Методика развития творческого мышления учащихся на уроках математики в 5–6-х классах

Разделы: Математика


Развитие творческого мышления школьника на уроке математики в 5-6 классах на этапе актуализации прежних знаний

Рассмотрим структуру урока. Одним из этапов урока является этап актуализации прежних знаний, который позволяет развивать творческое мышление школьников, благодаря существованию большого числа заданий, представленных далее.

Многие полагают, что актуализация – это то же самое, что и опрос, «только термин новый». Но это далеко не так. Значение самого слова «актуализация» говорит о том, что надо сделать знания актуальными, нужными в данный момент, то есть «освежить» прежние знания и способы деятельности в памяти. Более того, актуализация означает и психологическую подготовку ученика: возбуждение его интереса к теме (проблеме), создание эмоционального настроя, оценку степени готовности отдельных учеников к восприятию нового материала и так далее, что способствует развитию творческого мышления школьников на уроке.

Первый этап урока математики в 5-6 классах – устные упражнения. Цель этого этапа, во-первых, подготовить учащихся к продуктивной работе на протяжении всего урока, значит, среди этих упражнений должны быть задания на восстановление опорных знаний и умений. Во-вторых, постоянная работа по поддержанию и совершенствованию ранее сформированных знаний и умений, в частности, вычислительных навыков, и, в-третьих, способствовать развитию учащихся, в особенности развитию творческого мышления.

Устные упражнения содержат огромные потенциальные возможности для развития мышления, активизации познавательной деятельности учащихся.

Использование устных упражнений сокращает число заданий на уроке, требующих полного письменного оформления, что приводит к более эффективному развитию речи, мыслительных операций и творческих способностей учащихся.

Развитие творческого мышления школьника на уроке математики в 5-6 классах на этапе формирования новых понятий и способов действий

Рассмотрим следующий этап урока  – этап формирования новых понятий и способов действий. Выбранная структура создаёт условия для развития творческого мышления, если будут правильно подобраны методы и формы обучения. Ниже будут рассмотрены задания, соответствующие данному этапу, но прежде уточним сущность этапа формирования новых понятий и способов действий.

Важнейший элемент этого этапа урока – усвоение, оно включает психологический акт «присвоения» учащимся нового знания или способа действия, то есть умственные действия и моторные (учебные) действия учащихся по усвоению. В нашем контексте понятие «формирование» включает и деятельность учителя по объяснению нового материала или организации деятельности ученика по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий. Возможно их сочетание. Способ объяснения учителя может быть разным (рассказ, лекция, беседа, демонстрация опыта), как и способ «самообъяснения» ученика (работа с книгой, анализ текста, самостоятельное наблюдение, эксперимент, решение нетиповых, нестандартных задач).

На этом этапе раскрывается сущность новых понятий, усваиваются новые знания и способы учебной и умственной деятельности ученика, формируются его убеждения. Именно на этом этапе усвоения используются основные приёмы мыслительной деятельности учащихся. На этом этапе может совершаться постановка проблемы и поиск способов её решения. Искомые способы могут быть найдены интуитивно, по догадке, или же логическим путём, то есть путём выдвижения предположений, обоснования гипотезы и её доказательства.

В 5-6 классах этап формирования новых понятий и способов действий (20-25 минут наиболее благоприятного времени – середины урока) посвящён работе над новой темой, тренировке, выработке основных навыков.

В курсе математики 5-6 классов имеются такие темы, изучение которых происходит с ознакомительной целью, то есть не рассматриваются серьёзные вопросы. Но наличие этих тем обязательно, так как полученные знания являются основой для их дальнейшего изучения в старших классах. Эти темы очень удобно использовать для развития творческого мышления школьников, так как этот материал даёт хорошую основу для формирования и развития творческого мышления. Примером таких тем могут являться «Диаграммы», «Графики».

В ходе объяснения учителем нового материала могут использоваться задания, позволяющие ученику самому «открывать» новое. Такие задания могут быть промежуточными в объяснении учителя, а могут и представлять целый комплекс, этапы которого будут постепенно раскрывать для школьника неизвестное (во втором случае учитель выступает в роли помощника).

При изучении нового материала важно правильно работать с учебником, если это необходимо. Для учеников, особенно в 5-м, 6-м классах, работа с теоретическим материалом учебника – дело тяжёлое и утомительное. Но обойтись без неё нельзя, поэтому полезно наряду с традиционными формами работы с текстом использовать и игровые формы, развивающие творческое мышление учащихся.

«Вопросы-ответы». Эту игру легко организовать и провести. Класс делится на две команды. После чтения текста учебника первая команда готовит и задаёт вопросы второй, вторая оценивает качество вопроса, его точность, корректность и затем отвечает. Первая команда комментирует качество ответа. Учитель (или ведущий) отмечает количество правильных вопросов и ответов, учитывает активность участников каждой команды и объявляет победителей. Могут быть проведены конкурсы на лучший вопрос и ответ, на самый каверзный вопрос, самый оригинальный и тому подобное.

«Угадай-ка». Эта игра проводится аналогично. Ведущий номерует абзацы теста учебника. Команды придумывают и предлагают друг другу загадки по содержанию абзацев текста, начинающиеся словами: «В каком абзаце…». Другая команда должна ответить, к какому из абзацев текста относится загадка.

Ролевая игра. Такие игры наиболее привлекательны, вызывают у детей живой интерес, стимулируют творческое воображение, мышление и поэтому оказываются наиболее эффективными. Для проведения такой игры после знакомства с текстом учебника учитель распределяет роли. Например, это могут быть «ведущий», «автор», «действующие лица», «главный герой» и так далее. «Действующими лицами» и «главными героями» оказываются различные математические объекты – Отрезок, Треугольник, Пропорция, Распределительное свойство умножения, Уравнения и так далее. «Действующие лица» знакомят со «своими» свойствами, с помощью «ведущего» и «автора» выясняют, кто и почему – «главный герой» и так далее.

Запоминанию новых понятий, лучшему пониманию их определений помогают, развивающие творческое мышление, кроссворды, чайнворды.

Задачи на поиск недостающей или «лишней» в ряду фигуры являются относительно простыми, поэтому при обучении их надо использовать в начале объяснения, чтобы результаты представляли собой базу для формирования новых понятий.

Развитие творческого мышления школьника на уроке математики в 5-6 классах на этапе применения – формирования умений и навыков.

В  структуре урока завершающим является этап применения – формирования умений и навыков.

Отработка навыков применения знаний требует многократного повторения тех или иных умственных и практических действий, операций. Поэтому в названном третьем компоненте структуры урока (не менее важном, чем другие) происходит применение (специальное) только что усвоенных знаний и способов деятельности, их обобщение и систематизация, проверка на практике правильности решения познавательной задачи, учебной программы. (Здесь выполняются различные упражнения, решаются типовые задачи, анализируется ход решения и так далее).

На данном этапе урока возможно использование ещё большего числа методов и форм для развития творческого мышления, чем на других этапах. Другими словами, на этом этапе раскрываются более широкие поля деятельности, которые позволяют развивать творческое мышление школьников.

Чаще всего закрепление теоретических сведений происходит как повторение пройденного, а закрепление умений и навыков – как выполнение упражнений, решение примеров и задач до тех пор, пока не будут исчерпаны часы, отведённые на этот учебный раздел календарным планом.

Закрепление можно строить не как повторение только что пройденного, чтобы лучше запомнилось, а как работу, требующую самостоятельного, творческого применения только что полученных знаний.

Слишком элементарных, лёгких заданий не должно быть много, так как лёгкая деятельность тяготит школьников, не воспитывает в них стремления преодолевать трудности.
На этом этапе урока становится незаменимой занимательная задача. Систематическое применение таких задач способствует развитию указанных мыслительных операций, развитию творческого мышления и формированию математических представлений детей.

Приложение