Явление электромагнитной индукции. 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Цели урока

  • Образовательные: сформулировать понятие явления электромагнитной индукции, познакомить учащихся с практической значимостью явления в природе, технике;
  • Развивающие: учить выделять главное в информации, поступившей из демонстрационных и лабораторных опытов, учить анализировать, обобщать и делать выводы, развивать познавательный интерес;
  • Воспитательные: продолжить формирование навыка работы с физическими приборами в паре, учить применять физические знания к явлениям природы, трудовой деятельности человека.

План.

I. Фронтальный опрос.
II. Изучение нового материала.
III. Закрепление.
IV. Подведение итогов.

Оборудование:

  1. Стол ученика: вопросы к кроссворду, инструкции по выполнению опытов, катушка-моток, миллиамперметр, полосовой магнит, соединительные провода.
  2. Демонстрационный стол: две катушки индуктивности, прибор Томсона, источник тока, железный сердечник, полосовой магнит, реостат, выключатель, гальванометр демонстрационный, соединительные провода .
  3. Компьютер, проектор, экран.

Тема урока. (Слайд 1). (Приложение 1.)

I. Фронтальный опрос.

Решаем кроссворд (вопросы к нему на столах учеников).

Вопросы к кроссворду. (Приложение 2.)

  1. Катушка с железным сердечником внутри.
  2. Французский ученый открыл закон магнитного взаимодействия проводников с током.
  3. Он усиливает действие магнитного поля катушки с током.
  4. Контур в магнитном поле пронизывает магнитный … .
  5. Особая форма материи (создается движущимися заряженными частицами).
  6. Силовая характеристика магнитного поля.

Правильные ответы открываю. (Слайд 2). В итоге получаем по вертикали фамилию ученого, отрывшего существование магнитного поля вокруг проводника с током – ЭРСТЕД. Учащихся давших правильные ответы отмечаю.

II. Изучение нового материала.

– Эрстед открыл существование электромагнитного поля вокруг проводника с током, т.е. электрический ток порождает магнитное поле.
– А может ли магнитное поле создать электрический ток?

Показываю опыт с прибором Томсона. Лампа светится, значит, идет ток в мотке .

Предлагаю детям сделать опыт № 1 (инструкция на столе).

Инструкция к выполнению опыта №1. (Приложение 2.)

1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2. Подведите один из полюсов магнита к катушке, потом на несколько секунд остановите магнит, а затем вновь приближайте его к катушке, вдвигая в нее.

3. Когда возникал в катушке индукционный ток?

Вывод: меняющееся магнитное поле создает электрический ток.

– Мы наблюдали явление электромагнитной индукции

Итак, записываем в чем заключается суть явления ЭМИ. (Слайд 3). Это явление открыл Фарадей в 1831г. Показываю портрет Фарадея. (Слайд 4).

– Всегда ли величина и направление индукционного тока одинаковы ?

Делаем опыт № 2.

Инструкция к выполнению опыта № 2. (Приложение 2.)

1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2. Приближайте полюс магнита к катушке а) быстро б) медленно.

3. В каком случае возникает больший ток?

Вывод: сила тока зависит от скорости изменения магнитного потока.

Делаем опыт № 3.

Инструкция к выполнению опыта № 3. (Приложение 2.)

1. Подключите катушку-моток к зажимам миллиамперметра.

2. Проверьте, одинаковым или различным будет направление индукционного тока в катушке при приближении к ней и удалении от нее одного и того же полюса магнита.

Вывод: направление индукционного тока зависит от изменения магнитного потока.

– К таким же выводам пришел Фарадей, проводя свои опыты .

Демонстрирую опыты Фарадея.

Итак, мы выяснили в чем заключается суть явления ЭМИ, от чего зависит возникающий индукционный ток, но более глубоко изучим явление ЭМИ в 11-м классе.

– Явление ЭМИ имеет очень большое значение и широкое практическое применение.

Показываю примеры применения явления ЭМИ. (Слайды 5–10 ). Устройство, работу генератора тока рассмотрим на следующем уроке.

III. Закрепление.

Предлагаю выполнить задания. (Слайды 12–14). 

IV. Подведение итогов.

Учитель спрашивает какие есть вопросы, кому ,что не понятно, что изучили новое, чему научились, объявляет оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание.

Параграф № 49 , упр.39 (1,2) [1]

Литература.

  1. А.В. Перышкин , Е.М. Гутник Физика 9 класс; Учебник для общеобразовательных заведений 3-ое издание, стереотип-М; Дрофа, 2004 0 256 с.;ил.
  2. Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе: Пособие для учителей ; под редакцией А.А. Покровского – 3-е изд. ,перераб. – М.: Просвещение , 1979 г.