Личностно ориентированный урок "Родители, учителя, книги"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

  • Научить правильно понимать роль родителей и учителей в жизни каждого человека (1-я линия развития – уметь объяснять мир).
  • Научить в жизни ценить родителей и учителей (2-я линия развития – уметь объяснять свое отношение к миру).
  • Учить пользоваться книгами.
  • Развивать интеллектуальные общеучебные умения.
  • Воспитывать бережное отношение ко всем людям.

Тип: урок изучения новых знаний.

Вид: урок-экскурсия.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, медиапроектор, мультимедийная презентация урока с результатами индивидуальных и групповых исследовательских работ учащихся, выставка книг, энциклопедий, словарей, папка с детскими рисунками “Чему научили меня родители”, фотостенд “Умелые руки наших родителей”, костюм Буратино, плакат “Дерево возможностей”, книги-самоделки учащихся, памятки “Как пользоваться книгой”, открытки на память об уроке с высказыванием.

Технологии: личностно-ориентированные, ИКТ, технологии деятельностного метода, элементы игровой, здоровьесберегающей технологии, элементы технологии развивающего обучения, диалогические, проблемные, творческие, проектно-исследовательские технологии, технология группового обучения, коллективный способ обучения, дифференцированного обучения.

Принципы:

  • наглядности; воспитывающего обучения; активности (игровой момент), учет возрастных особенностей;
  • коммуникативности (уметь работать в парах); сознательности (формирование приема самостоятельной работы); доступности и посильности (учет возможностей детей в преодолении трудностей); прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
  • индивидуализации и посильности (темп продвижения); прочности (установление разных видов контроля).

Личностно-ориентированные принципы:

  • ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
    – ребенок учится только через действие;
    – ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
    – ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
    – ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
    – ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
    – ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

Методы:

  • Организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности: наглядный; словесный (рассказ, беседа); практический (упражнения), проблемный, эвристический, исследовательский.
  • Стимулирование и мотивация (игровой момент, внимание и одобрение, похвала, получение памяток, открыток.
  • Контроля и самоконтроля: устный и письменный; фронтальный и групповой, текущий.
  • Самостоятельность ученика: под руководством учителя; самостоятельная творческая деятельность; развитие исследовательских умений в процессе выполнения исследовательских работ, взаимопроверка, самопроверка выполненных заданий, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальные; парные; групповые; индивидуальные.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Сегодня необычный день. К нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.

Подарите улыбку друг другу и пожелайте удачи! (Хлопки в ладони с соседом по парте). Подумайте, что необходимо вам для успешной работы на уроке?

(Слайд 2). А сейчас я хочу пригласить вас вместе с гостями в путешествие в дом-музей “Знайск”.

– Что такое музей? Прочитаем значение этого слова в словаре Ожегова и Шведовой. (Читает ученик.) Но дверь в этот музей закрыта и откроется, как только мы вспомним, что узнали про органы чувств на прошлом уроке. (Дети вспоминают и анализируют материал прошлого урока.) Молодцы! Вот и открыта дверь!

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

(Слайд 3). В музее три зала, прочитайте: “Родители, учителя, книги” – это тема нашего путешествия. Сопровождать нас будет экскурсовод – Знайкин. Он предлагает первое испытание: ответить на вопросы.

(Слайд 4). Работать будем по группам. Каждой группе предлагаю провести исследование, обсудить ответы.

Вопросы 1 группе:

Почему дети часто обращаются за советом к взрослым?
Назовите случаи, когда вам помогали взрослые.

Вопрос 2 группе:

Что умеют делать ваши родители?
Вы провели исследование по этой теме, подготовьтесь представить презентацию.

Вопрос 3 группе:

А чему научили вас ваши родители?

Готовы? (Учащиеся активно высказывают свои точки зрения после обсуждения вопросов в группах, рассказывают об увлечениях некоторых родителей, сопровождая рассказ слайдами. (Слайды 5–14).

Молодцы! Справились с первым испытанием!

Сделаем вывод: Кем являются ваши родители?

(Наши первые помощники и учителя; поэтому мы их любим и уважаем.)

(Слайд 16). – Дети, а вы любите отгадывать загадки? Отгадайте загадки Знайкина!

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)

Черные, кривые, от рожденья все немые, встанут в ряд – сейчас заговорят. (Буквы.)

А чтобы понять, о чем расскажут буквы, что надо уметь делать? (Читать.)

Прочитаем текст в учебнике на стр. 62. Рассмотрите иллюстрации.

Сравним Мишу и Маугли: какой вывод можно сделать?

(Благодаря родителям человек становится человеком.)

(Слайд 17). Проблемный вопрос: Кто быстрее научится читать: мальчик Миша у себя дома или Маугли в семье волчицы из сказки Р.Киплинга “Маугли”? Это главный вопрос нашего урока.

Как вы думаете, что мы узнаем на уроке? (О наших новых помощниках.)

3. Совместное открытие новых знаний.

(Слайд 18). Знайкин предлагает пройти в главный зал музея, который посвящен родителям и учителям. Здесь о результатах своего исследования расскажут дети.

(Слайды 19–25). Презентация “Почему нельзя подружиться с Маугли?

Молодцы! (Учащиеся в восторге поддерживают выступающих аплодисментами.)

(Слайд 26). Попробуем разобраться в проблемном вопросе. Какие органы чувств нужны, чтобы научиться читать? (Зрение, слух, память, ум.)

Обладает ли этими качествами Миша? Маугли? (Да.)

Кто же из них научится читать? Почему? (Миша. Ему помогли родители и учителя.)

Вывод: Родители и учителя помогают детям учиться, развиваться, становиться лучше, и возможно, оказывают влияние на самоопределение в жизни.

Игровая ситуация “Дерево возможностей”.

Прошу вас выполнить схематический рисунок в кружочке, кем хотите стать в будущем и наклеить его на “Дерево возможностей” на доске. (Дети выполняют рисунок, наклеивая на дерево, называют свою будущую профессию.)

Молодцы! Как вам наше Дерево? (Дети не скрывают эмоций, восторга! Замечаю, что один мальчик огорчен, его что-то тревожит, интересуюсь. Оказалось, что он обеспокоен: может ли потом поменять свою профессию, или выбрал уже навсегда? Успокаиваю, что это наши мечты, которые могут меняться… В душе не перестаю удивляться детской непосредственности и открытости!) После урока можно будет рассмотреть рисунки о ваших планах! Желаю, чтоб они реализовались!

Физкультминутка. Двигательная гимнастика:

(Слайд 27–28). Отвлечемся, понаблюдаем за осенними листьями и выполним двигательную гимнастику для глаз под шум ветра; затем – выполняем танцевальные движения под музыку.

Зачем нужно уметь читать? (Чтобы много знать, чтобы развить память и ум…)

(Слайд 29). Перейдем в следующий зал, он посвящен книгам. Знайкин предлагает ответить на вопросы.

Какие книги вы читаете? Кто желает рассказать? (Рассказы детей о выставке книг – название книги, ее автор, что интересного узнал из этой книги.)

Сколько книг вы прочитали с начала учебного года?

Выставка книг-самоделок.

Знайкин интересуется, вы сами пробовали сочинять свои книги? Расскажите о книгах– самоделках. (Учащиеся, которые уже придумали свои книжки, показывают и называют их.)

А вы знаете, как правильно пользоваться книгами? (Памятка.)

Знайкин дарит вам на память “Памятку”. Надеюсь, что она вам поможет при чтении.

Инсценировка эпизода из произведения “Золотой ключик” А.Толстого: Буратино закапывает деньги. – Вам известен этот персонаж? (Буратино.)

Вопрос Знайкина: “Зачем Буратино закопал деньги? Почему не знал, что дерево из них не вырастет?”

Разгадывание кроссворда.

Есть книга, в которой можно найти ответы на все вопросы. Ее название спрятано в кроссворде на с. 27 тетради. Отгадайте название предметов на рисунках – тогда и получится название книги.

Работа в тетради: с.27 № 3 вначале по вариантам: 1 вар.– 1–3 слова, 2 вар. – 4–6, 7-е отгадаете вместе, в паре. “Кто быстрее отгадает?”

Выставка энциклопедий.

Это – энциклопедия! Какие энциклопедии вы знаете? (Дети перечисляют названия энциклопедий, которые находятся на классной выставке.)

(Слайд 29: 2-ой вопрос.)

“Помогают ли нам книги?” (Они тоже наши учителя; умея читать, можно многому научиться.)

Вывод: В книгах мы не найдем ответы на все вопросы, как в энциклопедиях, но авторы учат людей жизни, поэтому мы их всех можем назвать своими учителями.

Благодаря тому, что появились книги, знания людей стали накапливаться. В книгах информация, знания, творчество людей живут многие века, храня коллективную память человечества.

Самостоятельное применение знаний.

(Слайд 30). Мы с вами пройдем в следующий зал музея: здесь необходимо применить полученные знания и выполнить задания.

1-я группа: Работа по учебнику – с. 63: сопоставить роль родителей и учителей, используя для этого рисунки по выбору.

Расскажи, чему люди могут научиться у своих родителей, а чему – у учителей.

2-я группа: Работа в парах: с. 26 задание 1 в рабочей тетради – это задание посвящено роли родителей. Попытайтесь разобраться, чему учат своих детенышей животные, детей – родители, учеников – учителя.

Самопроверка: Знайкин предлагает самим проверить по образцу – (Слайд 31).

3-я группа: Работа в тетради с.26 задание 2 – Как вы познакомились с этими сказочными героями? Нарисуйте предмет, который помог о них узнать. (Называют произведения, авторов книг, рисуют книгу). (Слайд 32).

Итог самостоятельной работы.

Молодцы, замечательно справились с самостоятельной работой.

Знайкин интересуется: знаете ли вы пословицы и поговорки на тему нашего урока. (Рассказывают пословицы и поговорки, которые подобрали к этому уроку заранее.)

4. Итог урока. Рефлексия.

Мы завершили путешествие. Что узнали нового?

Каким образом вам удалось узнать об этом? Ответили ли на главный вопрос урока?

(Слайд 33). Какие помощники, дающие возможность узнавать окружающий мир, нам были известны до этого урока? (Зрение, слух, осязание, ум, память.)

О каких новых помощниках мы узнали на этом уроке? (Родители, учителя, книги.)

(Слайд 34). Как вы оцениваете свою работу? Почему? Кто выбрал последний значок? средний? первый? Рада за вас!! (Подвожу итог деятельности учащихся, благодарю за урок.)

Какие открытия вы сделали для себя на уроке? На следующем уроке окружающего мира мы будем говорить о самом дорогом в жизни каждого человека – семье, семейных взаимоотношениях.

(Слайд 35). Я хочу подарить вам на память об уроке открытки, где есть высказывание: “Люди никогда бы не стали людьми, если бы их не научили всему родители, учителя, книги”.

(Слайд 36).Возьмите эти слова, подумайте над ними…и, может быть, вы будете стараться совершать открытия, замечать красоту окружающего мира, ценить родителей и учителей, правильно пользоваться книгами и беречь каждый день!

Приложение.