Историко-краеведческая викторина "Люди Алтая"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • развивать любознательность, интерес в правильном осмыслении исторических явлений и осознании ценностей современной жизни;
  • углубить знания учащихся в области истории Алтайского края, способствовать развитию их всесторонних интересов и способностей;
  • привлечь учащихся к творческому исследовательскому труду, развивать информационную и медиа грамотность – умение находить, анализировать, обрабатывать, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и на различных типах медиаоборудования.

Оборудование:

  • портреты выдающихся личностей (А.Н.Демидов, И.Ползунов, В.М.Шукшин, М.Калашников, Р.Рождественский, В.В.Бианки, Г.С.Титов и др.)
  • схемы (изображение Колывано-Воскресенского медеплавильного завода)
  • изображения памятников (Ползунову И.И. в Барнауле, советскому воину-освободителю в г. Пловдиве, памятник Шукшину В.В. в селе Сростки и др.)
  • музыкальные произведения (песни на слова Р. Рождественского “Мы желаем счастья вам”, “Алеша”)

Содержание:

I. Вступительное слово учителя:

Есть на Алтае имена, давно ставшие легендой, золотым пером вписанные в историю России, а также наши современники: писатели, актеры, спортсмены. Проведение краеведческой викторины – это не только развлечение для учащихся, сколько одна из форм организации обучения. Вопросы викторины связаны с основным программным курсом обучения, углубляют, дополняют его и тем самым повышают уровень образования учащихся, способствуют их развитию, расширяют кругозор. Нашим землякам, прославившим Россию, посвящена разработка исторической викторины.

II. Викторина

1. Крупный промышленник, основатель металлургических предприятий на Алтае.
2. Создатель первого в мире перового двигателя.
3. Заслуженный военный лётчик СССР, единственный на Алтае дважды герой Советского Союза.
4. Прототип памятника Советскому воину-освободителю Алёше в болгарском городе Пловдиве.
5. Легендарный конструктор лучшего в мире автоматического оружия.
6. Космонавт номер два.
7. Выдающийся деятель культуры: писатель, режиссёр, актёр. Любимые герои его книг – “странные люди, чудики”.
8. Знаменитый детский писатель, чьи книжки о животных хорошо известны.
9. Русский советский поэт, писавший произведения, отличающиеся пафосом, масштабностью образов; автор текстов ряда песен.
10. Мэтр отечественного кинематографа, знаменитый режиссёр, автор советских фильмов “Кубанские казаки”, “Свинарка и пастух” и др.
11. Актёр театра и кино, с недавнего времени художественный руководитель Молодёжного театра Алтая.
12. Известный российский кинорежиссёр, получивший в 1993 году премию за лучший игровой фильм “Макаров”.
13. Киноактрисса, народная артистка РСФСР, создавшая яркие экранные образы в фильмах “Андрей Рублёв”, “Пришёл солдат с фронта” и др.
14. Футболист, входящий в сборную России по футболу.
15. Чемпионка мира и Европы по лёгкой атлетике.

III. Источники:

1. В.Гришаев “Тропою памяти”. Записки краеведа. Барнаул, 1987.
2. Н.Я.Савельев “Сыны Алтая и Отечества”. Барнаул, 1988
3. Памятники истории и культуры Алтая. Барнаул, 1983
4. Интернет-ресурсы

Дополнительная информация к викторине "Люди Алтая"

Демидов Акинфий Никитич (1678–1745), предприниматель, действительный статский советник, основатель горнозаводской промышленности Алтая. Статский сын и наследник Никиты Демидовича Антуфьева, тульского кузнеца, выдвигается при Петре.
Вместе с отцом построил на Урале в начале 18 века несколько медеплавительных 3-х видов. С открытием на Алтае полиметаллических рудников получил разрешение монопольное право на строительство здесь заводов и рудников в 1727 мастеровые люди с Урала начали возводить на реке Белой, притоке Локтевки, Колывано-Воскресенский медеплавильный завод. 21 сентября 1729 он выдал первый метал. В 1740–1744 построен Барнаульский завод, в 1744 – Шульбинский, хорошо оборудованные по тому времени предприятия. Берг-коллегия разрешила Демидову селить при заездах бедных, гулящих людей, раскольников, которые становились “вечноотданными” (мастеровые были переведены на Алтай с Урала). В 1740 к заездам начали приписывать господину крестьян. Всего предприятия Демидова насчитывали 5606 душ мужского пола. Владение Демидова занимали значительную часть Томского и Кузнецкого учреждений, вся полнота владение на этой территории принадлежала заводской администрации, она имела в своем распоряжении воинские силы. Добыча меди прибыли не давала, так как велики были расходы на производство и транспортировку, поэтому Демидов нелегально выплавлял на Алтае 3-х видов серебра. Об этом стало известно императрице Елизавете, и 1 мая 1747 алтайское предприятие Демидова вместе со всеми земельными благодениями были преданы в ведение Кабинета. Демидов умер в августе 1745, на Алтае он так и не побывал. За “демидовский” период (1729–1746) на заездах округа выплавлено 25 тыс. пуд меди. В 1991 с целью возрождения традиций русского предпринимательства учрежден Алтайский центр Международного Демидовского фонда.

Иван Ползунов

Создатель первого в мире парового двигателя. Начинал писарем на Барнаульском сереброплавильном заводе. Изобретение постигла довольно печальная участь. Несмотря на невиданные характеристики паровой машины, широкого применения в заводском деле она тогда не нашла. Хотя затраты на разработку и производство окупились быстро, а чистая прибыль всего за три месяца составила 11 тысяч рублей. За проект “огненной машины” Екатерина Вторая распорядилась произвести Ползунова в “механикусы” с чином и званием инженерного капитан-поручика с премией 400 рублей. Сам Ползунов своего революционного детища в работе не увидел, скончался от чахотки раньше запуска “огненной машины”. Чем же двигатель Ивана Ползунова отличается от английского двигателя инженеров Севери и Ньюкомена, изобретённого практически в тоже время? Двигатель англичан был одноцилиндровым и пригодным только для откачки воды из шахт. Ползуновский же был двухцилиндровым, непрерывного действия, мог одновременно и подавать дутьё в печь, и откачивать воду. Именем Ивана Ползунова названы один из лучших технических вузов Сибири – Алтайский государственный технический университет, Колыванский камнерезный завод, котлотурбинный НИИ в. Санкт-Петербурге, горнометаллургический техникум в Екатеринбурге и даже один из океанских теплоходов.

Плотников Павел Артемьевич заслуженный военный летчик ссср
(1966), единственный на Алтае дважды Герой Советского Союза. Род. В 1921 в селе Гоньба (ныне Ленинского района Барнаула) в семье крестьянина. После переезда родителей в Барнаул учился в 4-й, 27-й, 25-й школах. Из 8 класса ушел в ж.-д. уч-ще, по окончании которого работал электрослесарем на вагоноремонтном заводе. Увлекался авиамоделированием, занимался в кружке планеристов при Барнаульском. Аэроклубе, был зачислен в летную школу при этом клубе. Здесь совершил первый самостоятельный полет на самолете. В 1931 окончил Новосибирскую воен.-авиационную школу, воинское звание мл. лейтенант. Вел. Отеч. Война застала его в Аккермане, в бомбардировочном авиаполку. Позже командовал эскадрильей.
За годы войны совершил 343 боевых вылета, лично потопил 6 вражеских морских транспортов, сбил 5 самолетов, уничтожил 7 эшелонов с техникой и войсками, 3 ж.-д. моста, 250 автомашин, большое кол-во огневых точек. Принимал участие в Берлинской операции. За образцовое выполнение боевых заданий 19 августа 1944 присвоено звание Героя Сов. Союза, 27 июля 1945 удостоен этого звания во второй раз. После войны 30 лет командовал авиачастями и соединениями, окончил академии Военно-воздушную и Ген. Штаба. Ген.-майор авиации, с 1975 – в отставке. Живет в Москве. 3 июля 1953 в Барнауле на пл. Свободы установлен бюст Плотникова. Авторы: Арх. Н.Г. Минаев, скульптор В.М. Терзибашьян.

Алексей Скурлатов – солдат с Алтайского края, ставший “моделью” памятника советскому воину-освободителю в болгарском городе Пловдиве. Алексей Иванович хорошо помнит, как его рисовал с натуры болгарский художник. А через несколько десятилетий в Пловдиве появился 17-метровый памятник советскому солдату, спасшему страну от фашизма. Поначалу памятник был безымянным, но после того, как болгарский знакомый Скурлатова Методи Витанов узнал в облике советского солдата своего друга Алексея из Сибири, памятник обрёл имя. А одноимённую песню, которую пел весь СССР и Болгария, написали композитор Эдуард Колмановский и поэт Константин Ваншенкин.
“Алёша” – не единственный случай, когда жители Алтайского края становились прототипами знаменитых монументов и литературных героев. Так, прототипом женской фигуры на памятниках “Родина-мать” и “Скорбь матери” знаменитого скульптора Вучетича на Мамаевом кургане стала натурщица Анастасия Пешкова из алтайского села Усть-Мосиха. Василий Тёркин – тоже наш человек. Художественное воплощение этого образа Орест Верейский рисовал в боях под Москвой с нашего земляка Василия Глотова. Когда Твардовский впервые увидел рисунки Верейского, он безоговорочно признал в нём своего Тёркина и в дальнейшем не допускал и попытки изобразить Тёркина другим. Вполне естественно, что Твардовский и Глотов стали близкими друзьями.

Михаил Калашников родился 10 ноября 1910 года в алтайском селе Курья. Вряд ли в мире найдётся сегодня русское имя известное больше, чем имя оружейника. Его знают даже те, кто не интересуется ни политикой, ни культурой, ни техникой. Его знают даже те, кто вообще не догадывается, что “Калашников” – это не только автомат, но ещё и человек.
Легендарный конструктор лучшего в мире автоматического оружия своё гениальное изобретение создал буквально по пословице “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Конструкторская идея автомата пришла к нему на госпитальной койке, куда попал он после тяжёлого ранения под Брянском. В войну Михаил Калашников был танкистом. В 1947 году АК-47 был принят на вооружение нашей армии.
“Я первым пожму руку тому, кто создаст более совершенное автоматическое оружие”, – говорит гениальный оружейник. Но пока руку пожимают только ему. Михаил Калашников давно обосновался в Ижевске, где создал несколько модификаций своего автомата. “Калашников” сегодня принят на вооружение 55 армиями мира, изображение “калаща” красуется на гербах шести государств мира. За 60 лет с конвейера сошло около миллиарда автоматов системы русского конструктора Михаила Калашникова.

Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935года в селе Верхнее Жилино Алтайского края.
Космонавт номер два, который имел все шансы быть первым человеком, побывавшим в космосе. Наш земляк первым в мире испытал условия невесомости и первым попробовал вручную управлять космическим кораблём. Герман Титов поставил рекорд продолжительности полёта: 6–7 августа 1961 года на корабле- спутнике “Восток-2” он совершил 17 витков вокруг Земли за 25 часов 11 минут, пролетев расстояние 703143 км. Полёт позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и
его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве. Став знаменитостью мирового масштаба, генерал-полковник авиации, Герой Советского Союза, до последнего дня был частым гостем в родном Полковниково. Здесь, на родине второго космонавта планеты, сегодня открыт памятник. Ежегодно в день рождения Германа Титова и в день его полёта на Алтае неизменно чтят память великого земляка.

Шукшин Василий Макарович (1929–1974), прозаик.

Родился 25 июня в селе Сростки Алтайского края в крестьянской семье. Окончив сельскую семилетнюю школу, поступил в Бийский автотехникум, но через два года возвратился в родное село, поступил в колхоз. В 17 лет он “уходит в огромную неведомую жизнь”.
В 1954 поступил на режиссерское отделение ВГИКа, который окончил в 1960.
В 1958 Шукшин сыграл первую главную роль в фильме М. Хуциева “Два Федора”, в этом же году в центральной печати был напечатан первый рассказ Шукшина “Двое на телеге”. В 1963 в издательстве “Молодая гвардия” вышла первая книга – “Сельские жители”, С этого года он работал режиссером на киностудии им. М. Горького, снимал свой фильм “Живет такой парень”.
В 1965, 1969, 1972 на экраны страны вышли фильмы Шукшина “Ваш сын и брат”, “Странные люди” и “Печки лавочки”. Слава актера, режиссера и писателя будет сопровождать В. Шукшина до конца жизни.
В 1968 в издательстве “Советский писатель” вышел сборник рассказов “Там, вдали”, в 1973 – сборник “Характеры”, в 1974 – “Беседы при ясной луне”.
В 1974 фильм Шукшина “Калина красная”, где он выступил как сценарист, режиссер и актер, стал явлением в советском кинематографе.
В мае 1974 шли съемки фильма “Они сражались за Родину”, где Шукшин играл роль Петра Лопахина. В июне был сдан в издательство роман “Я пришел дать вам волю”.
2 октября во время съемок фильма “Они сражались за Родину” в станице Клетской Волгоградской области Шукшин скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Бианки Виталий Валентинович (1894–1956) родился в г. Санкт-Петербурге в семье учёного – орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным “лесным учителем” привил ему любовь к биологической науке. Бианки закончил естественное отделение физико-математического факультета Петроградского университета, затем Институт истории искусств. В течение 4-х лет Бианки участвовал в научных экспедициях по Волге, Уралу, Алтаю и Казахстану. В 1917 г. переехал в Бийск, работал учителем естествознания и организовал краеведческий музей. Несколько произведений Бианки непосредственно относятся к Алтаю: “Аскыр”, “Последний выстрел”, “Бун”, “Роковой зверь”, “Кувырок”, “Она”. Потребность художественного воплощения знаний о живой природе сделала Бианки писателем. Герои первого детского рассказа “Чей нос лучше?” – птицы Тонконос, Крестонос, Дубонос и др. напоминали сказочных героев, повествовательная манера Бианки была полна точных наблюдений и юмора.
Бианки рассматривал своё творчество как “самоучитель любви к природе”. Он написал более 30 сказок о природе (“Первая охота”, “Кто чем поёт”, “Как муравьишка домой спешил”, “Сказки зверолова” и др.), по некоторым из них сняты мультфильмы (“Оранжевое горлышко”,Бианки писал также повести, рассказы и тематические циклы (“Мышонок Пик”, “Синичкин календарь”). Неоднократно дополнялись при переизданиях “Лесная газета”, сборник “Лесные были и небылицы”, ставшие классическими образцами научно – художественных произведений для детей.
Бианки участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов, диафильмов о природе, в память о своём любимом писателе А.Грине мечтал создать клуб “Алые паруса”.

Незадолго до своей смерти Бианки писал в предисловии к одной из своих книг: “Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым, и детям. А теперь я понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребёнка”.

Рождественский Роберт Иванович

Его года – наше богатство!
Родился я в селе Косиха Дождливым летом. На Алтае. А за селом синело поле и пахло ливнем переспелым... Нет! Я родился намного позже. Потом. В июне. В сорок первом. И жесткий голос Левитана был колыбельною моею. В этом стихотворении отражены воспоминания поэта о своем военном детстве. Его отец был офицером, а мать – военным врачом. Они были призваны на фронт в самом начале Великой Отечественной войны (1941–1945), заставшей семью в Омске. Сам поэт впоследствии вспоминал, что, потрясенный всем случившимся, он написал стихотворение, а его школьный учитель отнес его в газету “Омская правда”, где оно было опубликовано в июле 1941. Получив свой первый девятирублевый гонорар, Роберт перечислил его в фонд обороны.
Страстно желая, подобно многим своим сверстникам, попасть на фронт, подросток в 1944 поступал в военно-музыкальное училище. После войны будущий поэт вместе с родителями переехал в Петрозаводск. Все более укрепляясь в желании посвятить себя литературе, он сразу по окончании школы (1950) послал документы в Литературный институт имени Горького, но получил отказ “ввиду явной творческой несостоятельности”. Проучившись год на историко-филологическом факультете Петрозаводского университета, Рождественский предпринял вторую попытку поступить в Литинститут, на этот раз успешную.
В годы учебы в Москве поэт познакомился с Е.А. Евтушенко (род. В 1933), Р.Г. Гамзатовым (род. В 1923), Г.Я. Баклановым (род. В 1923), Ч.Т. Айтматовым (род. В 1928). Его стихи публиковались в “Смене” и других популярных изданиях, а в 1954 Рождественский стал членом Союза писателей. В 1955 в Петрозаводске вышел его первый стихотворный сборник “Флаги войны”, в следующем году – второй сборник “Испытание”.
По окончании института в 1956 Рождественскому, как и другим выпускникам, предстояло пройти практику, и он сделал необычный выбор, решив отправиться на Северный полюс. Результатом этой поездки стал сборник “Дрейфующий проспект”
(1959).
В творчестве Рождественского этих лет нашли отражение устремления, характерные для поэзии 1950-х, – склонность к манифестации, подчеркнутый пафос, патетичность высказываний. Декламационная манера, яркая эмоциональность, четкая ритмика Рождественского с поэзией В.В. Маяковского 1893-1930).
Среди последующих поэтических сборников “Необитаемые острова” (1962), “На самом дальнем Западе” (1965), “Радиус действия” (1965), “Сын веры” (1966), “Линия” (1972), “За двадцать лет” (1973а), “Это время” (1983), “Друзьям” (1986).
В 1965 Рождественский избран членом правления Союза писателей (СП) РСФСР, а в 1971 – членом правления секретариата СП СССР.
В 1961 он написал поэму “Реквием”, сразу получившую широкую известность. В этом произведении, посвященном памяти погибших на фронтах Великой Отечественной войны, нашли отражение страдание и героизм военных лет. “Реквием” был положен на музыку Д.Б. Касалевским (1904-1987). Среди лучших поэм Рождественского, – “Письмо в тридцатый век” (1963), “Посвящение” (1969) – о подвиге Ю.А Гагарина. Поэту была присуждена Государственная премия СССР (1979).
Всенародную известность Рождественский получил как поэт песенник. Первую свою песню – “Твое окно” – он написал еще в 1955 по просьбе композитора А.Г. Флярковского (род. В 1931). Стали популярными и позже написанные песни “Погоня”, “Не надо печалиться”, “Мгновения”, “Мы – эхо”, “Мои года – мое богатство” и многие другие.

Пырьев Иван Александрович – наш земляк.

Мэтр отечественного кинематографа, знаменитый российский кинорежиссер ПЫРЬЕВ Иван Александрович родился 17 ноября 1901 г. В селе Камень (ныне город Камень-на-Оби) Алтайского края.
В 1916-20 гг. служил в действующей армии.
В 1923 г. Окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 г. – сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 г. И до конца жизни работал в “Мосфильме”.
Как режиссер-постановщик И. А. Пырьев начинал с сатирических комедий, первые его постановки – “Посторонняя женщина”, “Государственный чиновник”. О его фильме “Конвейер смерти” (1933 г.) – драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: “Скучным нельзя назвать ни один кадр”.
“Богатая невеста” (1937 г.) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для И.А. Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер ставит музыкальные комедии “Трактористы” (1938г.), “Свинарка и пастух” (1941 г. ) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти фильмы полюбились рядовому зрителю.
В годы войны И.А. Пырьев снял фильм “Секретарь райкома” (1942 г.), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму “В шесть часов вечера после войны” (1944 г., Государственная премия СССР, 1946 г.), полную предчувствия грядущей Победы.
“Сказание о земле Сибирской” (1948 г., Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в г. Маранске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров – мюзикла, мелодрамы и оратории. “Кубанские казаки” (1950 г., премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950 г., Государственная премия СССР, 1951 г.) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране – все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и после военного лихолетья.
В послевоенные годы снял фильмы “Испытание верности”, “Наш общий друг”, “Свет далекой звезды”.
В 1950–60-х гг. И.А.Пырьев руководил киностудией “Мосфильм”, затем его 2 объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы И.А. Пырьев обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы “Идиот” (1958), “Белые ночи” (1960), “Братья Карамазовы” (1968г., трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969 г.). Третья серия фильма была закончена К.Ю. Лавровым и М.А. Ульяновым.
В 1948 г. Был удостоен звания народного артиста СССР, Лауреат Государственных премий СССР в 1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951 гг. Скончался 7 февраля 1968 г. В г. Москве.

Валерий Сергеевич Золотухин родился в 1941 году в селе Быстрый
Исток Алтайского края. Окончил отделение музыкальной комедии Государственного института театрального искусства имени А.В.Луначарского. В 1963- 1964 годах играл в Академическом театре имени Ломоносова, с 1964года в театре драмы и комедии на Таганке. Первая большая роль в кино – в детективе “Хозяин тайги” (1968г.). Среди фильмов с его участием львиную долю занимают музыкальные комедии: трагикомедия “Интервенция” (1968г., по мотивам одноимённой пьесы Л.И.Славина). Он снимался также и в сказках: “Царевич Проша”, “Сказка про то, как царь Пётр арапа женил” (1976г.). В.С.Золотухин – народный артист РСФСР (1988).

Хотиненко Владимир Иванович

Кинорежиссёр, актёр, художник; родился 20 января 1952 года в городе Славгороде Алтайского края. Окончил факультет промышленной архитектуры Свердловского архитектурного института в 1976 г. В 1978–1982 гг. работал художником – постановщиком на Свердловской киностудии на фильмах “Гонка с преследованием”, “Дым Отечества”, “Казачья застава”, “Вот такая музыка”. Работал ассистентом режиссёра у Никиты Михалкова на фильмах “Несколько дней из жизни Обломова”, “Пять вечеров”, “Родня”. В1981 году закончил Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская Никиты Михалкова). Преподавал режиссуру игрового кино во ВГИКе, с 1999 г. вёл режиссерско-сценарную мастерскую на Высших курсах сценаристов и режиссёров (совместно с Финном П.); дебютировал как режиссёр в историко-революционных боевиках “Один и без оружия”, “В стреляющей глуши”, с его участием как режиссёра и актёра снято более 29 фильмов. Хотиненко В.И. – “Заслуженный деятель искусств России”. Это звание ему присвоено в 2001 году.

Мирошниченко Ирина Петровна родилась в 1941 году в городе
Барнауле, куда во время Великой Отечественной войны были эвакуированы из Москвы её мама и старший брат. В1965 году она закончила школу – студию МХАТ и в этом же году поступила в труппу этого театра. Здесь проработала до 1991 года. Успешно исполнила роли в спектакле “Дядя Ваня” и “Три сестры”. С начала 60-х годов стала сниматься в кино. Актрисой были созданы яркие экранные образы в фильмах: “Я шагаю по Москве”, “Их знали только в лицо”, “Андрей Рублёв”, “Пришёл солдат с фронта”. В 1988 году Мирошниченко Ирине Петровне присвоено звание Народной артистки РСФСР.

Смертин Алексей Геннадьевич родился 1 мая 1975 года. Воспитанник барнаульской школы футбола (“Динамо”). Заниматься футболом начал под руководством своего отца – Геннадия Ивановича. Выступал за клубы: “Динамо” Барнаул; “Заря” Ленинск – Кузнецкий, “Уралан” Элиста, “Локомотив” Москва.
Летом 2000 года перешёл во французский “Бордо”, с 2003 года перешёл в английский клуб “Челси”. Сезон 2005 – 2006 годов начинал в лондонском “Чарльтоне”, где играл на правах аренды.. 10 марта 2006 года подписал контракт на 4 года с ФК “Динамо” Москва. Однако в составе московского клуба провёл лишь один сезон, в начале 2007 года вернулся в английскую премьер-лигу, подписал контракт на 2,5 года с клубом “Фулхэм” (Лондон). В сборной России Алексей Смертин дебютировал в октябре 1998года матчем на выезде против сборной Исландии. В главную национальную команду страны был приглашён тренером А.Ф.Бышовцем. Стал капитаном сборной России 21 августа 2002года, получил символическую капитанскую повязку от Виктора Онопко. Участник чемпионата мира 2002 года и чемпионата Европы 2004 года. Основные достижения в карьере: Победитель чемпионата России среди команд первой лиги в составе “Уралана”; дважды серебряный призёр чемпионата России в составе “Локомотива”; Лучший футболист России 1999 года; обладатель Кубка России 2000 года в составе “Локомотива; Обладатель Кубка французской лиги 2002 года в составе “Бордо”; победитель конкурса “Лидер национальной команды” 2002 и 2003 годов; чемпион Англии 2005 года в составе “Челси”.

Котова Татьяна

Мастер спорта международного класса по легкой атлетике.
Родилась 11 декабря 1976 года в г. Коканд, Ферганской области Узбекистана. Училась в средней школе до 9-ого класса, затем в 1991 поступила в Училище Олимпийского резерва в г. Барнауле и окончила первый курс в 1994. Занимается спортом (легкой атлетикой) с
1983    г. За время занятий спортом выполнила норматив мастера спорта международного класса.
1997 г. Чемпионка Европы по легкой атлетике (длина).
г. Чемпионка Мира по легкой атлетике (длина) в закрытых помещениях.
г. Победительница “Золотой лиги” “Гран-при”; Олимпийские игры “Сидней-2000” 4 место;
2001 г. Серебряный призер Чемпионата Мира по легкой атлетике в закрытых помещениях в Лиссабоне (Португалия); Серебряный призер Чемпионата Мира по легкой атлетике 2001 г. В Канаде.
Неоднократная Чемпионка России по легкой атлетике. Лучший результат – 7,12 м.