Урок-суд "Инструментальный жанр в творчестве Ф.Шопена"

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Технологическая карта урока.

Тема урока, его место в целом программы:

Урок разработан в соответствии с программой Е. Лисянской и методическим пособием Акимовой и проводится при изучении раздела “Инструментальный жанр”.

Тема урока: “Инструментальный жанр в творчестве Фридерика Шопена”

Тип урока: повторительно-обобщающий

Форма урока: ролевая игра (урок-суд)

Ключевые слова: нетрадиционный урок, ролевая игра, урок-суд, романтизм, Ф.Шопен, Р. Шуман, В. Живный, Э.Делакруа, А. Дюдеван.

Цель урока: На основе пройденного материала активизировать мыслительную деятельность учащихся и способствовать развитию навыков критического мышления.

img1.JPG (22060 bytes)

Урок решал следующие задачи:

  • образовательные: закрепить и систематизировать знания о творчестве композиторов-романтиков (Шопена и Шумана); попытаться дать оценку творческой деятельности композитора Ф. Шопена; повысить культуру поведения, отношений, речи; вовлечь каждого участника в активный творческий процесс.
  • развивающие: развивать у учащихся умение анализировать, выделять главное, обобщать; формировать навыки высказывать свою точку зрения и умение её доказывать; приводить аргументы, оспаривать их; задавать вопросы проблемного характера; умение вступать в дискуссию.
  • воспитательные: воспитывать терпимость к иным точкам зрения; помочь в формировании определенных нравственных понятий; формирование качества личности, как эмпатия – способность представить себя на месте другого человека.

Задания, представленные на уроке были направлены на развитие у учащихся ключевых компетенций:

  • Общекультурная (понимание стиля – романтизм, понимание характера действующих лиц).
  • Познавательная (готовность к самостоятельной творческой деятельности).
  • Деятельностная (активное включение учащихся в ролевую игру).
  • Информационная (подбор фактов, анализ, сохранение информации).
  • Коммуникативная (готовность активно участвовать в общении, умение представить себя, вести диалог, задавать вопросы, отстаивать свое мнение).
  • Социальная (готовность работать в команде, отвечать за результаты деятельности).
  • Компетенция личностного самосовершенствования (готовность познавать новое, рефлексия – умение сделать выводы по уже изученному материалу).

Структура урока:

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя.

III. Ролевая игра: суд над композитором Ф. Шопеном.

Ход игры:

  1. Объявление судьей сути рассматриваемого дела, установление личности подсудимого, оглашение состава суда.
  2. Изложение государственным обвинителем предъявленного подсудимому обвинения.
  3. Речь адвоката в защиту обвиняемого.
  4. Исследование доказательств, допрос свидетелей, подсудимого.
  5. Прения сторон (речи обвинителя и защитника).
  6. Последнее слово подсудимого.
  7. Вынесение приговора судом.

IV. Подведение итогов урока.

(Преподаватель проводит анализ работы учащихся, выслушивает мнение самих учащихся).

V. Домашнее задание. Рефлексия.

Письменно ответить на вопрос: “Изменилось ли моё отношение к личности Шопена и к его музыке после данного урока”.

img2.JPG (14279 bytes)

Планируемые результаты изучения материала:

Учащиеся выявляют уровень знаний по данной теме, учатся понимать музыкальные произведения, откликаться на них эмоционально и интеллектуально, учатся формировать свои оценочные суждения, умения анализировать, делать выводы, овладевают навыками критического мышления.

Оборудование: компьютер, телевизор.

Предварительная подготовка: портрет композитора, презентация, таблички на столах (“Обвинение”, “Защита”, “Суд”), визитные карточки, порядок судебного заседания, особая расстановка мебели в классе, мантия для судьи и необходимые атрибуты.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Постановка целей и задач урока. Вступительное слово учителя.

“Ребята! Мы с вами изучили тему “Инструментальный жанр в творчестве Шопена”. Сегодня нам предстоит обобщить ранее изученный материал.

Урок наш будет необычным. Он пройдет в форме ролевой игры: урок-суд. Действующая роль каждого из вас была определена заранее.

В ходе судебного процесса нам предстоит опросить свидетелей. При этом каждый свидетель будет проверен судьей на подлинность. В этих целях каждому свидетелю будет задан вопрос на знание музыки и творчества композитора. Вы об этом были предупреждены в процессе подготовки к уроку.

Оценка каждого из вас за урок будет зависеть и от успешности работы группы в целом, и от его личной работы (насколько хорошо он подготовился к своей роли, сумел ли ответить на вопрос, проверяющий подлинность свидетеля, приводил ли контраргументы и задавал ли вопросы противоположной стороне).

Т.е. задача каждого из вас не только выступить со своей речью, но и внимательно слушать других, вступать в дискуссию, оспаривать аргументы противоположной стороны. Помощник судьи будет вести протокол. (Приложение 1). В протоколе фиксируются аргументы, которые вы будите приводить, материалы, которые вы предъявите в доказательство своих слов, вопросы, которые вы зададите противоположной стороне, также будет отмечено, прошел ли свидетель проверку на подлинность.

Порядок и правила находятся у вас на столе. Итак, начинаем наш процесс”. (Все занимают свои места в соответствии с ролями).

III. Примерный ход игры.

Объявление судьей сути рассматриваемого дела, оглашение состава суда.

Секретарь: Встать, суд идёт! (все встают, в зал входит судья)

Слайд 1. (Презентация)

Судья (преподаватель): Прошу садиться! Слушается дело о композиторе Фредерике Шопене. Современники обвиняют Вас к причастности к новому направлению в музыке – романтизм.

– Встаньте, подсудимый. Вам понятно, в чем Вас обвиняют?

Обвиняемый: Да, ваша честь!

Дело рассматривает федеральный судья…(называет свои ФИО);

Государственное обвинение поддерживает… (ФИ);

Защищает подсудимого адвокат …(ФИ);

Секретарь суда …(ФИ).

Заседание суда прошу считать открытым. Устанавливается личность подсудимого. Представьтесь, пожалуйста. Где и когда Вы родились? Чем занимались?

Подсудимый (Ф. Шопен): Я, Фридерик Шопен, родом из Польши, родился близ Варшавы в местечке Желязова Воля. Мои родители: отец был иммигрант из Франции, образованный человек, учитель, мать – полька, дворянка по происхождению… (кратко рассказывает о себе).

Судья: Суд приступает к судебному следствию. Слово предоставляется государственному обвинителю.

Прокурор: Ваша честь, помимо причастности Шопена к романтизму, я обвиняю его в создании новых и ярких жанров в инструментальной музыке; в предпочтении и выражении симпатии только к одному инструменту – фортепиано; а также в вашем выборе покинуть свою родину в самый трудный для неё час?!

Судья: Ваша точка зрения суду понятна. Слово предоставляется государственному защитнику.

Адвокат: Ваша честь, прошу заслушать обстоятельства этого дела и разобраться в нём. Прошу пригласить свидетеля защиты.

Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель В. Живный. Здравствуйте, свидетель, представьтесь суду.

Живный: Я, Войцех Живный – известный чешский музыкант-педагог. Проживаю в настоящее время в Варшаве.

Судья: Суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Свидетель защиты (В. Живный): Клянусь говорить правду и только правду!

Судья: Прошу проверить свидетеля на подлинность. Господа присяжные – ваш вопрос?

Присяжные: Разрешите, ваша честь?! Во сколько лет вы стали заниматься музыкой с Ф. Шопеном?

Живный: В 6,5 лет я стал заниматься музыкой с Фредериком Шопеном.

Судья: Вы подтвердили свою подлинность и можете давать показания. Выслушаем вопросы со стороны защиты.

Адвокат: Спасибо, Ваша честь. В. Живный, вы знали с самого детства Шопена, расскажите о его одаренности?

Живный: Когда Шопену исполнилось 7 лет, он дал свой первый публичный концерт в Варшаве. Его имя скоро узнала вся Варшава – не это ли гениальность!

Прокурор: Ваша честь, у меня вопрос к свидетелю?!

Судья: прошу Вас господин прокурор.

Прокурор: В. Живный, скажите, пожалуйста, почему к 12 годам вы уже отказались от занятий с Шопеном? Вас одолела зависть?

Живный: Да, к 12 годам, я отказался от занятий с Шопеном, заявив, что ничему больше не могу научить его, он превзошел меня. Его талант развивался так быстро, что не уступал лучшим польским пианистам. Я сочту только за гордость и честь называться учителем великого гения!

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю? Спасибо! Прошу Вас пройти в зал заседания.

Адвокат: Я прошу вызвать в зал суда второго свидетеля со стороны защиты.

Слайд 2.

Судья: Для дачи показаний приглашается свидетель Э. Делакруа. Представьтесь, кто вы? Кратко расскажите о себе.

Свидетель: Я, Эжен Делакруа, французский художник…(кратко рассказывает о себе).

Судья: Суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Свидетель защиты (Э. Делакруа): Клянусь говорить правду и только правду!

Судья: Прошу проверить свидетеля на подлинность. Право задать вопрос предоставляется противоположной стороне.

Прокурор: Вы были другом Шопена и писали его портрет. Расскажите историю этого шедевра?

img3.JPG (13655 bytes)

Слайд 3.

Делакруа: Да, я был искренне привязан к Шопену и часто навещал композитора и писательницу во время их совместной жизни в Ноане (это родовое поместье Ж.Санд). История создания портрета такова. Я задумал написать их обоих, Шопена, играющего за фортепиано для Ж. Санд и её, слушающую импровизации музыканта. Но, к сожалению, этот редчайший романтический портрет не существует теперь в своем первоначальном виде. Он был разрезан на две части, и влюбленные оказались в музеях разных стран, одна половинка оказалась в Копенгагене (Дании), а “Шопен” остался в Париже.

Судья: Вы справились с ответом и можете давать показания.

Слайд 4.

Адвокат: Господин Делакруа можете ли вы считать причастным Шопена к романтизму? Портрет Шопена, которого вы рисовали, не будет ли доказательством этого?

Делакруа: Да я рисовал его как музыканта, играющего для Ж.Санд. Посмотрите, неужели вы не видите его вдохновенное лицо, он весь поглощен в музыку, в мир звуков. Он вслушивается в них, отрешенный взгляд подчеркивает погруженность в себя, в собственный мир чувств и переживаний. И в то же время как он беззащитен, раним, печален.

Слайд 5. (Речь сопровождается демонстрацией слайда с тезисами).

В своем “Дневнике” я писал – в образ “божественного”, “гениального”, “необыкновенного”, “великого” Шопена я вложил всю искренность своих чувств, всю силу своего сопереживания!

Адвокат: Вы подтверждаете, что Шопен является романтиком?

Делакруа: Да! Подтверждаю! Для романтиков – главное душа, чувства, богатство внутреннего мира. А мой портрет – это состояние души! А таким может быть только романтик.

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю?

Адвокат: Нет, ваша честь.

Судья: Тогда прошу Вас пройти в зал заседания. Господин прокурор с вашей стороны будут свидетели?

Прокурор: Ваша честь, прошу пригласить свидетеля обвинения.

Слайд 6.

Судья: В зал суда приглашается свидетель, Аврора Дюдеван. Здравствуйте, представьтесь суду.

А. Дюдеван: Я, баронесса Аврора Дюдеван, наследница знатного рода. Известная в Париже романтическая писательница под мужским псевдонимом Жорж Санд…(кратко рассказывает о себе).

Судья: Суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

А. Дюдеван: Клянусь говорить правду и только правду!

Судья: Прошу проверить свидетеля на подлинность.

Присяжные: Разрешите, ваша честь? Назовите ваши известные романы?

А. Дюдеван: (отвечает на вопрос).

Судья: Вы справились с ответом и можете давать показания.

Прокурор: Какую цель вы преследовали, когда жили с Шопеном?

Какую выгоду вы имели от встречи с такой известной личностью, как Шопен?

Дюдеван: Мы оба были творческими, незаурядными личностями …и черпали вдохновение друг у друга.

Адвокат: Разрешите, ваша честь? Госпожа Дюдеван, почему после 9 лет совместной жизни вы оставили Шопена? Вы для этого искали повод?

Прокурор: Протестую, ваша честь! Это вопрос, личного характера!

Судья: Протест принят. Прошу вас быть корректным. Есть ли ещё вопросы к свидетелю?

Прокурор: Нет, ваша честь.

Судья: Прошу пройти вас в зал заседания.

Адвокат: Я прошу вызвать в зал суда свидетеля со стороны защиты.

Слайд 7.

Судья: В зал суда приглашается свидетель, Шуман. Представьтесь, пожалуйста. Где вы родились и чем сейчас занимаетесь?

Шуман: Я, Роберт Шуман, родился на востоке Германии, в Саксонии, в небольшом городке Цвиккау. Мой отец был издателем и книготорговцем. Я стоял перед выбором – литература или музыка? Я выбрал музыку! Занимался у ведущего педагога Фридриха Вика. Имею свой собственный музыкальный журнал, пишу статьи, сочиняю музыку, выступаю как музыкальный критик.

Судья: Суд предупреждает Вас об уголовной ответственности за дачу ложных показаний.

Шуман: Клянусь говорить правду и только правду!

Судья: Прошу проверить свидетеля на подлинность.

Присяжные: Разрешите, ваша честь?! Какими псевдонимами вы подписывали свои статьи, и для чего вы это делали? (В каком произведении вы использовали зашифрованные четыре ноты, как они назывались и что обозначали?)

Шуман: Свои статьи я подписывал именами Флорестан и Эвзебий, чтобы иметь разные точки зрения, разные мнения, освещая одно и тоже произведение.

Прокурор: Ваша честь, прошу дополнительный вопрос к господину Шуману, т.к. он музыкант и проверить на подлинность его как музыканта, т.е. задать вопрос на знание музыки.

Судья: Ваша просьба принята. Включите, пожалуйста, музыкальный фрагмент.

Слайд 7. (Музыкальный фрагмент из цикла Р.Шумана “Карнавал” – “Шопен”)

Господин Шуман, вы узнаете эту музыку?

Шуман: Да, это отрывок из “Карнавала”, музыка изображает мечтательный образ Шопена, его утонченную манеру игры.

Судья: Вы подтвердили свою подлинность и можете давать показания. Пожалуйста, вопросы со стороны защиты.

Слайд 8.

Адвокат: Господин, Шуман, вы можете назвать свою знаменитую фразу о Шопене? Ведь она была первым признанием польского композитора в Европе.

Шуман: Да, конечно! “Шапки долой, господа, перед вами гений!”

Прокурор: Вы позволите, ваша честь? Как вы простите, могли тогда утверждать такое изречение? Ведь вы даже не слышали и не видели Шопена, находясь у себя в Лейпциге, в Германии.

Шуман: Да, я не слышал и не видел Шопена, но мне было достаточно лишь нотного текста, чтобы понять, что он гений!

Судья: Есть ли вопросы к свидетелю?

Адвокат: Нет, ваша честь.

Судья: Тогда прошу пройти в зал заседания.

Еще есть свидетели этого обстоятельства? Есть ли вопросы у судейской коллегии к обвиняемому?

Слайд 9.

Прокурор: Ваша честь, разрешите задать вопрос?

Вы уехали из Варшавы, чтобы посетить чужие страны? Вы узнали о польском восстании (29 ноября 1830г.), когда были в Вене, это так? Все ваши друзья, товарищи сражались в рядах повстанцев. Почему вы остались в Вене и не последовали на родину?

Шопен: (слайд презентации с тезисами) “…С того дня, как я узнал о событиях 29 ноября, и до настоящего времени я не испытывал ничего, кроме щемящей тревоги и тоски…”, “…Нельзя описать моего горя: я насилу его переношу!” Я не знал что делать!? Я был в состоянии глубокого отчаяния, с болью в сердце я переживал за свою родину. Я очень хотел вернуться, но отец уверял меня, что больше пользы родине я принесу своим талантом, моё признание – это музыка! Я должен творить свои произведения во имя Польши!

Слайд 10.

Судья: Вы можете подтвердить это?

Адвокат: Ваша честь, есть доказательство об этих драматических событиях – “Революционный” этюд №12. Прошу приложить это к делу и рассмотреть как факт невиновности Шопена.

Судья: Включить для прослушивания фрагмент этюда, защита приготовьтесь к комментариям.

Слайд 11. (Звучит музыка – видеофрагмент этюда № 12).

Адвокат: В этой музыке звучит боль, страдание, протест и вера в свободу Польши! Это ещё раз доказывает, что его мысли, его сердце были всегда с Родиной.

Слайд 12.

Судья: Спасибо. Мы видим, что в ходе следствия выявились новые факты. У обвинения ещё будут вопросы к подсудимому?

Прокурор: Да, ваша честь! Почему вы решили отправиться именно в Париж и остаться там навсегда?

Шопен: Мой отец был родом из Франции. Уже не Вена, а Париж стал центром мировой славы! Самые известные музыканты, писатели, художники окружали меня: Ференц Лист, Берлиоз, Бальзак, Гюго, Дюма, Жорж Санд, Делакруа, немецкий поэт Гейне, певица Полина Виардо. Я должен был покорить Париж, как когда-то Моцарт и Бетховен покорили Вену.

Прокурор: Господин Шопен, звание лучшего пианиста мира не казалось вам преувеличенным, не смущало ли вас, что вам суждено называться гением?

Шопен: Я отказываюсь отвечать на этот вопрос!

Судья: Это ваше право.

Присяжные: Почему именно фортепиано вы избрали для творчества? Почему, живя в Париже, вы писали польскую музыку? Почти все танцы, написанные вами, были польскими, а Мазурка была любимым?

Шопен: Да, мазурка мой любимый танец. Я называл их “образки”, что в переводе с польского означает “картинки” – картины далекой и любимой родины.

Судья: Мы можем услышать то, о чем вы говорили, напомните суду фрагмент мазурки B-dur.

Слайд 13. (Звучит фрагмент мазурки B-dur.)

Прокурор: Вы писали только в жанре миниатюры, почему вы не обращались ни к симфонии, ни к опере. Вы считали для себя слишком сложным написание этой музыки?

Слайд 14.

Шопен: Да я не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего мне был жанр миниатюры (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, искренность чувств – вот что главное!

Судья: Еще есть вопросы? Тогда перейдем к прению сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор: Я всё сказал в начале заседания и, заслушав все обстоятельства дела, считаю, что господин Шопен виновен и заслуживает наказания.

Судья: Слово для защиты предоставляется адвокату.

Адвокат: Я хочу сказать, Ваша честь, что господин Шопен не виновен! Учитывая приведенные факты и доказательства о гениальности, таланте, преданности Родине говорят о том, что Шопен – великий композитор, “поэт фортепиано”, как называют его – “польский Моцарт”.

Судья: Предоставляется последнее слово подсудимому

Шопен: Живя вдалеке от родины, я всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это моя музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране я познал славу, уважение, признание, успех, меня окружали творческие люди, я нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Судья: Спасибо, вы можете присесть. Пожалуйста, секретарь, предайте протоколы следствия.

Господа присяжные я прошу вас высказать свою точку зрения, свои выводы по этому делу.

Присяжные:

  • Нельзя судить человека, только за то, что он верен одному инструменту – фортепиано.
  • Да, у человека одна родина, но не каждый сможет жить вдали и любить её так, как это делал Шопен.

Секретарь: Прошу всех встать для вынесения приговора.

Судья: Приговор:

Внимательно изучив обстоятельства дела, рассмотрев представленные доказательства и заслушав показания свидетелей, суд приговорил:

Господина Фридерика Шопена признать не виновным и освободить в зале суда. На этом судебное заседание объявляю закрытым.

IV. Подведение итогов урока.

(В заключении подводятся итоги игры: называются лучшие сообщения, учащиеся выражают своё отношение к этой форме урока).

V. Домашнее задание. Рефлексия.

Письменно ответить на вопрос: “Изменилось ли моё отношение к личности Шопена и к его музыке после данного урока”.

Примерные ответы детей:

– Мне понравился урок-суд, я люблю музыку Шопена, она мне нравится. И я узнала о Шопене много нового, о его биографии.

– Потому-то, я узнала о нём много нового, Шопен стал для меня хорошо знакомым человеком.

– Конечно да! Я раньше думал, что Шопен и Шопен, а оказывается он великий музыкант, величайший композитор!

– Да изменилось! Он бы мог загубить свой талант, но он сумел сохранить его!

Список литературы:

  1. Белоусова С.С. Романтизм. Книга для чтения. – М.: ООО “Издательство “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2002. – 106 с.
  2. Пряжникова О.В. Урок-суд: “Иван Грозный – кровавый тиран или выдающийся правитель?” //Эксперимент и инновации в школе (журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ). – 2010 – №2. – с. 56-62.
  3. Фридерик Шопен – Жорж Санд. – М.: Издательский дом Классика-XXI, 2005. – 128 с.
  4. Шорникова М. Музыкальная литература: Развитие западноевропейской музыки. Второй год обучения. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.– 288 с.