Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова. Исповедь, проповедь, покаяние в лирике поэта

Разделы: Преподавание литературы


Цели:

  • Познакомить студентов с жизнью Н.А. Некрасова и основными этапами его творчества; выделить основные мотивы лирики поэта; раскрыть неповторимую особенность лирики и новаторство Некрасова.
  • Развивать навыки выразительного чтения стихотворений, умение выделять главное.
  • Воспитывать любовь к Родине, к своему народу; пробудить интерес к творчеству Н.А. Некрасова.

Форма проведения занятия: Литературная гостиная.

Оборудование: презентация биографии Н.А. Некрасова, газеты, плакаты с высказываниями о поэте, выставка книг, аудиозапись, музыка.

Методические приемы: сообщение студентов, чтение и анализ стихотворений, беседа, прослушивание аудиозаписи стихотворения.

Словарная работа

Элегия – жанр стихотворения, в котором выражены настроения грустного раздумья, скорбь, философские размышления.

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан!
                            Н.А.Некрасов

Ход занятия

I. Организационный момент

(Проверка присутствующих, объявление целей урока, настрой на работу).

II. Запись темы, эпиграфа.

III. Знакомство с биографией Н.А. Некрасова

(Сопровождается презентацией.) Приложение 1

1) Слово преподавателя: Николай Алексеевич Некрасов. Поэт – гражданин, поэт – трибун. Человек удивительной судьбы. Деятельность Некрасова была необычайно многогранна. Находясь на протяжении почти четырех десятилетий в самом центре идейно-художественной жизни России, он был непосредственным участником весьма важных общественно-литературных событий, был связан со множеством людей.

И.С. Тургенев писал Некрасову: “Твоя жизнь именно из тех, которые должны быть рассказаны – потому что представляют много такого, чему не одна русская душа глубоко отзовется”.

И сегодня мы поведем наш разговор о жизни и творчестве Н.А. Некрасова. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должен быть поэт, почитаем его стихи.

2) Сообщение студентов

1 Студент. В 1821 г. в местечке Немирово (Украина), в семье отставного майора родился Н.А. Некрасов. Детские годы провел в селе Грешнево на берегу Волги, близ Ярославля. Некрасов вырос в обстановке, которая могла загубить в человеке все лучшие стороны души.

Аудиозапись стихотворения “Родина”. Приложение 2

2 Студент. Это стихотворение “Родина” (1846) звучит как исповедь, написанная, по словам одного из друзей Некрасова, не чернилами, а кровью.

Это стихотворение, как и другие, отразившие события жизни Некрасова, не следует считать просто воспоминаниями: они раскрывают общее во многих человеческих судьбах. Но их автобиографическую точность и правдивость засвидетельствовали многие современники поэта.

1 Студент. Отец будущего поэта, отставной армейский офицер, помещик средней руки, был убежденным крепостником. Его интерес составляла псовая охота. С собаками он бывал иногда добр, а домашние и крепостные равно страдали от его жестокости, от его тяжелого характера.

2 Студент. В стихотворении “Родина” Некрасов нарисовал образ страдалицы – матери, чью жизнь сгубил “угрюмый невежда”:

Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы...
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна,
Она была горда, упорна и прекрасна...

1 Студент. Мать поэта, Елена Андреевна, в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою доброту, чуткость, стремление к справедливости.

Свои первые стихи Некрасов написал в 7 лет и преподнес их “любезной маменьке”. Любовью к ней озарено все его поэтическое творчество, вспоминая прошлое, Некрасов написал незадолго до своей смерти в поэме “Мать” (1877):

Чтец: “Мать”

2 Студент. Под влиянием матери Некрасов стал мечтать о литературной деятельности. Учась в ярославской гимназии (1832 – 1837), он писал (сатиры) на одноклассников и лирические стихи.

Проецируется репродукция картины И.Е. Репина “Бурлаки на Волге”.

1 Студент. На всю жизнь запомнил Некрасов стоны и полные муки глаза бурлаков, которых он увидел еще в детстве на Волге.

Чтец. “На Волге”

2 Студент. А за домом – только выйди за ограду густо разросшегося сада – Владимирка, дорога кандального звона.

Звучит народная песня “Колодники”. Проецируется репродукция картины И. Левитана “Владимирка”. Приложение 3

Этой дорогой шла Россия, скованная по рукам и ногам, но не сломленная, а гневная и сильная. На этой дороге мужала муза народного поэта. Здесь он учился любить и ненавидеть.

1 Студент. Отец избрал для сына военную карьеру и в 1838 г. отправил его в Петербург для определения в Дворянский полк. Некрасов ослушался отца – подал документы в университет. За это непокорный сын был лишен материальной поддержки. “Восемь лет я боролся с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть... Уму непостижимо, сколько я работал!” – вспоминал поэт. Учиться ему уже не пришлось. Он ютился в петербургских трущобах, бывало, не имел ни пальто, ни сапог, писал лежа на полу – мебель отсутствовала в его подвале – и все-таки не бросал литературных занятий, не отказывался от надежды стать писателем. Он сочинял стихи, рассказы, пьесы; иногда получал за них в журналах грошовую плату.

2 Студент. В эти годы Некрасову стал близок Петербург “чердаков и подвалов”, город тружеников и бедняков. Некрасов увидел и показал Петербург глазами голодного разночинца:

Чтец. “О погоде”, 1859

Начинающий поэт чудом не погиб, не затерялся в этом городе. Несмотря ни на что, он сумел проложить свой путь в литературе. Спасла юношу не только его одаренность, но и поразительная энергия, выносливость, настойчивость – качества, которые и потом сказались в его трудной работе редактора передового журнала.

1 Студент. Огромная заслуга в формировании Некрасова – поэта принадлежит Белинскому. За год до знакомства с Белинским 19-летний поэт опубликовал первый сборник своих стихотворений – “Мечты и звуки” (1840). Некоторые журналы благожелательно отозвались о них. Но Белинский оценил “Мечты и звуки” иначе: “Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки...” Некрасов сумел подавить в себе обиду и понять справедливость слов критика. “Это был лучший урок” – вспоминал поэт.

2 Студент. В середине 40-х годов под редакцией Некрасова выходят четыре альманаха, среди которых особенно интересны “Физиология Петербурга” и “Петербургский сборник”. Здесь выступили писатели “натуральной школы” – Белинский, Герцен, Тургенев, Достоевский, Некрасов. Одно из своих стихотворений “В дороге” (1845) Некрасов прочитал Белинскому, у того засверкали глаза, он бросился к поэту, обнял его и воскликнул: “Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?”

1 Студент. Что же поразило Белинского в этом стихотворении? Суровая правда, без всяких прикрас, мастерство в передаче народного взгляда на жизнь.

О народе и для народа писал свои стихи поэт. И не случайно многие из них были положены на музыку и пелись простыми людьми в радости и в горе, в работе и в бою. “Коробейники”, “Меж высоких хлебов затерялося”, “Назови мне такую обитель” – все это любимые русскими людьми песни на стихи Некрасова. Мы поем их много лет, отдавая дань уважения русскому народу и его великому поэту.

Звучит народная песня “Меж высоких хлебов затерялося...”

2 Студент. 1847 – 1866 гг. Некрасов возглавляет журнал “Современник”; журнал был под постоянной угрозой закрытия и держался благодаря мужеству и редакторской мудрости Некрасова. После смерти Белинского в 1848 г., в период “мрачного семилетия” в “Современник” пришел (1848 – 1855) Чернышевский. Некрасов сразу же увидел в молодом безвестном журналисте человека огромного ума и таланта. Чернышевский вместе с Некрасовым стал руководителем журнала. Вскоре присоединился Добролюбов.

1 Студент. В начале 1862 г. правительство запрещает издание “Современника” на 8 месяцев, а в июле 1862 увозят в Петропавловскую крепость Чернышевского. Цензурный комитет неоднократно заявлял о вредном направлении органа революционной демократии, о “соблазнительном действии его на молодое поколение”. Полтора года Некрасов и его соратники были лишены своей трибуны. Но с января 1868 г. поэт приступает к изданию нового журнала “Отечественные записки”, который продолжает традиции “Современника”.

2 Студент. В 1863 г. написана поэма “Мороз, Красный Нос” – о трагической стороне народной жизни. В этом же году Некрасов начинает работу над поэмой “Кому на Руси жить хорошо”, над которой работал до конца жизни, но так и не завершил. В начале 1876 г. Некрасов почувствовал симптомы неизлечимой болезни (рак), операция не помогла и через два года его не стало.

1 Студент. В ясный морозный день 11 января 1878 года многотысячная толпа провожала гроб с телом Некрасова на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге. Впереди плыли огромные венки с надписями: “Слава печальнику горя народного”, “От русских женщин”, “Бессмертному певцу народной скорби”, “Некрасову– студенты”. Венок с надписью “Борцу за свободу” уничтожила полиция, изъяв его еще накануне. Народ, однако, не разгоняли, и потому впервые в России так гласно и “всем миром” хоронили великого поэта.

Основные этапы жизни и творчества (проецируются на доске, студенты записывают в тетрадь).

IV. Основные темы и идеи лирики Н.А. Некрасова

Слово преподавателя: Именем Некрасова может быть обозначена целая эпоха в художественном развитии нашей страны. Он отдал свой великий талант, свет своей благородной души служению народу, борьбе за его счастье. Взволнованное слово поэта морем разливалось по всей стране, внушало ненависть к угнетению, веру в свободу человека. Сейчас мы поговорим о лирике поэта, попытаемся выделить ее своеобразие, основные темы.

Сообщение студентов. (Студенты выделяют особенности поэзии, основные темы и записывают в тетрадь.)

3 Студент. Первый народный поэт, он писал о народе и для народа, зная его думы, нужды, заботы и надежды. Связь с народом наполняла особым смыслом жизнь Некрасова и составляла главное содержание его поэзии.

Чтец. “Умру я скоро. Жалкое наследство...”

4 Студент. Сороковые годы становятся для поэта временем перелома, знаменуют поиски новых путей и своего места в литературе.

В эти годы он печатал мало стихотворений, но много работал над ними, пытаясь овладеть складом народной речи, чтобы потом ввести слова, обороты, конструкции простонародного языка в язык поэтический. В середине 40-х годов появляется один из первых его опытов в этом роде – стихотворение “В дороге”, посвященное доле русской крестьянки. С этого стихотворения начался новый период жизни и творчества Н. А. Некрасова: настоящая литературная работа среди людей, духовно близких ему и понимающих его.

3 Студент. Так вошел в стихи Некрасова народ, а сам он заговорил с народом на доступном и привычном для него языке.

Ему казалось, что строгое разграничение “высокой” поэзии и “низкой” прозы, которое бытовало в литературе до него, было искусственным, и он искал синтеза, сочетая несочетаемое – поэтическую речь с языком публицистики и даже газетного очерка и фельетона. А само поэтическое слово становилось у него простым и ясным – без “второсмыслов” – и выражало только свое непосредственное, конкретное значение, как в словаре. Только такое слово и могло нести народу представление о сложных социальных и нравственных проблемах. Но этим простым словом управляло сильное чувство.

4 Студент. Он умел видеть и изображал увиденное с поразительной простотой. Его стихи не исторгали слез, но заставляли содрогнуться от ужаса:

Чтец. “Гробок”

3 Студент. Жизнь в его стихах была печальна и радостна, отвратительна и прекрасна, смешна и возвышенна. Нередко он видел трагическое в обыденном и сам признавался в одном из писем: “Каждая мелочь вырастает в моих глазах до трагедии”1. А в стихах писал: “Мерещится мне всюду драма” (“Ванька”).

4 Студент. Горячо сострадая, поэт не менее остро испытывал чувство протеста. Поэтому так уничтожающе безжалостны сатиры молодого Некрасова. За исключением лирических стихов, каждое его стихотворение обличало буржуазный строй, лживость царской политики, цензуру, отношение к народу. Обличение рождалось из сострадания, но наиболее завершенной и цельной формой его обличений были сатиры:

Чтец. “Современная ода”

Аудиозапись “Нравственный человек”. Приложение 4

3 Студент. Он много думал о назначении поэта, но эти мысли никогда еще не просились у него на бумагу с такой силой, как в день смерти Гоголя. Этот день, 21 февраля 1852 года, стал днем траура для русской литературы, и смерть Гоголя была осмыслена ею как событие историческое.

4 Студент. В этот день Некрасов написал стихотворение “Блажен незлобивый поэт...” – свою первую поэтическую декларацию. На п