Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Конспект урока по русскому языку во 2-м классе "Буква на месте звука, которого нет"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Программа «Гармония»

Авторы учебников: Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с буквами непроизносимых согласных звуков.

Задачи урока:

Познавательный аспект:

  • Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков [сн, с'н'];
  • Помочь учащимся осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня;
  • Постановку новой учебной задачи связать с повторением ранее изученных способов проверки букв безударных гласных и парных согласных в корне слова;
  • Первичное освоение способа проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков;
  • Формировать умения, которые обеспечат успешное выполнение деятельности. К концу урока добиться того, чтобы ученики восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике.

Развивающий аспект:

  • Учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; ставить и разрешать проблемы;
  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие глазомера, ориентировки в пространстве;
  • Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.

Воспитательный аспект:

  • Использовать содержание учебного материала для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника;
  • Формирование гуманных отношений на уроке;
  • Формирование таких качеств, как дисциплинированность и собранность, честность и усердие, умение общаться друг с другом.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.);
  • Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.);
  • Таблицы: «Главные орфограммы корня слова», «Обозначение орфограмм», «Способы проверки слов для корня»;
  • Таблица «Элементы записки»;
  • Таблица «Редактор и корректор»;
  • Таблица «Обозначение орфограмм непроизносимых согласных звуков»;
  • Портреты героев: Антона и Тома.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Проблемная ситуация для изучения нового материала:

1) Чтение стихотворения учителем:

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.

Это моё вам пожелание перед началом урока русского языка.

2) На доске висит таблица «Главные орфограммы корня слова»

Главные орфограммы корня слова
– Буквы безударных гласных звуков
– Буквы парных согласных звуков
– Буквы непроверяемых гласных и согласныхзвуков
– Удвоенные согласные

Вопросы учителя:

  • Назовите главные орфограммы корня слова.
  • Почему их называют главными?
  • Сколько таких орфограмм мы насчитали вчера с ребятами группы продлённого дня в домашнем упражнении?

3) Работа с пословицей, написанной на доске печатными буквами. Пословица закрыта.

  • «При солнышке тепло  – при матери добро.
  • Открываю пословицу на несколько секунд и снова закрываю.
  • Ребята записывают пословицу по памяти.
  • Чтение пословицы орфоэпически и орфографически.
  • Открываю пословицу. Сверьте с пословицей на доске, всё ли верно написали.

Задания по пословице:

  • Объясните смысл пословицы
  • Обозначьте орфограммы
  • В каких словах мы можем объяснить написание букв гласных безударных звуков корня слова?
  • Запишите под пословицей проверочные слова (вызываю по одному ученику к доске) – тёплый , добрый.
  • Каким способом мы проверили безударные гласные корня слова? (На доске таблица. Подбираем родственные слова.)
Как искать проверочные слова для корня
В названиях предметов
Подбери однокоренное слово:
• Назови предмет ласково
• Как маленький (или
большой)
• Объясни значение слова
Измени форму слова
• Ед. ч. - мн.ч.
• По команде вопросов:
 – Кто? Что?
 – много или нет кого? чего?
В названиях действий
• Подбери однокоренные слова
• Вопросы кто? Что?
Измени по команде вопросов:
• Что (с) делает?
• Что (с) делал (а)?
• Что (с) делаю?
В названиях признаков предметов
Подбери однокоренное слово Измени по команде вопроса Каков?
  • Подберите родственные слова к слову «солнышко» (устно) – солнце, солнечный...
  • Меня очень заинтересовало слово «солнце». Произнесём его.
  • Напишем знаками звуков [сонцэ].
  • А кто, сможет, это слово написать грамотно? (Вызываю ученика к доске или все пишут в тетради, а потом вызвать одного ученика к доске)
  • На доске висит портрет русского мальчика Антона, который сопровождает детей все уроки русского языка с 1 класса. Он спрашивает детей: «Ребята, что же такое у нас получается?» (ответы детей)

4) Чтение стихотворения О. Сагировой, написанного на доске.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

• Какая буква согласного звука с нами играла в прятки в слове «солнце»? (ответ детей «эль»)

Чтение название темы в учебнике Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 3 часть, стр. 66.

II. Работа по теме урока.

1) Упражнение 436, задание на странице 54.

Задания:

  • Посмотрите, как пишутся эти слова.
  • Заполните таблицу, используя свои наблюдения.

Самостоятельная работа в тетрадях-задачниках.

2)   Упражнение 437.

  • Чтение сообщения до красной рамочки.
  • Антон: Ребята, а можно ли по-другому назвать эту тему в учебнике? («Буквы непроизносимых согласных звуков») Открываю название темы на доске.

Хоровое чтение важных сведений (стр. 66)

  • Какие согласные звуки иногда бывают непроизносимыми в русском языке?
  • А как называют буквы на месте этих звуков?

3)   Антон: Я не понимаю, что же дела