Урок-практикум с применением ИКТ "Типы химических реакций"

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  1. Повторить и закрепить знания по теме «Типы химических реакций» по составу исходных веществ и продуктов реакции.
  2. Научить учащихся определять типы химических реакций: соединения, разложения, замещения, обмена.
  3. Развивать умение учащихся в написании уравнений химических реакций, расстановке коэффициентов и определении типов химических реакций.
  4. Формировать практические умения проводить эксперимент.
  5. Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности.

Оборудование и реактивы: На столах учащихся:

  1. раздаточный дидактический материал: инструктивные карточки для выполнения лабораторной работы;
  2. мультимедиопроектор;
  3. презентация;
  4. пробирки;
  5. растворы: CuSO4, NaOH;
  6. спиртовки;
  7. держатели для пробирок.

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. Приветствие
  2. Работа с журналом.
  3. Объявление темы и целей урока (проецируется на слайде).

II. Повторение полученных ранее знаний.

1) Вопросы для повторения (слайд презентации):

  1. Что изучает химия?
  2. Что такое химические превращения или химические реакции?
  3. Каковы признаки химических реакций?

2) Определение признака реакции по изображению. (Отвечают учащиеся. (Сопровождается показом слайдов из презентации)

  1. Горение свечи. (Признак химической реакции: выделение тепла и света)
  2. Реакция между раствором хлорида кальция и раствором щелочи. (Признак химической реакции: выпадение белого осадка.)
  3. Действие индикаторов на растворы кислоты, щелочи и воды. (Признак химической реакции: изменение окраски индикатора.)
  4. Реакция между раствором перманганата калия и раствором хлорида хрома (II). (Признак химической реакции: выпадение зеленого осадка.)
  5. Реакция между раствором хлорида железа (III) и раствором щелочи. (Признак химической реакции: выпадение бурого осадка.)
  6. Горение стальной проволоки в кислороде. (Признак химической реакции: выделение тепла и света.)

3) Вопросы для повторения:

  1. Каковы условия, необходимые для осуществления химической реакции? (Слайд презентации)
    (а) Соприкосновение веществ; б) Перемешивание веществ; в) Определенная температура.)
  2. Что такое химическое уравнение? (Слайд презентации)
  3. Какие реакции называются реакциями соединения?
  4. Какие реакции называются реакциями разложения?
  5. Какие реакции называются реакциями замещения?
  6. Какие реакции называются реакциями обмена?

Итак, мы с вами рассмотрели следующие типы химических реакций: соединения, разложения, замещения и обмена. (Слайд презентации)

4) Рассмотрение схем химических реакций.

Давайте рассмотрим схемы реакций:

  1. А + В = АВ (Слайд презентации)
    Реакции соединения – это реакция, при которой из двух или нескольких простых веществ образуется одно сложное вещество.

  2. Написать уравнение реакции, определить тип реакции (слайд презентации):
    2Cu + O2 = 2CuO (тип реакции – соединение)

  3. АВ = А + В (слайд презентации)
    Реакция разложения – это реакция, при которой одно сложное вещество распадается на два или несколько простых или сложных веществ.

  4. Написать уравнение реакции, определить тип реакции (слайд презентации):
    2О = 2Н2 + О2 (тип реакции – разложения)

  5. А + ВС = АС + В (слайд презентации)
    Реакция замещения -это реакция, при которой атомы простого вещества замещают атомы в сложном веществе.

  6. Написать уравнение реакции, определить тип реакции (слайд презентации):
    Fe + 2HCl = FeCl2 + H2 (тип реакции – замещение)

  7. АВ + СД = АД + СВ (слайд презентации)
    Реакция обмена – это реакция, при которой два сложных вещества обмениваются своими составными частями.

  8. Написать уравнение реакции, определить тип реакции (слайд презентации):
    AgNO3 + HCI = AgCl + HNO3 (тип реакции – обмен)

  9. Итак, с какими реакциями мы сегодня познакомились? (Слайд презентации)

5) Определение типов реакции.

1. Видеофрагмент «Взаимодействие меди и железа с хлором» (Приложение 2)

Ребята пишут уравнения реакций, расставляют коэффициенты и определяют типы реакций.

Cu + Cl2 = CuCl2 (реакция соединения)
2Fe + 3Cl2 = 2FeCl2 (реакция соединения)

2. Видеофрагмент «Взаимодействие магния с оксидом кремния (IV)» (Приложение 3).

Ребята пишут уравнения реакций, расставляют коэффициенты и определяют типы реакций.

Mg + SiO2 = MgO + Si (реакция замещения)

3. Определение типа реакции по схеме (слайд презентации)

Реакция замещения.

6) Игровые моменты.

1. Игра «Третий лишний – 1» (слайд презентации)

  1. 2NaCl = 2Na + Cl2
  2. CaO + CO2 = CaCO3
  3. C + O2 =CO2

Ответ: 2NaCl = 2Na + Cl2

2. Игра «Третий лишний – 2» (слайд презентации)

  1. 2CuO + C = 2Cu + O2
  2. 2NO + O2 = 2NO2
  3. Mg +H2S = MgS + H2

Ответ: 2NO + O2 = 2NO2

3. Задание (слайд презентации)

Царь зовет к себе Стрельца – удалого молодца
И дает ему поручение государственного значения:
«Чтоб я стал очень богат, нужен мне алюминия сульфид
Ночь даю тебе подумать, утром буду ждать доклад!
Не смогешь – кого винить? Должен я тебя казнить.
Запиши себе названье, чтоб со страху не забыть».

Напишите уравнение реакции получения сульфида алюминия.

Укажите тип реакции.

2AI + 3S = AI2S3 (реакция соединения) (слайд презентации)

7) Лабораторная работа (слайд презентации)

Техника безопасности (слайд презентации)

1. Опыт «Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия». (слайд презентации)

2. Напишите уравнение реакции и определите тип реакции. (Слайд презентации)

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

Тип реакции – реакция обмена

3. Опыт «Разложение гидроксида меди (II)» (слайд презентации)

4. Напишите уравнение реакции и определите тип реакции. (Слайд презентации)

Cu(OH)2 —t°→ CuO + H2O

Тип реакции – реакция разложения

8) Проверочная работа. (Слайды презентации, раздаточный материал – Приложение 1)

1 вариант

  1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
    А) Cu + O2 =
    Б) NaOH + HNO3 =
    В) H2 + CuO =
    Г) Ag2O =
    Д) MgO + HF =

  2. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
    а) нитрат серебра + хлорид железа (III) → хлорид серебра + нитрат железа (III);
    б) гидроксид свинца (II) → оксид свинца (II) + вода.

  3. Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
    В реакциях обмена могут образоваться:
    а) несколько простых веществ;
    б) два сложных вещества;
    в) одно сложное вещество;
    г) одно простое вещество.

2 вариант

  1. Расставьте коэффициенты и определите тип реакции в следующих уравнениях реакций:
    А) Ва + O2 =
    Б) KOH + H3PO4 =
    В) H2 + FeO =
    Г) HgO =
    Д) BaO + HBr =

  2. Приведены схемы реакций. Составьте уравнения химических реакций, расставьте коэффициенты и укажите их тип:
    а) нитрат бария + сульфат натрия → сульфат бария + нитрат натрия;
    б) оксид лития + вода → гидроксид лития.

  3. Выберите на ваш взгляд, правильный ответ.
     В реакции замещения могут вступать:
    а) одно простое и одно сложное вещество;
    б) одно сложное вещество;
    в) несколько простых веществ;
    г) несколько сложных веществ.

9) Проверка выполненной работы. (Слайды презентации)

1 вариант

  1. А) 2Cu + O2 = 2CuO – соединение
    Б) NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O – обмен
    В) Н2 + FeO = Fe + Н2O – замещение
    Г) 2Ag2O= 4Ag + O2 – разложение
    Д) MgO + 2HF = MgF2 + H2O – обмен
  2. А) 3AgNO3 + FeCl3 = 3AgCl +Fe(NO3)3 (обмен)
    Б) Pb(OH)2 = PbO + H2O (разложение)
  3. Ответ: Б

2 вариант

  1. А) 2Ва + O2 = 2ВаO – соединение
    Б) 3КOH + H3РО4 = К3РO4 + 3H2O – обмен
    В) H2 + FeO = Fe +H2O – замещение
    Г) 2HgO= 2Hg + O2 – разложение
    Д) ВаO + 2HВr = BaBr2 + H2O – обмен
  2. А) Ва(NO3)2 + FeCl3 = 3AgCl +Fe(NO3)3 (обмен)
    Б) Li2O + H2O = 2LiOH (соединение)
  3. Ответ: А

III. Домашнее задание

(слайд презентации)

  1. §29;
  2. §30, упр. 1 (а, б);
  3. §31, упр. 2 (в, г, д);
  4. §32, упр. 3, 4 (г, д, е).

IV. Рефлексия.

(слайд презентации)

Ребята, что вас понравилось сегодня на уроке?

V. Итоги урока. Оценки за урок.