Конспект урока по русскому языку во 2-м классе "Буква на месте звука, которого нет"

Разделы: Начальная школа


Программа «Гармония»

Авторы учебников: Соловейчик М.С, Кузьменко Н.С.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с буквами непроизносимых согласных звуков.

Задачи урока:

Познавательный аспект:

  • Привлечь внимание детей к наличию орфографической проблемы при обозначении буквами определённых сочетаний звуков [сн, с'н'];
  • Помочь учащимся осознать эти сочетания как опознавательный признак ещё одной орфограммы корня;
  • Постановку новой учебной задачи связать с повторением ранее изученных способов проверки букв безударных гласных и парных согласных в корне слова;
  • Первичное освоение способа проверки букв на месте непроизносимых согласных звуков;
  • Формировать умения, которые обеспечат успешное выполнение деятельности. К концу урока добиться того, чтобы ученики восприняли, осмыслили новый материал и научились его применять на практике.

Развивающий аспект:

  • Учить анализировать, выделять главное; учить сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; ставить и разрешать проблемы;
  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие глазомера, ориентировки в пространстве;
  • Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями.

Воспитательный аспект:

  • Использовать содержание учебного материала для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических и других качеств личности школьника;
  • Формирование гуманных отношений на уроке;
  • Формирование таких качеств, как дисциплинированность и собранность, честность и усердие, умение общаться друг с другом.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Учебник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.);
  • Тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» 2 класс (авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.);
  • Таблицы: «Главные орфограммы корня слова», «Обозначение орфограмм», «Способы проверки слов для корня»;
  • Таблица «Элементы записки»;
  • Таблица «Редактор и корректор»;
  • Таблица «Обозначение орфограмм непроизносимых согласных звуков»;
  • Портреты героев: Антона и Тома.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Проблемная ситуация для изучения нового материала:

1) Чтение стихотворения учителем:

Если хочешь много знать,
Надо потрудиться.
Если хочешь умным стать,
Нужно не лениться.

Это моё вам пожелание перед началом урока русского языка.

2) На доске висит таблица «Главные орфограммы корня слова»

Главные орфограммы корня слова
– Буквы безударных гласных звуков
– Буквы парных согласных звуков
– Буквы непроверяемых гласных и согласныхзвуков
– Удвоенные согласные

Вопросы учителя:

  • Назовите главные орфограммы корня слова.
  • Почему их называют главными?
  • Сколько таких орфограмм мы насчитали вчера с ребятами группы продлённого дня в домашнем упражнении?

3) Работа с пословицей, написанной на доске печатными буквами. Пословица закрыта.

  • «При солнышке тепло  – при матери добро.
  • Открываю пословицу на несколько секунд и снова закрываю.
  • Ребята записывают пословицу по памяти.
  • Чтение пословицы орфоэпически и орфографически.
  • Открываю пословицу. Сверьте с пословицей на доске, всё ли верно написали.

Задания по пословице:

  • Объясните смысл пословицы
  • Обозначьте орфограммы
  • В каких словах мы можем объяснить написание букв гласных безударных звуков корня слова?
  • Запишите под пословицей проверочные слова (вызываю по одному ученику к доске) – тёплый , добрый.
  • Каким способом мы проверили безударные гласные корня слова? (На доске таблица. Подбираем родственные слова.)
Как искать проверочные слова для корня
В названиях предметов
Подбери однокоренное слово:
• Назови предмет ласково
• Как маленький (или
большой)
• Объясни значение слова
Измени форму слова
• Ед. ч. - мн.ч.
• По команде вопросов:
 – Кто? Что?
 – много или нет кого? чего?
В названиях действий
• Подбери однокоренные слова
• Вопросы кто? Что?
Измени по команде вопросов:
• Что (с) делает?
• Что (с) делал (а)?
• Что (с) делаю?
В названиях признаков предметов
Подбери однокоренное слово Измени по команде вопроса Каков?
  • Подберите родственные слова к слову «солнышко» (устно) – солнце, солнечный...
  • Меня очень заинтересовало слово «солнце». Произнесём его.
  • Напишем знаками звуков [сонцэ].
  • А кто, сможет, это слово написать грамотно? (Вызываю ученика к доске или все пишут в тетради, а потом вызвать одного ученика к доске)
  • На доске висит портрет русского мальчика Антона, который сопровождает детей все уроки русского языка с 1 класса. Он спрашивает детей: «Ребята, что же такое у нас получается?» (ответы детей)

4) Чтение стихотворения О. Сагировой, написанного на доске.

Иногда согласные
Играют с нами в прятки,
Они не произносятся,
Но пишутся в тетрадке.

• Какая буква согласного звука с нами играла в прятки в слове «солнце»? (ответ детей «эль»)

Чтение название темы в учебнике Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка» 3 часть, стр. 66.

II. Работа по теме урока.

1) Упражнение 436, задание на странице 54.

Задания:

  • Посмотрите, как пишутся эти слова.
  • Заполните таблицу, используя свои наблюдения.

Самостоятельная работа в тетрадях-задачниках.

2)   Упражнение 437.

  • Чтение сообщения до красной рамочки.
  • Антон: Ребята, а можно ли по-другому назвать эту тему в учебнике? («Буквы непроизносимых согласных звуков») Открываю название темы на доске.

Хоровое чтение важных сведений (стр. 66)

  • Какие согласные звуки иногда бывают непроизносимыми в русском языке?
  • А как называют буквы на месте этих звуков?

3)   Антон: Я не понимаю, что же делать, когда писать букву непроизносимого
согласного, а когда не писать?

Ребята, попробуем в этом разобраться. А помогут нам в этом знакомые способы проверки. (Раздаю листочки-карточки)

Слово Проверка Слово
Сви [   ] ет    
Интере [   ] ый    
Хру [   ] ула    
Ле [   ] ица    
  • Прочитаем слова, слышим [с н] или [с'н'] - вписываем значки звуков.
  • Пробуем подобрать проверочные слова.

Идёт коллективная работа.

  • К какому слову мы не смогли подобрать проверки?
  • Куда обратимся? (к словарю)
  • Что узнали?
  • Какими способами проверки пользовались?

4) Как же мы решали новую орфографическую задачу?

  • Проверим, правильно ли мы действовали? (Чтение вывода на странице 67-68 № 439)
  • Солнце  – солнышко (возвращение к пословице)
  • Посмотрите, как обозначается эта орфограмма (Показываю на доске)

5)   Ребята, а сейчас попробуйте самостоятельно решить орфографическую задачу. Используйте знакомые вам способы проверки.

Слово Проверка Слово
Опа [   ] ый    
Me [   ] ость    
Ски [   ] ет    
  • Какие слова вы подобрали проверочными?
  • Как написали?

6) Наш мальчик-иностранец Том (этот мальчик тоже сопровождает нас во время путешествий по русскому языку с 1 класса), уходя на прогулку, написал маме такую записку:

Мама!

Я приду не очень позно. Оставь свои вкустные пирожки. Вечером почитаю интерестную книгу.

Том

  • Прочитаем.
  • Правильно составлена записка? (Да)
  • Сверим с памяткой.
Записка
1. Обращение !
2. Сообщение .
3. Подпись .
  • Значит «редакторами» нам не нужно работать?
  • Тому очень трудно писать на русском языке, ведь он иностранец. Возможно, он сделал ошибки по теме урока?
  • Поработайте «корректорами», помогите Тому. (Идёт работа в парах)
  • Проверяем. Какие ошибки нашли? Как проверили?

III. А теперь поможем Антону сделать выводы.

  • Какие главные орфограммы корня слова?
  • Какую табличку добавим на нашу схему? («Буквы непроизносимых согласных звуков»)
Главные орфограммы корня слова
– Буквы безударных гласных звуков
– Буквы парных согласных звуков
– Буквы непроверяемых гласных и согласных звуков
– Удвоенные согласные
– Буквы непроизносимых согласных звуков
  • Как нужно действовать, чтобы узнать, есть буква непроизносимого согласного звука в слове или нет?
  • С какими сочетаниями мы сегодня работали на уроке?
  • Какими буквами они могут обозначаться на письме?
  • На следующих уроках познакомимся и с другими сочетаниями
  • Для чего мы научились решать новую орфографическую задачу?

Выслушиваю ответы. Оцениваю работу детей на уроке.