Использование игровой системы сенсорного обучения как средство инновационного подхода к развитию креативных способностей детей старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность данного вопроса на современном этапе обусловлена необходимостью творческого развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении, но существует ряд проблем, которые мешают воспитателю детского сада решать должным образом поставленные перед собой педагогические задачи:

  • объективной потребностью общества в высоком качестве образования и невозможностью традиционными средствами решить проблему формирования креативного потенциала дошкольников;
  • требованиями воспитательно-образовательных программ и отсутствием системы в практической деятельности по развитию креативных качеств у детей старшего дошкольного возраста;
  • низкой педагогической "подкованностью" родителей и их запросом к воспитанию и развитию ребенка

Введение новых технологий, таких как игровая система сенсорного обучения (ИССО), в систему практической деятельности воспитателей несет за собой смену парадигм: с научно - технологической на личностно - ориентированную. Модернизация дошкольного образования предполагает не только усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Одна из главных задач дошкольного воспитания - формирование у воспитанников инициативности и самостоятельности, являющихся составными компонентами креативности, созидательности личности.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании условий для рационального использования творческого потенциала ребенка, способности ставить и решать проблему; систематизация ранее накопленных знаний в области сенсорного обучения детей через игровые методы и приемы для формирования творческо-преобразовательного, поисково-преобразовательного отношения личности современного ребенка к действительности. При этом используются различные пути актуализации опыта креативного развития дошкольников, дальнейшего усложнения, обогащения и наращивания этого опыта в максимально возможном диапазоне.

Большинство исследователей включают в структуру креативности воображение, творческое мышление, инициативности, активность, любознательность и самостоятельность определяют как предпосылки становления креативного потенциала. На основе изучения методического пособия Л.Н.Прохоровой "Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников" была определена структура креативности ребенка - дошкольника: мотивационная сфера (потребность в познавательной и созидательной деятельности), психические процессы (воображение и творческое мышление), личностные качества (любознательность, активность, инициативность). Решение проблемы развития креативности зависит от комплекса психолого-педагогических условий, и одним из них является применение приемов ТРИЗ. Проблемам разработки ТРИЗ в различных областях жизнедеятельности посвятили свои исследования Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин, Б.Л.Злотин, Г.И.Иванов.

Материалы исследования основывались на ведущих идеях, методах и приемах тризовцев - не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент выявления у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. На рубеже двух тысячелетий перед системой образования встал вопрос развития креативных способностей дошкольника с его неповторимостью, оригинальностью и уникальностью - главными проблемами современного дошкольного образования. Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достигать максимального эффекта.

Основная цель данной работы воспитателя дошкольного учреждения - создание условий для рационального использования игровой системы сенсорного обучения и развития креативных способностей ребенка. Восприятие активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, применяя элементы методики ИССО, активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новый информации, вызвавшей у него интерес и переживания.

Игры детей при разработке методики ИССО, игровые моменты подбирались с учетом следующих принципов:

  • способствование развитию интеллекта;
  • мотивационная концептуальность;
  • креативность - способность к творчеству в различных видах деятельности.

Процесс познания происходит через развитие психических процессов: восприятие, память, внимание. Которые в свою очередь, способствуют развитию конвергентного (логического) мышления, дивергентного (ассоциативного) мышления и воображения (создания образа).

Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подличать особенности предметов и явлений, детали, черточки, которые не заметит взрослый, восприятие в процессе обучения и игры совершаются, и главное, оттачивается в согласованной работе с мышлением, воображением, речью

Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Восприятие младшего дошкольника (3-4 года) носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету. При восприятии он видит не все свойства предмета, а наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойства в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета, замечать похожие свойства в разных предметах и разные в одном предмете. Наиболее часто в одной группе, мной использовались такие дидактические игры, как "Собери капельки в стакан", "Собери в листочки", "Зажги огоньки на елочке", "Покажи на рисунке, какой предмет горячий, холодный, теплый", "Подбери пару".

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) детям помогают осваивать приемы познания свойства предмета, прикладывания предметов друг к другу, измерение и др. В процессе активного познания дети знакомились с разновидностями свойств: цветом, формой, величиной, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, качества поверхности. Они учились воспринимать их проявления, осваивали способы обнаружения, названия, учились различать их оттенки и особенности. В этот период используется большая подборка дидактических игр и пособий, такие как "Угадай на ощупь", "Какие события были в начале?", "Какие потом?", "Что мальчик делает утром, днем, вечером, ночью?", "Построй ворота, гараж, беседку и т.д.", "Какая кукла выше?", "Сложи узор из кружков и квадратов".

В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) детей учат различать разновидности вышеперечисленных свойств, обнаруживать их сочетание в целостных предметах ("Из каких фигур нарисованы флажки?", "Найди похожие предметы"), обучают и словесному описанию. (Например, дети очень любят игры типа "Расскажи о предмете так, чтобы я угадала его"). А так же активизируют детей использованию свойств предметов в разных видах деятельности. В это время знания о предметах и их свойствах организуются в систему, которая управляет познавательной активностью ребенка в разных сферах окружающей действительности: искусстве, природе, общении с людьми. Он осваивает приемы восприятия более сложных явлений. С детьми проводятся диагностические обследования по темам:

  • "Изучение различия цвета в игровой ситуации"
  • "Изучение представлений о частях суток";
  • "Изучение восприятия длительности временного интервала";
  • "Изучение восприятия картины".

Результаты обследования детей показывали, какому направлению следует уделить большее внимание, какую методику или сочетание методов применить на данном возрастном отрезке. Но так как все дети разные, каждый ребенок индивидуален в направлении своих чувств, возможностей, необходимо постоянно изучать психологические особенности процесса творческого восприятия.

Задача воспитателей, заключается в том, чтобы сформировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях. Как же это мы делаем? Главным условием является обучение ребенка действиям с этими предметами, и не любые действия, а такие, которые помогают ребенку обнаружить основные свойства предмета, его назначения, особенности. Эти действия называются перцептивными или воспринимающимися, обследовательскими. Если ребенок знает, что надо делать, как надо знакомиться с новым для него предметом, то у него появляется познавательная активность, любознательность. В дальнейшем развитии ребенок осваивает сложные перцептивные действия, которые помогают ему выделять свойства предметов, количество таких обследовании с предметами увеличивается. Дети начинают разглядывать предметы, ощупывать их руками, останавливаясь на отличительных деталях.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - адаптированный вариант сенсорной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования. Особое внимание следует уделить подбору сенсомоторных объектов для уголка.

Работая со старшими дошкольниками по формированию сенсорных чувств по восприятию предметов и явлений, необходимо опираться на систему перцептивных действий и систему эталонов (принятых образцов), с которыми ребенок сравнивает предметы. Характер перцептивных действий меняется, в них увеличивается доля зрительного обследования, и только в затруднительных случаях и с незнакомыми объектами в обследовании участвует рука. Ребенок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание предмета, прикладывание, измерение.

Часто в работе используют такую игру, как "Угадай, кто выше ростом" - где дети сравнивают изображение маленького ребенка и изображение взрослого человека, щенка и взрослой собаки, но изображения взрослых особей по размеру меньше, чем малышей. Здесь детям приходится отключать свое мышление от зрительного образца и подключать зрительную память. Такие сложные действия помогают сформировать более детальный предмета, где все свойства и детали находятся в определенном состоянии друг с другом, тогда образы называют системными.

Один из важных составляющих элементов в построении ИССО - организация работы на маршрутах "Сенсорного сада". Общий маршрут "Сенсорного сада" объединяет все объекты, расположенные на территории детского сада (тематические площадки, парковые скульптуры, природные объекты, сенсорные центры на групповых площадках, функциональные зоны). Проходя по сенсорным маршрутам, дети трогают кору деревьев, обследуют на ощупь парковые скульптуры, сделанные из металла, дерева, пластика, бетона. Воспитанники идут по дорожке босыми ногами, определяют ее поверхность, ощущая прикосновение песка, травы, гравия, попадают через деревянный мостик в природный водоем.

Очень продуктивно использовать элементы ТРИЗа, такие как "Бином фантазии", "Что хорошо, что плохо". В результате таких игр ребенок становится наблюдательным, замечая малейшие отличия. Он с интересом знакомится с новыми незнакомыми предметами и явлениями, применяя накопленный опыт перцептивных действий, которые превращаются в инструмент познания. Игры подбираются с таким расчетом, чтобы они были направлены на познание не внешних особенностей предметов и явлении, а на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними, таких как причина и следствие функции предметов, родовые и видовые связи. Также с помощью игр учат детей воспринимать и правильно реагировать на музыку в соответствии с ее характером и принятыми способами.

Так как игры по формированию различных видов чувственного восприятия зачастую связаны с рассматриванием картин и иллюстраций, следует начинать свою работу с того, чтобы научить детей воспринимать иллюстрации как целостный сюжет, в котором заложен смысл. При обучении восприятию надо помнить, что иллюстрации - это вторичная информация об окружающем мире, в которой специально выделяются какие-то стороны реальных объектов. Иллюстрации подчеркивают скрытые свойства, поворачивают объект так, чтобы эти свойства были явными. При восприятии иллюстрации дети осваивают новые понятия об окружающем мире, у них формируются представления о нравственных и эстетических эталонах прекрасного, безобразного, трагического и комического, а так же о способах их художественного изображения, о правилах и приемах их анализа. Работа с иллюстрациями в рамках ИССО включает в себя следующие этапы:

  • активные игры, которые усиливают восприятие отдельных сторон;
  • творческая деятельность;
  • самостоятельный анализ похожих иллюстраций, выявление смысла иллюстрации, который раскрывается через характеристику героев, внешние средства выразительности (мимику, жесты, позы, одежду, предметы, обстановку), усиление цветом, формой, положением в пространстве и времени, размерами и пропорциями.

Овладение системой восприятия иллюстраций тесно связано с развитием наглядно-образного мышления, с совершенствованием системы представлений и способности оперировать ею достаточно свободно.

Для развития каждого вида восприятия разработана система применения дидактических игр, которые постепенно усложняются в соответствии с этапами перцептивных действий. Игровая система сенсорного обучения разработана с учетом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а так же особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в обучающей системе предлагаются образы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. В систему входят так же игры, направленные на формирование перцептивных действий, постоянно переносящие их из внешних действий на внутренние, с уровня манипулирования предметами на уровень сравнения их с сенсорными эталонами - образцами, а затем и аналитического сопоставления с эталонами - представлениями.

В начале предлагаются игры с реальными предметами, в которых под руководством взрослого, дети начинают воспринимать свойства предметов. Затем вводятся игры с моделями предметов, где воспринимаемые свойства специально выделены для облегчения восприятия. В играх с моделями дети учатся манипулировать этими свойствами сначала в реальных действиях, которые помогают расчленить перцептивные действия и модели предметов на элементы. Это позволяет ускорить и облегчить усвоение перцептивных действий и перевести их с уровня осязания на уровень зрительного обследования предметов. Завершающим моментом для каждого вида восприятия даны игры на зрительное различие или узнавание свойств явлений или предметов, с помощью которых можно определить, сформирован ли у ребенка внутренний механизм восприятия предлагаемых свойств.

В соответствии с закономерностями восприятия, понимание цели чрезвычайно важно для развития перцептивных действий, цель - избирательно активизировать те действия, которые необходимы для конкретного восприятия, то есть включать в работу такие движения и психологические механизмы, которые, как орудия труда, помогаю выполнять работу. На протяжении всего периода в группах рекомендуется организовывать кружки по изготовлению поделок из бумаги, ткани, соленого теста "Соленый завиток", на занятиях в которых дети изготавливают пособия для игр на развитие сенсорных чувств, а также развивают мелкую мускулатуру, моторику

Работу в группе рекомендуется проводить в тесном сотрудничестве с семьей. В целях выработки тактики соблюдения единых требований дома и детском саду организуются родительские клубы "Школа Монтессори", "Семейный очаг", "Мамина шкатулка".

С помощью игровой системы сенсорного обучения (ИССО) можно научить ребенка восприятию основных свойств явлений и предметов и, сформировать представления об этих свойствах и их разновидностях, разнообразных способах их проявления и обнаружения.

Система имеет два уровня сложности:

1. Включает в себя игры на восприятие свойств предметов.

2. Включает в себя игры на восприятие природы искусства (иллюстраций, литературных произведений, музыки), сложных движений и социальных взаимоотношений людей. Воспитание взаимоотношений людей - основа для нравственного воспитания, которое включает еще в себя знание способов и форм поведения в разных ситуациях, передачи своих переживаний и понимание причин поведения и поступков других людей, их состояний и внутренних переживаний. Этот подраздел восприятия становится возможным на основе личного опыта, полученного в разнообразных жизненных ситуациях.

Первый этап обучения - систематизация опыта с помощью эталонов поведения, принятых в обществе, в которых они закрепляются, и внешних признаках их проявления.

Вторым этапом обучения является организация практических действий детей в играх и переживание их в реальных жизненных ситуациях.

Третьим этапом является умение ребенка анализировать сложные жизненные ситуации и моделировать свое поведение в них, представляя себя в такой же ситуации. Правильное понимание поступков людей, их переживаний, умение рассказывать о них, а так же, а также рассказать или передать другими способами свое состояние и переживания, в соответствии с принятыми нормами, поможет ребенку быстро адаптироваться в любых жизненных ситуациях

Восприятие социальных явлений занимает центральное место в восприятии сложных явлений, т.к. все они в разной степени раскрывают внутренний мир людей. Поэтому восприятие живописи, музыки, литературы, танцев, природы, помогает сформировать целостный образ внутреннего мира людей и их взаимоотношений. Этот образ соединяет в себе нравственные, эстетические и информационные характеристики.

В играх с детьми необходимо переходить от наиболее простых к более сложным видам восприятия, соблюдая возрастные указатели. Такой порядок обеспечивает преемственность приобретаемых знаний, умений и навыков.

Игровая система сенсорного обучения позволяет не только целенаправленно и ускоренно формировать восприятие, но и определить примерный уровень развития восприятия. Если ребенок самостоятельно выполняет игровые задания, то по характеру игры можно определить, какой уровень перцептивных действий развит у ребенка, какие сенсорные эталоны он освоил.

Данная система обучения может помочь в обнаружении, каких - то пробелов в восприятии ребенка: неумение воспринимать отдельные свойства или их разновидности, неумение пользоваться каким-либо перцептивным приемом, неполноту системы эталонов. Эти недоработки в воспринимающей системе ребенка могут быть обнаружены и установлены с помощью игр и игровых упражнений. Игровая система позволяет в доступной и интересной форме развивать ведущий познавательный процесс.

Для проведения развивающих игр проводится тщательная предварительная работа: чтение рекомендаций и пояснений к каждой игре, приготовление необходимых игрушек, атрибутов и разрезных моделей, организация детского коллектива, выяснение уровня детской подготовленности. Организуются занятия по творческому развитию зрительного, слухового, осязательного восприятия детей. Все они также проводятся в забавной, игровой форме, подчиняясь правилам И.С.С.О. Для начала готовлю счетные палочки (карандаши, спички, хлебная соломка, веточки дерева). Подбрасываем вверх 3-5 палочек. А когда они упадут, просим ребенка на счет "раз, два, три" запомнить, как расположились эти палочки. Затем палочки закрываются листом бумаги и малышу предлагают взять такое же количество палочек и разложить их так же. Если при проверке результат оказывается удручающим, значит, зрительное восприятие требует нашего повышенного внимания, и мы подбираем именно по этому направлению большее количество игр, например, "Что изменилось?" (для детей 3-4лет): "Сложи орнамент из фигур" (4-5 лет); "Из чего сложили дом?" (5-6 лет).

Анализ использования игровой системы сенсорного обучения выявил неоценимую роль в развитии креативных процессов психики, что способствовало повышению общего интеллектуального уровня развития личности ребенка. Это в свою очередь привело к раскрепощению детей, пробуждению их скрытых способностей, а в последующем лучшей успеваемости в школе.

Использование комплекса педагогических приемов помогает наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень.

Креативность, способствует применению полученных знаний, умений и навыков в их практической деятельности, дает возможность педагогу реализовывать свой творческий потенциал.

У детей сформировалось устойчивое стремление к исследовательской деятельности, возросла познавательная активность, уровень интеллектуального развития и творческого воображения Дети стали способны принимать надситуативные решения, связанные с преобразованием наличного материала, как средства наиболее оптимального выхода из проблемной ситуации. Использование ИССО в сочетании с другими передовыми методами педагогического мастерства, дает толчок для раскрепощения скрытых способностей детей. Изменилась так же и речь детей, которая стала более эмоциональной, выразительной, образной. Старшие дошкольники активно используют в своей речи определения, сравнения, метафоры, фразеологические обороты. Хорошо владеют различными приемами творческого рассказывания.

Креативность активно развивается на протяжении всего дошкольного периода под влиянием разнообразной деятельности ребенка: лепки, рисования, конструирования, чтения книг, просмотра фильмов, спортивных занятий, музыки, прогулок. Все эти виды, с применением элементов методики ИССО, активно пронизаны игрой, в которой ребенок моделирует все фрагменты окружающей жизни и новой информации, вызвавшей у него интерес и переживания.