Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

О составлении рабочих программ

Разделы: Преподавание математики


В соответствии со статьей 32 п.7 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин.

Рабочая программа учителя должна давать представление о том, как в практической деятельности педагога реализуются компоненты (федеральный, региональный, школьный) государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета.

Рабочая программа – документ, созданный учителем на основе примерной или авторской программы.

Структура рабочей программы учебного предмета определяется методическим советом школы на основе рекомендаций по разработке и утверждению рабочих программ.

Рабочая программа составляется учителем-предметником по определенному учебному предмету и рассчитана на учебный год или ступень обучения.

Рабочая программа должна содержать ссылку на нормативные документы и методические материалы, в соответствии с которыми (или на основе которых) составлена данная программа.

Структура рабочей программы учебного предмета.

  • Титульный лист.
  • Пояснительная записка.
  • Содержание учебного предмета.
  • Учебно-тематический план с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и др.
  • Требования к уровню подготовки обучающихся.
  • Описание учебно-методического комплекта.
  • Контроль уровня обученности.
  • Литература и другие средства обучения.
  • Приложения.

Титульный лист.

Образец титульного листа (см. Приложение 1.)

Титульный лист рабочей программы по предмету должен включать в себя:

  • наименование ОУ;
  • название предмета;
  • класс, уровень (базовый, профильный, общеобразовательный, специального коррекционного обучения);
  • год разработки;
  • гриф рассмотрения, принятия программы школьным или городским методическим объединением;
  • гриф согласования программы с руководителем ОУ;
  • сведения о составителе программы с указанием должности;
  • следует также указать точное библиографическое описание примерной программы, на основе которой составлена рабочая программа.

Пояснительная записка.

В пояснительной записке обязательно следует отразить:

  • нормативную базу преподавания данного учебного предмета;
  • место учебного предмета в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования;
  • цели и задачи реализации учебного предмета;
  • роль предмета в формировании ключевых компетенций;
  • чем отличие данной рабочей программы от примерной программы, которая дается в качестве опоры, «скелета» индивидуальность рабочей программы;
  • межпредметные связи изучения предмета;
  • особенности организации учебного процесса по предмету в конкретном ОУ, классе;
  • формы контроля, используемые учителем.

При необходимости в пояснительной записке следует указать следующее:

  • какой раздел дополнен новыми темами;
  • почему увеличено количество часов на тот или иной раздел, тему;
  • перераспределено количество часов внутри раздела, темы;
  • изменена последовательность изучения учебного материала.

Содержание учебного предмета.

Это основная часть программы, строится по разделам и темам в соответствии с учебно-тематическим планом. Здесь следует опираться на обязательный минимум содержания основных образовательных программ Государственного образовательного стандарта.

Порядок записи может быть таким:

  • следует назвать тему с указанием количества часов, необходимых на её изучение;
  • сделать реферативную запись содержания учебного материала, подлежащего изучению, освоению (дидактические единицы);
  • прописать виды практических работ (для каждого предмета – свои).

Основное содержание учебного предмета отражено в примерной программе.

Учебно-тематический план.

Здесь раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы, проводится распределение учебных часов по разделам и темам из расчёта максимальной учебной нагрузки. Отражаются зачёты, контрольные, самостоятельные работы. Форма учебно-тематического плана может меняться в зависимости от особенностей предмета. При планировании курса необходимо учесть количество учебных недель. Так, например, в 2010-2011 учебном году рекомендована следующая продолжительность учебного года:

  • для 1 классов - 33 недели;
  • для 9, 11-ых классов – 34 недели;
  • для остальных классов – 35 недель.

Календарно-тематический план составляется на основе рабочей программы. В электронном ресурсе «Модель образовательной программы школы» представлено по одному варианту тематического планирования. Этот электронный ресурс позволяет учителю в диалоге с компьютерной программой, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии, включает планирование по курсу цели изучения предмета, планируемые результаты обучения, минимальные и возможные дидактические единицы с внутрипредметными и межпредметными связями, виды учебных занятий.

Структура календарно-тематического планирования есть также в некоторых методических письмах о преподавании учебных предметов. Федеральные государственные образовательные стандарты и примерные программы опубликованы на официальном сайте Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

  1. Требования к уровню усвоения учебного материала должны быть не ниже требований, сформулированных в государственных стандартах образования.
  2. Они должны быть распределены по классам, а не охватывать в целом всю ступень обучения.

Требования к уровню подготовки учащихся прописаны в программах и стандартах. Если учитель составляет программу по курсу, то требования к уровню подготовки учащихся должны быть прописаны по каждому году обучения.

Описание используемого УМК.

Включает в себя название, автора УМК, используемый учебник, рабочую тетрадь, электронный учебник и книгу для учителя, входящие в данный учебно-методический комплект.

Контроль уровня обученности.

В данном пункте программы можно перечислить формы контроля (диктанты, тесты, творческие задания, контрольные работы), критерии оценки, а в приложении к рабочей программе можно представить сами контрольно- измерительные материалы. Средства контроля должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

В качестве примера, и может быть, в помощь учителям математикам предлагаю рабочую программу по алгебре 8 класса авт. А.Г. Мордкович и др.

Титульный лист рабочей программы (см. Приложение 1).

Пояснительная записка.

Нормативная база преподавания предмета

Рабочая программа по алгебре 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1756-р от 29. 12.2001г.
  2. Федерального компонента государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по математике, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004г № 1089.
  3. Законом Российской Федерации « Об образовании» (статья 7).
  4. Областного базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ Главного управления образования администрации Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области, реализующих программы общего образования» № 155 от 06.04.2005 г).
  5. Учебного плана МОУ «Коломыцевская СОШ» на 2010/2011 учебный год.
  6. Примерной авторской (авт.-сост. И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович) программы основного общего образования по алгебре.

Рабочая программа курса алгебры VIII класса рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). 105 часов согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и 35 часов из школьного компонента.

Дополнительные 35 часов позволяют глубже изучить наиболее трудные для учащихся темы, рассмотреть большее количество разнообразных задач и упражнений изучаемых тем.

На изучение темы «Алгебраические дроби» добавлено 8 часов, т.к. тема требует хорошего понимания и навыков решения. На изучение темы «Функция » добавлено 7 часов, «Квадратичная функция» добавлено 6 часов, т.к. функциональной линии в курсе алгебры уделяется большое внимание, эти темы требуют более тщательного изучения. «Квадратные уравнения» добавлено 4 часа, т.к. это традиционно темы необходимые для успешного усвоения дальнейшего курса математики в старших классах, большее количество позволит рассмотреть большее количество примеров на данную тему. На изучение темы «Неравенства» добавлено 3 часа, что позволяет более глубоко рассмотреть важную тему математики, так же необходимую для успешного усвоения программы в старшей школе. И на повторение отводится на 7 часов больше, что так же позволит рассмотреть более трудные темы для учащихся повторно, на более высоком уровне.

Цели.

Основные цели и задачи курса алгебры VIII класса заключаются в следующем:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  • интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  • воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания математики в VIII классе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
  • решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие VIII класс, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Содержание учебного предмета.

Более подробное содержание (см. Приложение 1).

Тематическое планирование.

№ п/п Наименование темы Кол-во часов для 3-х часовой нагрузки Кол-во часов для 4-х часовой нагрузки К/р
1. Алгебраические дроби. 22 30 2
2. Функция . Свойства квадр