссворд). Щеглы не улетают от нас, живут круглый год. Летом питаются насекомыми, а зимой кормятся семенами репейника. поэтому если снег засыпает их корм, то птицам приходится очень туго. Холодов же они не боятся.

ВЬЮРОК

Вот эта птичка называется ВЬЮРОК (заполняется кроссворд). Песня у неё – негромкое скрипучее отрывистое щебетание чж-ж-ж. Питается насекомыми, поэтому зимой улетает от нас в теплые страны.

В) – Ребята из нашего класса тоже приготовили загадки и рассказы о птицах. Попробуйте догадаться, о какой птице идет речь?

1. Рассказывают дети

Эти птицы лепят свои гнезда из глины и соломинок под балконами домов и на высоком берегу реки. Глядя на этих птиц, мы думаем, что они играют в небе. На самом деле они ловят мелких мошек, комаров, которые летают в воздухе. Они редко и неохотно опускаются на землю. (Ласточка)

2. Кто на елке, на суку счет ведет "Ку-ку! Ку-ку!" (Кукушка)

Она зимует в далекой Африке, а к нам прилетает, чтобы вывести птенцов. Но делает это она не как все птицы. Она не вьет гнездо и не заботится о своих птенцах, а подбрасывает яйца по одному в гнезда других птиц. Зато она поедает мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы и спасает лес от гибели.

3. Мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
По полям ночует, семена ворует. (Воробей)

Воробьи – очень прожорливые птички. Они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом. "Вора бей!" – кричали люди, когда видели, как воробьи уничтожали посевы. Так и зовут этих птиц с тех пор.

4. Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

5. У этих птичек белые щечки и грудка, брюшко желтое, спинка зеленая, крылья серо-голубоватые, а на голове черная шапочка. Зимой она прилетает к нашим домам за помощью и будет клевать все, что ей дадут – зерно, крупу, крошки хлеба, кусочки сала и мяса. (Синица)

ФИЗМИНУТКА.

Скачет шустрая синица, ей на месте не сидится, прыг-скок, прыг-скок.
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку, почесала клювом грудку,
И с дорожки – на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень!

Г) Продолжает учитель:

ПОПОЛЗНИ живут в дуплах, залепляя их глиной, оставляя лишь небольшую дырочку. В любое время года делает запасы впрок, прячет каждое семя в щель ствола дерева. Зимой охотно прилетает к кормушке. Прилетев, торопливо хватает 10-15 зерен и стремительно улетает с ними в лес. А через 2-3 минуты ор опять здесь, быстро набирает в свой длинный клюв зерна (они в нем лежат как горошины в стручке).
Серовато-розовое оперенье, ярко желтая раскраска перьев, задорный хохолок на голове – это СВИРИСТЕЛЬ. Они вьют гнезда на ветвях елей и сосен из еловых веточек, а дно выстилают перьями. Питается свиристель ягодами рябины.
Учитель, рассказывая о птицах, заполняет кроссворд.

– Кто прочитает, какое слово получилось по вертикали? Значит, на какие две группы разделим птиц? (Зимующие и перелетные)

4. Игра "Собери мозаику" (работа в парах)

Предлагаю на парте собрать из кусочков картинку с изображением птицы и догадаться, какая птичка получилась.
– У кого получилась такая птичка? Как  она называется? как назвать одним словом этих птиц?

5. Работа в тетради стр. 24 № 2. Взаимопроверка

6. Инсценирование

– Как вы думаете, умеют ли птицы разговаривать?
Писатель Николай Николаевич Сладков подслушал их разговоры и записал в книге "Разговоры животных".  Послушаем, о чем же разговаривают птицы.

Сорока, снегирь, свиристель.

Сорока: Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт... пальмы, бананы, жарища!
Снегирь: Это смотря на какой зимовке, сорока!
Сорока: На какой, на какой – на обыкновенной!
Снегирь: Обыкновенных зимовок, сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие – в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные – как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать-курортничать с Севера прилетели. Я – Снегирь, а это – Свиристель.
Сорока: Зачем же вам было из зимы да в зиму лететь? У вас снег – и у нас снег, у вас мороз – и у нас мороз. Что же это за курорт?
Свиристель: У вас снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковее. Но главное – это рябина. Рябина для нас дороже всего на свете!

– Узнали этих птиц?

Воробей и Синица

– Угадай, Синица, какое оружие самое страшное?
– Знаю, знаю, ружье!
– Не угадала!
– Знаю, знаю, пушка!
– Снова не угадала!
– Знаю, знаю... Не знаю!
– Рогатка. Из пушки-то по воробьям стрелять не станут, а из рогатки – только успевай отскакивать! Уж я-то знаю, я-то воробей стреляный!
– О какой беде нам поведал воробей?

ВЫВОД: Очень тяжело птицам зимой. Трудно добывать им корм. Кто им может помочь?

7. Работа по учебнику

а) Отгадайте загадку:

Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом? (Кормушка)

б) Откройте учебник на стр.57 и рассмотрите кормушки. вот какие бывают кормушки.

Учитель читает текст о кормушках.

– У кого дома есть кормушки для птиц?  Какие птицы прилетают к кормушке?

в) Вот какие кормушки сделали ребята из нашего класса с родителями. После уроков мы повесим их в парке.

г) Учащиеся читают стихотворение-совет:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело,
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

8. Итог урока

– Как помочь птицам зимой? Чем их кормить?