Интегрированный урок (история + литература) "Паруса Эллады"

Разделы: История и обществознание, Литература


Содержание

  • Оборудование;
  • Цели и план урока;
  • Материал урока;
  • Литература;
  • Приложение.

Оборудование:

  • карта Древней Греции;
  • раздаточный материал;
  • написанные на доске эпиграфы к уроку;
  • творческие работы учащихся (иллюстрации к мифам и легендам Древней Греции);
  • иллюстрации “Двенадцать подвигов Геракла”;
  • нарисованные на ватмане владения Зевса (гора Олимп), Посейдона (морская стихия), Аида (подземное царство мертвых);
  • реквизит для инсценировок мифов Древней Греции;
  • костюмы для участников сценок: Зевса, Аида, Посейдона, Геры, Афины-Паллады, Афродиты, Эриды, Муз, Париса, Геракла, немейского Льва;
  • музыкальное оформление (греческая музыка “Сиртаки”);
  • письменные принадлежности;
  • призы для награждения (лавровые венки).

Цели урока:

1. Обучающие:

  • закрепить знания по Древней Греции, полученные на уроках истории и литературы;
  • продолжить формирование у учащихся умений и навыков при работе с картой, работы в группах;
  • продолжить знакомство с искусством и литературой Древней Греции.

2. Развивающие:

  • развивать интерес к истории и культуре Древней Греции;
  • продолжить развивать умения обсуждения, выбора и высказывания точки зрения группы и своей;
  • развивать воображение, любознательность, сотрудничество и творческие способности.

3. Воспитывающие:

  • прививать любовь, бережное и уважительное отношение к историческим и культурным ценностям человеческого общества.

План урока

I. Организационный момент.

II. Путешествие на Олимп:

  • встреча с Богами;
  • исполнение греческого танца “Сиртаки”;
  • сценка “Яблоко раздора”.
  1. Практическая работа по группам.
  2. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Награждение.

Учащиеся классов заранее распределяются по группам (4 группы по 8 человек); повторяют изученный материал по истории и литературе; учат стихотворения об Олимпийских играх, выполняют иллюстрации к понравившимся мифам и легендам Древней Греции; участвуют в репетиции греческого танца и театрализованного представления, в инсценировках “Яблоко раздора” и “Немейский лев”, помогают готовить реквизит и костюмы.

Эпиграфы урока: “Замешав “молодую землю” речною водою,

Сделал подобье богов, которые всем управляют”. Овидий “Метаморфозы”

“Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи, Старца великого тень чую смущенной душой”. А.С.Пушкин

Ход урока

I. Организационный момент.

  1. На перемене перед началом урока звучат греческие мелодии.
  2. Звучат эпиграфы урока, написанные на доске.
    Учитель истории: “Замешав “молодую землю” речною водою,
    Сделал подобье богов, которые всем управляют”

Вы услышали высказывание греческого мудреца Овидия о своей стране. И действительно, когда мы говорим о Греции, перед нами возникают образы великих богов, героев, мы вспоминаем о Светлом Олимпе и об олимпийских играх. И сегодня на уроке мы будем говорить о Древней Греции, вспомним ее историю и, конечно, совершим путешествие на Светлый Олимп к богам, которые, по словам Овидия, “всем управляют”.

Учитель литературы: “Слышу умолкнувший звук божественной эллинской речи,

Старца великого тень чую смущенной душой”

С восхищением о поэзии Древней Греции говорил Александр Сергеевич Пушкин. И мы с вами сегодня вспомним мифы и легенды, увидим некоторых богов и героев в инсценированном представлении, которое подготовили ваши одноклассники и ученики из старших классов.

Учитель истории: Цель нашего необычного урока состоит в том, чтобы вы, ребята, вспомнили и повторили пройденный материал по истории и литературе, а также узнали для себя что-то новое и интересное.

Учитель литературы: Перед нами стоял следующие задачи:

  • продолжить знакомство с поэтическим творчеством, мифами и легендами Древней Греции;
  • повторить и обобщить знания об истории этой интересной страны, расширить свой кругозор о ней.

Вы покажете свои знания и умения при выполнении групповых заданий и работе по карте, а еще вам потребуются творчество, воображение и фантазия.

II. Путешествие на Светлый Олимп. Встреча с Богами.

Учитель истории: Пора, пора исполнить нам все, что приказано Богами! О люди! Вам несказанно повезло! О, смертные! Сегодня Боги Олимпа покажутся вам во всем своем величии. Давайте ж вспомним повелителя Богов и его братьев.

1. Выход Богов и Богинь. Учащиеся называют: Зевс, Посейдон, Аид. (Одновременно уч-ся предлагается распределить нарисованных Богов по их владениям).

Выходят Зевс, Посейдон, Аид и о чем-то негромко разговаривают, постепенно повышая голос, садятся за пиршественный стол, продолжая спорить.

Учитель литературы: О, смертные, прислушайтесь, кажется, Боги спорят, кто из них главней.

Вдруг из-за стола вскакивает Посейдон, трезубцем ударяет по полу и гневно говорит:

Я – Бог морей, являюсь сыном Кроноса и Реи,

Своим трезубцем раскалываю скалы и поднимаю бури. Аид: О братья, судьба мне даровала стать владыкой царства мертвых,

В моих руках находятся все жизни.
И горе тем, кто вдруг осмелится меня разгневать.

Зевс:

О братья, спору нет, наделены вы властью, силой,
Но кто осмелится со мной помериться -
Великим Зевсом – царем Богов и смертных всех!
Скажите ж, смертные, кто повелитель здесь и почему, вы объясните!

Учащиеся отвечают на вопрос, затем учитель истории обобщает их ответы:

Итак, необходимо подвести итоги. Конечно, Зевс – всемогущий повелитель, в его руках сверкают молнии и громыхают громы. Во-первых, он утверждает на земле порядок и законы; во-вторых, в руках у Зевса судьба людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и смерть.

Зевс поднимает два сосуда:
Ну что же, смертные, вы правы!
В одном сосуде у меня дары добра, в другом – несчастья, беды.
И все я это посылаю людям!

(Музы высыпают содержимое сосудов на присутствующих: уч-ся и гостей).

Посейдон:

О, вы, земные люди, а кто ответит, назовет иль перечислит
Всех племянников моих, его детей родных?
Учащиеся отвечают на вопрос.

Аид:

Гермес – посланник наш Богов – принес мне накануне весть,
Что некоторые Боги не смогут посетить сей пир.
Встречайте ж тех, кто смог сегодня к нам прийти.

(Перед выходом каждой Богини звучит греческая музыка, во время чтения стихотворения музыка приглушается. Войдя, Богини проходят и рассаживаются за пиршественным столом: Афина рядом с Аидом, Афродита с Посейдоном, Гера около Зевса).

Учитель литературы:

Вот видим мы могучую Афину – Богиню мудрости,
Но, к сожалению, большую любительницу войн.

Учитель истории:

Из пены к нам морской явилась Афродита.
Ста людей любовью одарит,
Но от ее любви сердца разбиты,
И золото волос ее слепит.

Зевс: А кто же, смертные, жену мою величественную знает?

Учащиеся: Жену Зевса зовут Герой. Гера – Богиня бракосочетания и хранительница семейных уз и домашнего очага.

Учитель литературы:

А вот идет величественная Гера,
Женой приходится божественному Зевсу.
И Боги все встают, приветствуя ее.
И если честно вам сказать, то даже Зевс побаивается Геру.

2. Исполнение греческого танца “Сиртаки”.

Зевс: Ну, коль все в сборе, пора и пиршество начать!

(Музы разливают Богам напитки).

Гера:

О, смертные, а вам известно, что на Олимпе живут не только Боги,
Но и музы, и их предназначенье – нас услаждать и развлекать.

(Хлопает в ладоши, звучит греческая музыка, исполняется танец “Сиртаки”).

Афина:

Вы, кажется, забыли, о Боги,
Зачем мы здесь сегодня собрались.
Нам надо побеседовать с людьми,
Которые забыли, что значит почитать Богов!
Итак, начнем сначала.
О чем нам говорит название Эллада?

Уч-ся: О Боги! Эллада – это название Древней Греции, и жители ее называются эллинами. Больше всего на свете греки любят море.

Зевс: Продолжим наш вечерний разговор.

Аид: Давайте поговорим о царстве мертвых.

Посейдон: Нет, лучше о морских дарах природы.

Входит Эрида:

А лучше просто о дарах природы: о яблоке вот, например.
Забыли пригласить меня на это пиршество, неблагодарные вы Боги!
А я такая же богиня, как и вы,
Имею право занять место на Олимпе.

(Эрида садится рядом с Герой).

3. Сценка “Яблоко раздора”.

Учитель литературы: Вы сейчас увидели коварную Эриду, Богиню ссоры и раздора. Готовится она свершить свое злодейство.

Учитель истории: Скажите, люди, кого сумела поссорить Эрида при помощи яблока?

Учащиеся: Эрида сумела поссорить трех великих богинь: Геру, Афину, Афродиту.

Учитель истории: У нас с вами появилась возможность увидеть, как это все произошло.

(В это время Эрида встает и бросает яблоко, которое поднимает нимфа и читает на нем надпись: “Самой прекрасной”).

Афродита: Оно должно принадлежать мне!

Гера: Нет, яблоко мое по праву!

Афина: Вы обе недостойны называть себя прекраснейшими!

Богини: Великий Зевс, так разреши наш спор: кто здесь прекрасней всех?

Зевс:

Остановите спор ваш! Он не нужен.
И разрешит его не бог, а только смертный.

Посейдон: Давайте спросим мы у смертных, кто рассудил нелепый этот спор?

Аид:

И кто по предсказанию явился причиной гибели Трои?
Учащиеся отвечают на вопрос.

Один из учеников: У царя Трои Приама родился сын Парис. Вещатели предсказали, что он станет причиной гибели царства Приама. Тогда царь повелел отнести младенца в лес и там бросить, но мальчик выжил. Его вскормила своим молоком медведица, а воспитал в простой семье пастух, И вот предстали перед ним три великие богини. (Во время рассказа появляется Парис со свирелью в руках, нимфа отдает ему яблоко).

Парис:

Великие Богини, чем я, простой пастух,
Вскормленный той медведицей лесной.
Привлек к себе вниманье ваше?

Эрида:

Парис, в своих руках ты держишь яблоко.
Отдай же той, которую считаешь ты прекрасной.

Гера: Если ты мне присудишь первенство, я подарю тебе власть над Азией и Элладой.

Афина: Если ты мне присудишь первенство, я сделаю тебя полководцем в Азии и Элладе, и ты увидишь мир числом и блеском твоих побед.

Афродита: Если ты мне присудишь первенство, я дам тебе в жены прекраснейшую женщину в Азии и Элладе.

Парис:

Ты, златокудрая Богиня, Богиня юности, любви и красоты.
Тебе я отдаю вот этот плод земной, и ты из всех прекраснейшая в мире.

Афродита:

Отправляйся же в Спарту, и там, во дворце Менелая,
Ты найдешь прекрасную Елену, которая суждена тебе.
Что на небесах Афродита, то на земле — Елена.

(Немая сцена: все замирают, Эрида злобно хохочет).

Эрида: Ха-ха-ха, предсказание сбудется, сбудется...

Учитель истории: Да, оно сбудется, и Парис, действительно, станет причиной гибели своей родины – Трои. Но это уже другая история.

Учитель литературы: Пожалуйста, великие Богини, вернитесь на Светлый Олимп.

Аид: Как хорошо владыкой быть в подземном царстве, где нет ни споров и ни ссор, а только слышишь вздохи, стоны этих грешных душ.

Посейдон: Да, красота – коварный дар, способный смертного и бога погубить.

III. Практическая работа по группам.

1. Олимпийские игры.

Учитель истории: Настал момент! И не хотят ли, великие Боги, задать вопросы смертным? Зевс: Скажите, смертные, когда впервые были проведены Олимпийские игры в Греции? Ответ учащихся (в 776 году до нашей эры).

Учитель литературы: Великие Боги, послушайте стихи об Олимпийских играх.

Ученик:

Две тысячи примерно лет тому назад, чему не только греки были рады,
Старт взял огонь олимпиад под солнцем пламенной Эллады.
Теперь же раз в четыре года под жарким солнцем летних дней
Горит огонь Олимпиады, народы все собрав на ней.

Ученик:

Дух соревнований и борьбы всегда царил в Элладе.
И вот в священной роще Зевса, в 776 году до нашей эры,
Огонь зажегся олимпийских игр, герои состязались там во всем:
В метанье диска, в беге, бою кулачном, в стрельбе из лука и скаканье на конях.

Зевс: Простые смертные, мы приглашаем вас участвовать в соревнованьях, а победителей же наградим венками лавра.

Учитель истории: О, великие Боги! Разрешите провести сегодня не просто соревнованья, а игры разума и мудрости. У нас уже и команды готовы к состязаньям.

Учитель литературы: Одна лишь просьба к вам, Богам: просим великих Богинь возглавить команды. А вы, великие Боги-братья, честно и справедливо судите состязанья, чтобы выбрать достойного победителя.

2. Групповое выполнение заданий по карточкам.

Задание №1. Составить из данных букв названия команд. Задание выполняется на скорость под легкую греческую музыку. Названия: Спартанцы, Троянцы, Микенцы, Критяне.

Задание №2. Заполните контурную карту “Древнейшая Греция” (Приложение 1),

Задание (Приложение 2) выполняется под легкую греческую музыку.

Зевс: А знаете ли вы все, что гам, внизу, на земле, родился герой, но имени Геракл! И суждено ему защитником обиженных всех стать, И подвигов тройских совершить немало! Скажите, смертные, какие подвиги Геракла вам известны?

Учащиеся перечисляют, каждая команда по очереди называет один из подвигов, за правильный ответ дается жетончик:

Немейский лев Лернейская гидра Стимфалийские шицы
Керинейская лань Эриманфский кабан Скотный двор царя Авгия
Критский бык Кони Диомеда Пояс Ипполиты
Коровы Гериона Кербер Яблоки Гесперид

Посейдон:

А что, может, мы посмотрим один из его подвигов?
Аид, какой ты хочешь подвиг здесь увидеть?

Аид:

Ой-ой-ой, я прямо растерялся, сейчас соображу...
Давайте льва немейского сюда.

3. Исполнение сценки “Немейский лев” (первый подвиг Геракла)

Звучит тихая греческая музыка, на фоне которой музы ведут рассказ.

Муза: Неподалеку от города Микены расположен храм Зевса, возле которого поселился огромный лев-людоед. И никто не мог с ним справиться, кроме Геракла.

(На сцене появляются Геракл и лев, выполняющие все действия, которые проговаривает муза).

Муза: Когда Геракл увидел огромного льва, он достал стрелу из колчана, подаренную ему самим Аполлоном, и натянул тетиву. Но отскочила от шкуры льва эта стрела. Тогда Геракл подошел к грозному зверю и изо всех сил ударил его палицей. Но хищник остался невредимым. И тогда у героя не осталось никакого другого выхода, как сражаться со львом голыми руками. Жестокой была эта борьба, но все же Геракл победил.

Учитель литер.: Но, уважаемые Боги и Герои, мы с вами живем уже в цивилизованном мире. Зачем устраивать кровавые здесь сцены? Давайте разрешим все полюбовно. Я предлагаю мой выход в сложившейся ситуации. Посмотрим же, как мирно можно все решить.

Когда Геракл подходит ко льву, тот достает табличку: “Грозный Лев, не подходить!” В свою очередь Геракл разворачивает табличку: “Герой Геракл никого не боится!” Лев поднимает в ответ: “Очень крутой Лев! Прошу отвязаться!” Геракл: “Это мне неинтересно. Я пришел за твоей шикарной шкурой. Неси, пока не поздно!”

Лев отдает шкуру Гераклу, тот ее одевает, и они обмениваются рукопожатием, а затем расходятся по своим местам.

Учитель литер.: В судьбе Геракла еще немало будет бурь, и выдержит все трудности он с честью. А сейчас продолжим наши состязанья.

Задание №3. Впишите недостающие слова (Приложение 3).

Задание №4. Впишите недостающие буквы и имена действующих лиц поэм Гомера “Илиада” и “Одиссея” (Приложение 4).

Пока жюри подводит итоги, капитаны команд вытягивают карточку с творческим заданием: изобразите пантомимой древнегреческий и современный виды спорта: 1.Гимнастика и метание диска. 2. Синхронное плаванье и кулачный бой. 3. Велогонки и стрельбу из лука. 4. Поднятие штанги и скачки на конях.

IV. Заключительная часть урока. Подведение итогов. Награждение победителей.

Зевс:

Простые смертные, вы показали знания свои!
И победителей достойно наградим венками лавра,
А также все получат сладкий приз,
Чтобы за год тут в школе поумнели малость!

Жюри объявляет результаты состязаний и Зевс награждает победителей.

Домашнее задание: написать отзыв об уроке.

Приложение 6