Буквы З и С на конце приставок. 5-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 5


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)

Загрузить презентацию (230 кБ)


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с правописанием приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  2. Закрепить знания учащихся по правописанию приставок, оканчивающихся на з- и с-.
  3. Развивать познавательный интерес к предмету через использование творческих заданий.
  4. Пополнить словарный запас учащихся.
  5. Формировать практические навыки при выполнении работы с компьютером.

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, презентация. 

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

2. Лингвистическая задача.

    1.      Из слова разжечь возьмите приставку.

    2.      Из слова гадать – корень.

    3.      Из слова упаковка – суффикс.

    4.      И окончание – из слова справка.

    (раз + гад + к + а)

    Какая приставка пишется в слове разгадка?

3. Изучение нового материала.

Грамматическая сказка о приставках. (Презентация 1)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы отправимся в страну Морфемики, где встретимся с приставками.

В одном из городов страны Морфемики жили сестры. Были они весёлыми, шумными приставками, любили петь и танцевать, поэтому дружили только со звонкими согласными: Б, В, Г, Д, Ж, З, М, Н, Р, Л, с которыми всегда ходили вместе.

Кроме того, приставки любили путешествовать. Однажды Из– предложила:

– Давайте отправимся в путешествие в соседний город?

– Хорошо! Только говорят, что там живут угрюмые люди! – сказала приставка Без-.

Приставка Раз- ответила:

– Я думаю, мы подружимся с ними.

На следующий день сестры отправились в дальний путь. Они совсем выбились из сил, когда увидели вдали прекрасный город, сверкающий огнями.

В этом городе жили только глухие согласные. По дороге в город им встретилась самая смелая буква – буква С. Она спросила:

– Зачем вы пришли в наш город, прекрасные приставки?

– Мы пришли, чтобы подружиться с вами.

– Добро пожаловать. Но в нашем городе живут только глухие согласные. Боюсь, Вам не понять друг друга.

Что же делать? – хором спросили Приставки.

Буква С долго молчала, наконец сказала:

– Я, кажется, придумала. Давайте я встану вместо буквы З, и тогда все глухие согласные увидят, что с вами можно дружить.

С тех пор сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– подружились с глухими согласными П, Ф, К, Т, Ш, С, Щ, Х, Ц, Ч.

Но при встрече с глухими согласными сестры НИЗ-, ВОЗ-, ИЗ-, РАЗ-, ЧРЕЗ-, БЕЗ– меняют букву З на С и превращаются в приставки: НИС-, ВОС-, ИС-, РАС-, ЧРЕС-, БЕС-.

Песенка из “Радионяни”.

Живут на свете, людям помогая,
Приставки воз-, из-, низ-,
чрез-, раз-, и без-
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой С.
Глухие звуки – это непоседы!
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить. [1]
Формулировка правила учащимися.

Какая приставка пишется в слове разгадка? Почему?

Сформулируйте правило.

Чтение правила. Учебник

4. Закрепление изученного материала.

Алгоритм рассуждения.

  1. Выдели в слове приставку.
  2. Посмотри на букву согласного звука после приставки

img1.gif (1998 bytes)

Упражнение из учебника №423. [1]

Безболезненный, бесплатный, бескозырка, вознаградить, воспеть, взмахнуть, вскрикнуть, низвергаться, изгибаться, испортить.

Тренировочное упражнение с компьютером (по цепочке передают беспроводную мышь, вставляют пропущенные буквы).

И…менить, и…печь, ни…падать, ни…вергаться, во…ход, в…ходы, во…радоваться, и…ходный, неи…вестный, во…радоваться, во…стание, ни…ходящий, и…бежать, в…реветь, и…датель, и…пользование

Игра “Помоги Пете Ошибкину”.

Бе_з_дарный
Бе__конечный
Бе_с цельный
Ра__менять
Ра_с_чертить
Ра с_щедриться
Ра_бить

Физкультминутка.

Чтение пословиц. [2]

Если в пословице встречается приставка с буквой С – приседаем, с З – подпрыгиваем.

  1. Безмерная хвала чести вредит.
  2. Чего не знаешь, того не разгадаешь.
  3. С совестью не разминуться.
  4. Беспечальному сон сладок.
  5. Горько не вечно, а сладко не бесконечно.
  6. Крепкую дружбу и топором не разрубишь.
  7. Человека узнаешь, когда с ни пуд соли расхлебаешь.
  8. Друга разжалобить – самому заплакать.
  9. Не изведан – друг, а изведан – два.
  10. Раздружится друг – хуже недруга.

5. Тест (сильные учащиеся). – (Приложение №1) – [3]

Индивидуальное задание. (Приложение №2)

1 уч-ся – соединить букву З со звонкими согласными.

2 уч-ся – соединить букву С с глухими согласными.

Соединить приставки на з– и с– с согласными:

Остальные учащиеся – упражнение из учебника №424. [4]

6. Проверка теста.

Работа на компьютерах в парах – тренажёр “Четвертое лишнее”. (Презентация №2) – “Найти слово с орфографической ошибкой”.

7. Кроссворд. (Приложение №3)

8. Д/з – на выбор: упр. 426 или словарный диктант из 15-25 слов с данной орфограммой.

Литература

  1. Волина В.В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996. – 464 с.
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.
  3. Русский язык: 1550 тестов и проверочных заданий для школьников и поступающих в вузы / К.А. Войлова, А.В. Канафьева, В.В. Леденёва и др. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 576 с.
  4. Русский язык: учеб. для 5 кл. общеобразоват. Учреждений / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.]. – М.: Просвещение, 2008. – 317 с.